ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№12 2008 г. спецвыпуск         

Перейти в раздел [Документы]

Памяти Святейшего Патриарха Алексия II

Детство и юность

Святейший Патриарх Алексий (в миру Ридигер Алексей Михайлович) родился 23 февраля 1929 г. в г. Таллине, Эстония. Согласно сведениям из Родословия Ридигеров, в царствование императрицы Екатерины II курляндский дворянин Фридрих Вильгельм фон Ридигер перешел в Православие и с именем Федор Иванович стал основателем одной из линий этого известного в России дворянского рода. Отец Патриарха Алексия, Михаил Александрович Ридигер, был последним, четвертым, ребенком в браке Алексан- дра Александровича Ридигера и Аглаиды Юльевны Бальц. По семейному преданию, семья А.А. Ридигера эмигрировала спешно и первоначально поселилась в Хаапсалу, небольшом городке на берегу Балтийского моря. Потом семья перебралась в Таллин.

В Крещении мальчику было дано имя в честь Алексия, человека Божия. Алеша рос спокойным, послушным и глубоко религиозным. Этому способствовала атмосфера в семье Ридигеров, являвшей собой пример «малой Церкви». С самого раннего детства интересы Алеши Ридигера были связаны с церковной службой, с храмом. По воспоминаниям Первосвятителя, будучи 10-летним мальчиком, он «знал службу и очень любил служить». Семейной традицией было совершение паломничеств в период летних отпусков: ездили или в Пюхтицкий монастырь, или в Псково-Печерский. В 1937 г. Михаил Александрович в составе паломнической группы побывал в Валаамском монастыре. Эта поездка произвела на него столь сильное впечатление, что и в следующем году, и через год в паломничество на Валаам ездила вся семья. У этих поездок была еще и особая причина: родителей Алеши смущала его «игра» в церковные службы, и они хотели посоветоваться с опытными в духовной жизни старцами. Ответ валаамских иноков успокоил родителей: видя серьезность отрока, старцы благословили не препятствовать его тяге к церковной службе.

В 1944 г. 15-летний Алексий Ридигер стал старшим иподиаконом у архиепископа Нарвского Павла (Дмитровского, с марта 1945 архиепископ Таллинский и Эстонский). Алексию как старшему иподиакону и второму псаломщику епархиальной властью было поручено подготовить к открытию Александро-Невский собор Таллина, и в мае 1945 г. в соборе вновь начало совершаться богослужение.

В 1946 г. Алексей успешно сдал вступительные экзамены в ЛДС, но не был принят по возрасту – ему было только 17 лет, прием в духовные школы несовершеннолетних не дозволялся. Успешное поступление состоялось в следующем году, причем сразу в 3-й класс. Закончив семинарию по первому разряду в 1949 г., будущий Патриарх стал студентом ЛДА.

18 декабря 1949 г. епископ Исидор скончался, управление Таллинской епархией временно было поручено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову). Он предложил А. Ридигеру закончить академию экстерном и, приняв сан, начать пастырское служение в Эстонии. Митрополит Григорий предложил юноше на выбор: настоятельство в Богоявленском храме в г. Йыхви, служение вторым священником в Александро-Невском соборе и настоятельство в приходе в г. Пярну. Алексей выбрал Йыхви, потому что путь в него пролегал через Таллин.

Священническое служение

15 апреля 1950 г. А. Ридигер был рукоположен в диакона, а через день – во священника и назначен настоятелем Богоявленского храма г. Йыхви. Приход у священника Алексия Ридигера был очень сложный. На первое богослужение о. Алексия, бывшее в Неделю жен-мироносиц, в храм пришли всего несколько женщин. Однако постепенно приход оживал, сплачивался, начали ремонт храма.

В 1953 г. священник А. Ридигер закончил заочно Духовную Академию по первому разряду со степенью кандидата богословия. 15 июля 1957 г. он был переведен в университетский г. Тарту и назначен настоятелем Успенского собора, который находился в тяжелом состоянии, требовал срочного и большого ремонта. Средств на ремонт не было, и тогда о. Алексий решил поехать в Москву, в Патриархию, и попросить о финансовой помощи. Святейший Патриарх распорядился помочь инициативному священнику.

17 августа 1958 г. о. Алексий был возведен в сан протоиерея, 30 марта 1959 г. назначен благочинным Тарту-Вильяндиского округа Таллинской епар- хии, включавшего в себя 32 русских и эстонских прихода. В Эстонии священнослужители были очень бедны. Впоследствии, уже став иерархом Русской Православной Церкви, владыка Алексий сумел помочь эстонскому духовенству, установив священнослужителям пенсии с более раннего возраста.

19 авг. 1959 г. скончалась мать будущего Патриарха Е.И. Ридигер. Тогда о. Алексий окончательно решил принять монашество. 3 марта 1961 г. в Троице-Сергиевой Лавре был совершен монашеский постриг протоиерея Алексия с именем в честь святителя Алексия, митрополита Московского.

Епископское служение

В условиях начавшихся новых гонений на Церковь для ее защиты и управления были необходимы молодые, энергичные епископы. Мнение об отце Алексии уже сложилось у высшего священноначалия. Его начали приглашать сопровождать иностранные делегации в их поездках по России.

Наконец, 14 авг. 1961 г. постановлением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Алексием I иеромонах Алексий назначен епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. После возведения в сан архимандрита 3 сентября 1961 г. в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина состоялась хиротония архимандрита Алексия в епископа Таллинского и Эстонского, хиротонию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов).

В первые же дни епископ Алексий был поставлен в крайне тяжелое положение: Совет по делам Русской Православной Церкви по Эстонии летом 1961 г. принял решение о закрытии Пюхтицкого монастыря и 36 «нерентабельных» приходов («нерентабельность» церквей была распространенным предлогом для их закрытия в годы хрущевского наступления на Церковь). Сознавая опасность, грозящую Православию в Эстонии, епископ Алексий упросил уполномоченного отложить ненадолго исполнение этого решения. Церковь в Эстонии получила небольшую передышку, но нужно было оградить монастырь и храмы от посягательств властей. В начале мая 1962 г., пользуясь своим положением заместителя председателя ОВЦС, епископ Алексий организовал посещение Пюхтицкого монастыря иностранными делегациями, после чего вопрос о закрытии обители больше не поднимался.

Епископу Алексию удалось отстоять и таллинский кафедральный Александро-Невский собор, который по смерти его отца 9 мая 1962 власти хотели переоборудовать в планетарий. Удалось сохранить и все 36 «нерентабельных» приходов. Вместе с назначением на Таллинскую кафедру епископу Алексию было поручено временно управлять Рижской епархией. За недолгое время управления этой епархией (до 12 января 1962) он дважды посетил Латвию и совершал богослужения в кафедральном соборе, рижском Сергиевом женском монастыре и рижской Преображенской пустыни. В связи с новыми обязанностями заместителя председателя ОВЦС владыка Алексий по собственной просьбе был освобожден от управления Рижской епархией.

23 июня 1964 г. указом Святейшего Патриарха Алексия I епископ Таллинский Алексий (Ридигер) был возведен в сан архиепископа. 22 дек. 1964 г. определением Святейшего Патриарха и Священного Синода архиепископ Алексий был назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Синода.

Одним из самых сложных вопросов из тех, с которыми владыка Алексий сталкивался как управляющий делами Московской Патриархии, был вопрос о Крещении: власти на местах изобретали всевозможные ухищрения, чтобы воспрепятствовать Крещению детей и взрослых. Владыке Алексию приходилось обращаться в Совет по делам религий, после чего злоупотребления власти по отношению к Церкви временно прекращались.

При преемнике Святейшего Патриарха Алексия I († 1971 г.), Святейшем Патриархе Пимене, исполнять послушание управляющего делами стало сложнее. Патриарх Пимен, человек монастырского склада, благоговейный совершитель богослужений и молитвенник, нередко тяготился нескончаемым многообразием административных обязанностей. Помимо исполнения постоянных должностей в высшем церковном управлении владыка Алексий участвовал в деятельности временных синодальных комиссий: по подготовке и проведению празднования 500-летия и 60-летия восстановления Патриаршества, подготовке Поместного Собора 1971 г., по проведению празднования Тысячелетия Крещения Руси, был председателем комиссии по приему, реставрации и строительству в Свято-Даниловом московском монастыре.

В середине 80-х гг., с приходом к власти в стране М.С. Горбачева, обозначились перемены в политике руко- водства, менялось общественное мнение. 17 декабря 1985 г. митрополит Алексий направил письмо Горбачеву, в котором впервые поставил вопрос о перестройке государственно-церковных отношений, о прекращении давления государства на Церковь. Ответом властей на письмо, в полном соответствии со старыми традициями, было распоряжение отстранить владыку Алексия от ключевой в то время должности управляющего делами, что и было исполнено Синодом. После кончины митрополита Ленинградского Антония (Мельникова) определением Священного Синода от 29 июля 1986 г. митрополит Алексий был назначен на Ленинградскую и Новгородскую кафедру с оставлением за ним управления Таллинской епархией.

В юбилейный 1988-й год произошел радикальный сдвиг во взаимоотношениях Церкви и государства, Церкви и общества. В апреле 1988 г. состоялась беседа Святейшего Патриарха Пимена и постоянных членов Священного Синода РПЦ с Горбачевым, в которой участвовал и митрополит Ленинградский Алексий. Иерархами был поставлен ряд конкретных вопросов, связанных с обеспечением нормальной деятельности православной Церкви. После этой встречи был открыт путь к широкому общенациональному празднованию 1000-летия Крещения Руси, которое стало подлинным триумфом Церкви. Юбилейные торжества продолжались с 5 по 12 июня 1988 г. 6 июня в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры открылся Поместный Собор, на котором совершена была канонизация 9 святых, среди них – блаженная Ксения Петербургская.

В конце 80-х гг., в обстановке реально начавшихся перемен, авторитет митрополита Алексия вырос не только в церковных, но и в общественных кругах. В 1989 г. владыка Алексий был избран народным депутатом СССР от Фонда милосердия и здоровья, членом правления которого он состоял. Митрополит Алексий стал также членом Комитета по международным премиям мира.

Избрание Патриархом

3 мая 1990 г. почил Святейший Патриарх Пимен. Для избрания преемника почившего Патриарха были созваны Архиерейский и Поместный Соборы. Архиерейский Собор, состоявшийся 6 июня в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре, избрал трех кандидатов на Патриарший Престол.

7 июня председатель счетной комиссии Собора митрополит Сурожский Антоний (Блум) объявил результаты голосования: 139 голосов было подано за митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, 107 – за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и 66 – за митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко). После оглашения окончательных результатов голосования новоизбранный Патриарх ответил на обращенный к нему вопрос председателя Собора положенными по чину словами: «Избрание меня Освященным Поместным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси с благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю».

8 июня заседание Собора открыл его новый председатель – Патриарх Алексий. В этот день Собор издал деяние о прославлении св. праведного Иоанна Кронштадтского, которого Патриарх Алексий особенно почитал. 10 июня 1990 г. в Богоявленском соборе Москвы состоялась интронизация новоизбранного Патриарха, которому за Божественной литургией сослужили Католикос-Патриарх Грузии Илия II, члены Священного Синода, представитель Антиохийского Патриарха епископ Нифонт и сонм духовенства.

В день своей интронизации новоизбранный 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II произнес Первосвятительское слово, в котором отметил: «С благодарением Богу мы отмечаем, что перед нами открываются новые пути и средства для развития свободного духовного просвещения в самых различных кругах нашего общества...»

Церковно-государственные отношения в Патриаршество Алексия II

С первых шагов Патриаршего служения Алексий II в контактах с властями умел оградить и подчеркнуть достоинство Церкви, которую он возглавлял. Вскоре после интронизации Святейший Патриарх довел до сведения Президента СССР критическое отношение Поместного Собора к проекту нового закона «О свободе совести и религиозных организациях», была достигнута договоренность об участии представителей РПЦ и других религиозных общин в дальнейшей работе над законопроектом. Спустя месяц после издания союзного закона был принят российский закон «О свободе вероисповеданий».

5 ноября 1990 г., впервые после послания святителя Тихона 1918 г. Святейший Патриарх в обращении к согражданам дал оценку Октябрьской революции: «Семьдесят три года назад произошло событие, определившее путь России в двадцатом столетии. Этот путь оказался скорбен и тяжек... И пусть все минувшие годы один за другим встанут в нашей совести и будут нас умолять не платить человеческими судьбами за эксперименты и принципы политиков». По просьбе Святейшего Патриарха российскими властями Рождество Христово с 1991 г. было объявлено выходным днем.

По поводу трагических событий, происходивших в стране 19-22 августа 1991 г., в своем «Послании к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви» Святейший Патриарх писал: «В дни, которые только что довелось пережить нам, кончился Промыслом Божиим период нашей истории, начатый в 1917 году… Коммунистическая идеология, как мы убеждены, никогда более уже не будет государственной в России...»

Во время государственного кризиса в сентябре – октябре 1993 г. Святейший Патриарх, находившийся тогда на праздновании 200-летия Православия в Америке, срочно прервал визит и вернулся на родину. В Даниловом монастыре при посредничестве Священноначалия Русской Церкви состоялись переговоры представителей противоборствующих сторон, однако, это не предотвратило кровопролития.

Важнейшим документом, регламентирующим жизнь религиозных организаций в России, стал принятый 26 сентября 1997 г. новый закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». При деятельном участии Патриарха Алексия в своей окончательной редакции закон признал историческую роль Православной Церкви в судьбе России.

В феврале 1999 г. Русская Церковь и общественность России праздновали 70-летие Патриарха, а 10 июня 2000 г. Русская Церковь торжественно отметила десятую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Алексия. Обращаясь к Патриарху с приветственным словом, Президент России В.В. Путин подчеркнул: «Несмотря на то что Вам довелось вести церковный корабль в нелегкое и противоречивое время, прошедшее десятилетие стало уникальной эпохой реального возрождения нравственных основ жизни общества. В этот ответственный момент отечественной истории миллионы наших сограждан с глубоким уважением прислушиваются к Вашему твердому, сердцем выстраданному слову пастыря» (Православная Москва. 2000. ? 12. С. 2).

Внутрицерковная жизнь в Патриаршество Алексия II

В первое десятилетие Предстоятельства Патриарха Алексия прошли несколько Архиерейских Соборов, на которых были приняты важнейшие для жизни РПЦ решения.

Наиболее значимыми для внутрицерковной жизни явились Архиерейский Собор 1992 г. и Юбилейный Собор, проходивший в августе 2000 г. Итогом Собора 1992 г. была канонизация святых: новомучеников Российских митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), митрополита Петербургского и Ладожского Вениамина (Казанского), Вел. княгини Елисаветы и инокини Варвары, родителей Преподобного Сергия Радонежского преподобных схимника Кирилла и схимонахини Марии и др.

Юбилейный Архиерейский Собор, проходивший в год празднования 2000-летия Рождества Христова, открылся в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя 13 августа 2000 г. В первый день Собора Патриарх Алексий выступил с развернутым докладом, в котором глубоко и реалистично проанализировал все стороны современной жизни и деятельности РПЦ. Главным итогом Собора, в деяниях которого принимали участие 144 архиерея, стали решения о канонизации 1154 св. угодников, в т. ч. 867 новомучеников и исповедников Российских, среди которых св. страстотерпцы – последний Российский император Николай II и его семья.

Характерная черта Первосвятительского служения Патриарха Алексия – многочисленные посещения епархий, начало которым было положено поездкой в северную столицу сразу после интронизации. С июня 1990 г. по декабрь 2001 г. Патриарх Алексий посетил 88 епархий РПЦ, освятил 168 храмов. Святейший Патриарх Алексий II трижды посетил Тобольско-Тюменскую Епархию: в 1994, 1998 и 2001 гг.

В конце 1990 г. в одном из служебных помещений Музея истории религии и атеизма, находящегося в Казанском соборе Санкт-Петербурга, были обнаружены св. мощи преп. Серафима Саровского. С 11 января по 30 июля 1991 г. при участии Святейшего Патриарха Алексия состоялось перенесение мощей преп. Серафима из Казанского собора Петербурга сначала в Москву, а затем в Дивеевскую обитель. Происходили и другие знаменательные события: второе обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского (28 февраля 1991 г.), чудесное обретение нетленных мощей св. Патриарха Тихона (22 февраля 1992 г.). В Успенском соборе Московского Кремля стали регулярно совершаться богослужения, и этот древний храм вновь стал Патриаршим собором РПЦ.

Символом возрождения Русской Церкви в 90-х гг. XX в. стало восстановление храма Христа Спасителя, варварски разрушенного в 1931 г. На Пасху 1995 г. Патриарх Алексий совершил первое богослужение в восстанавливаемом храме – пасхальную вечерню. 19 августа 2000 г. состоялось торжественное освящение храма Христа Спасителя.

Патриарх Алексий внимательно относился к духовным чаяниям своей паствы. В докладе на Архиерейском Соборе 2000 г. он, в частности, говорил: «В области устроения приходской жизни важнейшее внимание следует уделять тому, чтобы люди, нашедшие недавно дорогу к храму, не покидали бы его из-за нечуткости и грубости со стороны церковных служащих, что, к сожалению, наблюдается в наших приходах. Каждый пришедший в храм должен оказаться в благожелательной среде, ощутить любовь и заботу верующих».

Внешние связи РПЦ в Патриаршество Алексия II

В области внешних церковных связей Патриарх Алексий последовательно проводит независимую, ясную и реалистичную политику, основанную на безусловной верности Православию, точном соблюдении канонических установлений, христианском понимании любви и справедливости.

Постоянно заботясь об укреплении братских отношений между Поместными православными Церквами, Патриарх Алексий с особым сочувствием относится к Сербской Церкви и оказывал ей поддержку в годы страданий сербского народа от внешней агрессии. Он не только неоднократно выступал с протестом против ведения международным альянсом карательных военных действий на территории независимой Югославии, но дважды в эти тяжелые годы (1994 и 1999) посещал многострадальную Сербскую землю, ясно выразив позицию многомиллионной паствы Русской Церкви. Твердая позиция Русской Церкви и решительная поддержка Патриархом Алексием канонического Священноначалия Болгарской Церкви, ее Предстоятеля, Патриарха Максима, помогли преодолеть раскол в одной из древних православных Церквей.

7 января 2000 г., в праздник Рождества Христова, в вифлеемской базилике сослужением Предстоятелей Поместных Православных Церквей было вновь засвидетельствовано миру единство Святой Соборной и Апостольской Церкви. За время Первосвятительского служения Патриарх Алексий неоднократно посещал с визитами братские Поместные Церкви. На Архиерейском Соборе 1994 г.

Патриарх Алексий осудил католический прозелитизм в России, напомнив, что проповедь католической веры должна соответствовать реальным пастырским нуждам и потребностям народа. В то же время Патриарх Алексий не отвергал возможности сотрудничества с Римско-Католической Церковью и другими христианскими конфессиями в социальной, научной, миротворческой сферах.

Последние годы на Патриаршем престоле Святейший Патриарх провел в тяжелой болезни, продолжая самоотверженно трудиться на благо Российской Церкви. Главным деянием Московской Патриархии при непосредственном участии Патриарха Алексия II стало воссоединение Русской Православной Церкви с Русской Православной Церковью Заграницей, которое произошло 17 мая 2007 г., в праздник Вознесения Господня.

Особо тяжелым для Первосвятителя оказался 2008 г., осложнившийся антицерковной деятельностью раскольников и военными событиями в Южной Осетии. В августе 2008 года проведен последний Архиерейский Собор под председательством Патриарха Алексия II.

5 декабря 2008 года Святейший Патриарх Алексий перешел в мир иной, оставив осиротевшую Российскую паству на милость Промысла Божия. Провожать Первосвятителя пришла вся православная Россия – всего около 400 тыс. человек – засвидетельствовав великую любовь к своему Патриарху, ставшему символом духовного возрождения и духовной стабильности Русской Православной Церкви.

Самоотверженная жизнь и блаженная кончина Святейшего Патриарха показала всему миру пример, как может деятельность одного человека, всецело преданного Богу и ближнему, преображать жизни и характеры миллионов людей. Личность Патриарха Алексия явилась торжеством Православной веры, показала истинность и преображающий характер Святой Православной Церкви. Имя Святейшего Патриарха Алексия II навсегда останется в сердцах людей разных поколений, всех, кто его знал.

Вечная ему память!

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.