Детство и юность
Святейший Патриарх Алексий (в миру
Ридигер Алексей Михайлович) родился 23
февраля 1929 г. в г. Таллине, Эстония.
Согласно сведениям из Родословия
Ридигеров, в царствование императрицы Екатерины II курляндский дворянин
Фридрих Вильгельм фон Ридигер перешел
в Православие и с именем Федор Иванович стал основателем одной из линий
этого известного в России дворянского
рода.
Отец Патриарха Алексия, Михаил
Александрович Ридигер, был последним,
четвертым, ребенком в браке Алексан-
дра Александровича Ридигера и Аглаиды
Юльевны Бальц. По семейному преданию, семья А.А. Ридигера эмигрировала
спешно и первоначально поселилась в
Хаапсалу, небольшом городке на берегу
Балтийского моря. Потом семья перебралась в Таллин.
В Крещении мальчику было дано имя
в честь Алексия, человека Божия. Алеша
рос спокойным, послушным и глубоко
религиозным. Этому способствовала атмосфера в семье Ридигеров, являвшей
собой пример «малой Церкви». С самого
раннего детства интересы Алеши Ридигера были связаны с церковной службой,
с храмом. По воспоминаниям Первосвятителя, будучи 10-летним мальчиком, он
«знал службу и очень любил служить».
Семейной традицией было совершение
паломничеств в период летних отпусков:
ездили или в Пюхтицкий монастырь, или
в Псково-Печерский. В 1937 г. Михаил
Александрович в составе паломнической
группы побывал в Валаамском монастыре. Эта поездка произвела на него столь
сильное впечатление, что и в следующем
году, и через год в паломничество на
Валаам ездила вся семья. У этих поездок
была еще и особая причина: родителей
Алеши смущала его «игра» в церковные
службы, и они хотели посоветоваться с
опытными в духовной жизни старцами.
Ответ валаамских иноков успокоил родителей: видя серьезность отрока, старцы
благословили не препятствовать его тяге
к церковной службе.
В 1944 г. 15-летний Алексий Ридигер
стал старшим иподиаконом у архиепископа Нарвского Павла (Дмитровского,
с марта 1945 архиепископ Таллинский
и Эстонский). Алексию как старшему
иподиакону и второму псаломщику
епархиальной властью было поручено
подготовить к открытию Александро-Невский собор Таллина, и в мае 1945
г. в соборе вновь начало совершаться
богослужение.
В 1946 г. Алексей успешно сдал вступительные экзамены в ЛДС, но не был
принят по возрасту – ему было только
17 лет, прием в духовные школы несовершеннолетних не дозволялся. Успешное
поступление состоялось в следующем
году, причем сразу в 3-й класс. Закончив
семинарию по первому разряду в 1949 г.,
будущий Патриарх стал студентом ЛДА.
18 декабря 1949 г. епископ Исидор
скончался, управление Таллинской
епархией временно было поручено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову). Он предложил
А. Ридигеру закончить академию экстерном и, приняв сан, начать пастырское служение в Эстонии. Митрополит
Григорий предложил юноше на выбор:
настоятельство в Богоявленском храме
в г. Йыхви, служение вторым священником в Александро-Невском соборе и
настоятельство в приходе в г. Пярну.
Алексей выбрал Йыхви, потому что путь
в него пролегал через Таллин.
Священническое служение
15 апреля 1950 г. А. Ридигер был
рукоположен в диакона, а через день
– во священника и назначен настоятелем Богоявленского храма г. Йыхви.
Приход у священника Алексия Ридигера
был очень сложный. На первое богослужение о. Алексия, бывшее в Неделю
жен-мироносиц, в храм пришли всего
несколько женщин. Однако постепенно
приход оживал, сплачивался, начали ремонт храма.
В 1953 г. священник А. Ридигер закончил заочно Духовную Академию по
первому разряду со степенью кандидата
богословия. 15 июля 1957 г. он был переведен в университетский г. Тарту и назначен настоятелем Успенского собора,
который находился в тяжелом состоянии,
требовал срочного и большого ремонта.
Средств на ремонт не было, и тогда о.
Алексий решил поехать в Москву, в Патриархию, и попросить о финансовой помощи. Святейший Патриарх распорядился
помочь инициативному священнику.
17 августа 1958 г. о. Алексий был
возведен в сан протоиерея, 30 марта
1959 г. назначен благочинным Тарту-Вильяндиского округа Таллинской епар-
хии, включавшего в себя 32 русских и
эстонских прихода. В Эстонии священнослужители были очень бедны. Впоследствии, уже став иерархом Русской
Православной Церкви, владыка Алексий
сумел помочь эстонскому духовенству,
установив священнослужителям пенсии
с более раннего возраста.
19 авг. 1959 г. скончалась мать будущего Патриарха Е.И. Ридигер. Тогда
о. Алексий окончательно решил принять монашество. 3 марта 1961 г. в
Троице-Сергиевой Лавре был совершен
монашеский постриг протоиерея Алексия
с именем в честь святителя Алексия,
митрополита Московского.
Епископское служение
В условиях начавшихся новых гонений
на Церковь для ее защиты и управления
были необходимы молодые, энергичные
епископы. Мнение об отце Алексии уже
сложилось у высшего священноначалия.
Его начали приглашать сопровождать
иностранные делегации в их поездках
по России.
Наконец, 14 авг. 1961 г. постановлением Священного Синода во главе
со Святейшим Патриархом Алексием I
иеромонах Алексий назначен епископом
Таллинским и Эстонским с поручением
временного управления Рижской епархией. После возведения в сан архимандрита
3 сентября 1961 г. в Александро-Невском
кафедральном соборе Таллина состоялась
хиротония архимандрита Алексия в епископа Таллинского и Эстонского, хиротонию возглавил архиепископ Ярославский
и Ростовский Никодим (Ротов).
В первые же дни епископ Алексий был
поставлен в крайне тяжелое положение:
Совет по делам Русской Православной
Церкви по Эстонии летом 1961 г. принял
решение о закрытии Пюхтицкого монастыря и 36 «нерентабельных» приходов
(«нерентабельность» церквей была распространенным предлогом для их закрытия в годы хрущевского наступления на
Церковь). Сознавая опасность, грозящую
Православию в Эстонии, епископ Алексий
упросил уполномоченного отложить ненадолго исполнение этого решения. Церковь
в Эстонии получила небольшую передышку, но нужно было оградить монастырь и
храмы от посягательств властей. В начале
мая 1962 г., пользуясь своим положением заместителя председателя ОВЦС,
епископ Алексий организовал посещение
Пюхтицкого монастыря иностранными делегациями, после чего вопрос о закрытии
обители больше не поднимался.
| Епископу Алексию удалось отстоять
и таллинский кафедральный Александро-Невский собор, который по смерти его
отца 9 мая 1962 власти хотели переоборудовать в планетарий. Удалось сохранить
и все 36 «нерентабельных» приходов.
Вместе с назначением на Таллинскую
кафедру епископу Алексию было поручено временно управлять Рижской епархией. За недолгое время управления этой
епархией (до 12 января 1962) он дважды
посетил Латвию и совершал богослужения
в кафедральном соборе, рижском Сергиевом женском монастыре и рижской Преображенской пустыни. В связи с новыми
обязанностями заместителя председателя
ОВЦС владыка Алексий по собственной
просьбе был освобожден от управления
Рижской епархией.
23 июня 1964 г. указом Святейшего
Патриарха Алексия I епископ Таллинский Алексий (Ридигер) был возведен
в сан архиепископа. 22 дек. 1964 г.
определением Святейшего Патриарха и
Священного Синода архиепископ Алексий был назначен управляющим делами
Московской Патриархии и постоянным
членом Синода.
Одним из самых сложных вопросов
из тех, с которыми владыка Алексий
сталкивался как управляющий делами
Московской Патриархии, был вопрос о
Крещении: власти на местах изобретали
всевозможные ухищрения, чтобы воспрепятствовать Крещению детей и взрослых.
Владыке Алексию приходилось обращаться в Совет по делам религий, после чего
злоупотребления власти по отношению к
Церкви временно прекращались.
При преемнике Святейшего Патриарха Алексия I († 1971 г.), Святейшем
Патриархе Пимене, исполнять послушание управляющего делами стало сложнее.
Патриарх Пимен, человек монастырского склада, благоговейный совершитель
богослужений и молитвенник, нередко
тяготился нескончаемым многообразием
административных обязанностей. Помимо
исполнения постоянных должностей в
высшем церковном управлении владыка Алексий участвовал в деятельности
временных синодальных комиссий: по
подготовке и проведению празднования
500-летия и 60-летия восстановления
Патриаршества, подготовке Поместного
Собора 1971 г., по проведению празднования Тысячелетия Крещения Руси,
был председателем комиссии по приему,
реставрации и строительству в Свято-Даниловом московском монастыре.
В середине 80-х гг., с приходом к
власти в стране М.С. Горбачева, обозначились перемены в политике руко-
водства, менялось общественное мнение.
17 декабря 1985 г. митрополит Алексий
направил письмо Горбачеву, в котором
впервые поставил вопрос о перестройке
государственно-церковных отношений, о
прекращении давления государства на
Церковь. Ответом властей на письмо, в
полном соответствии со старыми традициями, было распоряжение отстранить
владыку Алексия от ключевой в то
время должности управляющего делами,
что и было исполнено Синодом. После
кончины митрополита Ленинградского
Антония (Мельникова) определением
Священного Синода от 29 июля 1986 г.
митрополит Алексий был назначен на
Ленинградскую и Новгородскую кафедру
с оставлением за ним управления Таллинской епархией.
| В юбилейный 1988-й год произошел
радикальный сдвиг во взаимоотношениях
Церкви и государства, Церкви и общества. В апреле 1988 г. состоялась беседа
Святейшего Патриарха Пимена и постоянных членов Священного Синода РПЦ
с Горбачевым, в которой участвовал и
митрополит Ленинградский Алексий. Иерархами был поставлен ряд конкретных
вопросов, связанных с обеспечением
нормальной деятельности православной
Церкви. После этой встречи был открыт
путь к широкому общенациональному
празднованию 1000-летия Крещения Руси,
которое стало подлинным триумфом
Церкви. Юбилейные торжества продолжались с 5 по 12 июня 1988 г. 6 июня
в Троицком соборе Троице-Сергиевой
Лавры открылся Поместный Собор, на
котором совершена была канонизация 9
святых, среди них – блаженная Ксения
Петербургская.
В конце 80-х гг., в обстановке реально начавшихся перемен, авторитет
митрополита Алексия вырос не только в
церковных, но и в общественных кругах.
В 1989 г. владыка Алексий был избран
народным депутатом СССР от Фонда
милосердия и здоровья, членом правления которого он состоял. Митрополит
Алексий стал также членом Комитета по
международным премиям мира.
Избрание Патриархом
3 мая 1990 г. почил Святейший Патриарх Пимен. Для избрания преемника
почившего Патриарха были созваны
Архиерейский и Поместный Соборы. Архиерейский Собор, состоявшийся 6 июня
в Патриаршей резиденции в Даниловом
монастыре, избрал трех кандидатов на
Патриарший Престол.
7 июня председатель счетной комиссии
Собора митрополит Сурожский Антоний
(Блум) объявил результаты голосования:
139 голосов было подано за митрополита
Ленинградского и Новгородского Алексия,
107 – за митрополита Ростовского и
Новочеркасского Владимира (Сабодана)
и 66 – за митрополита Киевского и
Галицкого Филарета (Денисенко). После
оглашения окончательных результатов
голосования новоизбранный Патриарх
ответил на обращенный к нему вопрос
председателя Собора положенными по
чину словами: «Избрание меня Освященным Поместным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским
и всея Руси с благодарением приемлю
и нимало вопреки глаголю».
8 июня заседание Собора открыл его
новый председатель – Патриарх Алексий.
В этот день Собор издал деяние о прославлении св. праведного Иоанна Кронштадтского, которого Патриарх Алексий
особенно почитал. 10 июня 1990 г. в Богоявленском соборе Москвы состоялась
интронизация новоизбранного Патриарха,
которому за Божественной литургией сослужили Католикос-Патриарх Грузии Илия
II, члены Священного Синода, представитель Антиохийского Патриарха епископ
Нифонт и сонм духовенства.
В день своей интронизации новоизбранный 15-й Патриарх Московский и
всея Руси Алексий II произнес Первосвятительское слово, в котором отметил:
«С благодарением Богу мы отмечаем,
что перед нами открываются новые пути
и средства для развития свободного духовного просвещения в самых различных
кругах нашего общества...»
Церковно-государственные
отношения в Патриаршество
Алексия II
С первых шагов Патриаршего служения Алексий II в контактах с властями
умел оградить и подчеркнуть достоинство
Церкви, которую он возглавлял. Вскоре
после интронизации Святейший Патриарх
довел до сведения Президента СССР
критическое отношение Поместного Собора к проекту нового закона «О свободе
совести и религиозных организациях»,
была достигнута договоренность об
участии представителей РПЦ и других
религиозных общин в дальнейшей работе
над законопроектом. Спустя месяц после
издания союзного закона был принят
российский закон «О свободе вероисповеданий».
5 ноября 1990 г., впервые после послания святителя Тихона 1918 г. Святейший Патриарх в обращении к согражданам дал оценку Октябрьской революции:
«Семьдесят три года назад произошло
событие, определившее путь России в
двадцатом столетии. Этот путь оказался
скорбен и тяжек... И пусть все минувшие
годы один за другим встанут в нашей
совести и будут нас умолять не платить
человеческими судьбами за эксперименты и принципы политиков». По просьбе
Святейшего Патриарха российскими
властями Рождество Христово с 1991 г.
было объявлено выходным днем.
По поводу трагических событий, происходивших в стране 19-22 августа 1991
г., в своем «Послании к архипастырям,
пастырям, монашествующим и всем
верным чадам Русской Православной
Церкви» Святейший Патриарх писал: «В
дни, которые только что довелось пережить нам, кончился Промыслом Божиим
период нашей истории, начатый в 1917
году… Коммунистическая идеология, как
мы убеждены, никогда более уже не будет государственной в России...»
Во время государственного кризиса
в сентябре – октябре 1993 г. Святейший Патриарх, находившийся тогда на
праздновании 200-летия Православия в
Америке, срочно прервал визит и вернулся на родину. В Даниловом монастыре
при посредничестве Священноначалия
Русской Церкви состоялись переговоры
представителей противоборствующих
сторон, однако, это не предотвратило
кровопролития.
Важнейшим документом, регламентирующим жизнь религиозных организаций
в России, стал принятый 26 сентября
1997 г. новый закон «О свободе совести
и о религиозных объединениях». При
деятельном участии Патриарха Алексия
в своей окончательной редакции закон
признал историческую роль Православной
Церкви в судьбе России.
В феврале 1999 г. Русская Церковь
и общественность России праздновали
70-летие Патриарха, а 10 июня 2000 г.
Русская Церковь торжественно отметила
десятую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Алексия. Обращаясь
к Патриарху с приветственным словом,
Президент России В.В. Путин подчеркнул:
«Несмотря на то что Вам довелось вести
церковный корабль в нелегкое и противоречивое время, прошедшее десятилетие
стало уникальной эпохой реального возрождения нравственных основ жизни
общества. В этот ответственный момент
отечественной истории миллионы наших
сограждан с глубоким уважением прислушиваются к Вашему твердому, сердцем
выстраданному слову пастыря» (Православная Москва. 2000. ? 12. С. 2).
Внутрицерковная жизнь в
Патриаршество Алексия II
В первое десятилетие Предстоятельства Патриарха Алексия прошли
несколько Архиерейских Соборов, на
которых были приняты важнейшие для
жизни РПЦ решения.
Наиболее значимыми для внутрицерковной жизни явились Архиерейский
Собор 1992 г. и Юбилейный Собор,
проходивший в августе 2000 г.
Итогом Собора 1992 г. была канонизация святых: новомучеников Российских митрополита Киевского и Галицкого
Владимира (Богоявленского), митрополита Петербургского и Ладожского
Вениамина (Казанского), Вел. княгини
Елисаветы и инокини Варвары, родителей Преподобного Сергия Радонежского
преподобных схимника Кирилла и схимонахини Марии и др.
Юбилейный Архиерейский Собор, проходивший в год празднования 2000-летия
Рождества Христова, открылся в зале
Церковных Соборов храма Христа Спасителя 13 августа 2000 г. В первый день
Собора Патриарх Алексий выступил с
развернутым докладом, в котором глубоко
и реалистично проанализировал все стороны современной жизни и деятельности
РПЦ. Главным итогом Собора, в деяниях
которого принимали участие 144 архиерея, стали решения о канонизации 1154
св. угодников, в т. ч. 867 новомучеников и
исповедников Российских, среди которых
св. страстотерпцы – последний Российский
император Николай II и его семья.
Характерная черта Первосвятительского служения Патриарха Алексия
– многочисленные посещения епархий,
начало которым было положено поездкой
в северную столицу сразу после интронизации. С июня 1990 г. по декабрь 2001
г. Патриарх Алексий посетил 88 епархий
РПЦ, освятил 168 храмов. Святейший
Патриарх Алексий II трижды посетил
Тобольско-Тюменскую Епархию: в 1994,
1998 и 2001 гг.
В конце 1990 г. в одном из служебных помещений Музея истории религии
и атеизма, находящегося в Казанском
соборе Санкт-Петербурга, были обнаружены св. мощи преп. Серафима Саровского. С 11 января по 30 июля 1991
г. при участии Святейшего Патриарха
Алексия состоялось перенесение мощей
преп. Серафима из Казанского собора
Петербурга сначала в Москву, а затем
в Дивеевскую обитель. Происходили и
другие знаменательные события: второе
обретение мощей святителя Иоасафа
Белгородского (28 февраля 1991 г.), чудесное обретение нетленных мощей св.
Патриарха Тихона (22 февраля 1992 г.).
В Успенском соборе Московского Кремля
стали регулярно совершаться богослужения, и этот древний храм вновь стал
Патриаршим собором РПЦ.
Символом возрождения Русской Церкви в 90-х гг. XX в. стало восстановление
храма Христа Спасителя, варварски разрушенного в 1931 г. На Пасху 1995 г.
Патриарх Алексий совершил первое богослужение в восстанавливаемом храме
– пасхальную вечерню. 19 августа 2000
г. состоялось торжественное освящение
храма Христа Спасителя.
Патриарх Алексий внимательно относился к духовным чаяниям своей паствы.
В докладе на Архиерейском Соборе 2000
г. он, в частности, говорил: «В области
устроения приходской жизни важнейшее
внимание следует уделять тому, чтобы
люди, нашедшие недавно дорогу к храму,
не покидали бы его из-за нечуткости и
грубости со стороны церковных служащих,
что, к сожалению, наблюдается в наших
приходах. Каждый пришедший в храм должен оказаться в благожелательной среде,
ощутить любовь и заботу верующих».
Внешние связи РПЦ в
Патриаршество Алексия II
В области внешних церковных связей Патриарх Алексий последовательно
проводит независимую, ясную и реалистичную политику, основанную на безусловной верности Православию, точном
соблюдении канонических установлений,
христианском понимании любви и справедливости.
Постоянно заботясь об укреплении
братских отношений между Поместными
православными Церквами, Патриарх
Алексий с особым сочувствием относится к Сербской Церкви и оказывал ей
поддержку в годы страданий сербского
народа от внешней агрессии. Он не
только неоднократно выступал с протестом против ведения международным
альянсом карательных военных действий
на территории независимой Югославии,
но дважды в эти тяжелые годы (1994 и
1999) посещал многострадальную Сербскую землю, ясно выразив позицию
многомиллионной паствы Русской Церкви. Твердая позиция Русской Церкви
и решительная поддержка Патриархом
Алексием канонического Священноначалия Болгарской Церкви, ее Предстоятеля,
Патриарха Максима, помогли преодолеть
раскол в одной из древних православных
Церквей.
| 7 января 2000 г., в праздник Рождества Христова, в вифлеемской базилике
сослужением Предстоятелей Поместных
Православных Церквей было вновь засвидетельствовано миру единство Святой
Соборной и Апостольской Церкви. За
время Первосвятительского служения Патриарх Алексий неоднократно посещал с
визитами братские Поместные Церкви.
На Архиерейском Соборе 1994 г.
Патриарх Алексий осудил католический
прозелитизм в России, напомнив, что
проповедь католической веры должна
соответствовать реальным пастырским
нуждам и потребностям народа. В то
же время Патриарх Алексий не отвергал
возможности сотрудничества с Римско-Католической Церковью и другими христианскими конфессиями в социальной,
научной, миротворческой сферах.
Последние годы на Патриаршем престоле Святейший Патриарх провел в тяжелой болезни, продолжая самоотверженно
трудиться на благо Российской Церкви.
Главным деянием Московской Патриархии
при непосредственном участии Патриарха
Алексия II стало воссоединение Русской
Православной Церкви с Русской Православной Церковью Заграницей, которое
произошло 17 мая 2007 г., в праздник
Вознесения Господня.
Особо тяжелым для Первосвятителя
оказался 2008 г., осложнившийся антицерковной деятельностью раскольников и
военными событиями в Южной Осетии.
В августе 2008 года проведен последний
Архиерейский Собор под председательством Патриарха Алексия II.
5 декабря 2008 года Святейший Патриарх Алексий перешел в мир иной,
оставив осиротевшую Российскую паству
на милость Промысла Божия. Провожать Первосвятителя пришла вся православная Россия – всего около 400 тыс.
человек – засвидетельствовав великую
любовь к своему Патриарху, ставшему
символом духовного возрождения и
духовной стабильности Русской Православной Церкви.
Самоотверженная жизнь и блаженная кончина Святейшего Патриарха показала всему миру пример, как может
деятельность одного человека, всецело
преданного Богу и ближнему, преображать жизни и характеры миллионов
людей. Личность Патриарха Алексия
явилась торжеством Православной веры,
показала истинность и преображающий
характер Святой Православной Церкви.
Имя Святейшего Патриарха Алексия II
навсегда останется в сердцах людей
разных поколений, всех, кто его знал.
Вечная ему память!
|