Лето 2008 г., по мнению многих, очень странное. То холод, то жара, то
затяжные дожди, то ураганы и грозы. И так по всей планете. О чем хочет
сказать нам природа?.. По крайней мере, навевают эти катаклизмы тревожные чувства.
Что ждет Россию в ближайшем будущем? Некоторые из россиян вообще
не задумываются над этим вопросом;
другие утверждают, что все прекрасно и
все к лучшему. Третьи пытаются открыто
обличать несправедливость современного
мира и предсказывать «гибель империи».
Четвертые ударяются в иные верования
и религии, всеми силами стремясь не
только погубить самих себя, но и увлечь
в пропасть других.
Моей целью явилось желание объективно изложить и проанализировать
события, происшедшие 1-7 июля в Челябинской области, недалеко от села
Чебаркуль, близ озера Еланчик.
Сегодня все более широкий размах
приобретает деятельность всевозможных
обществ борьбы за трезвость. Этим делом
занимаются те, кто в какой-то степени
столкнулся с проблемой винопития и
табакокурения. Одним из идеологов современного трезвеннического движения
является Георгий Николаевич Жданов.
Ежегодно под его непосредственным руководством проводится Всероссийский слет
участников трезвеннического движения на
озере Еланчик, на котором мне «посчастливилось» побывать в этом году.
Предложил мне поехать туда один
из основателей Тюменского православного общества «Трезвость и трезвение»
С. Н. Басманов, повторив несколько
раз настойчиво: «Тебе надо там побывать, не пожалеешь, будет интересно».
И я решился ехать, не предполагая,
что может меня там ожидать…
Из Тюмени на Еланчик нас отправилось семь человек. Челябинск, который
мы проезжали по пути, поразил меня
своей красотой и обилием небоскребов.
Затем - унылые поля, леса и равнины
Курганской области, и наконец - красивые
лесистые холмы Предуралья. Вот, наконец,
и Еланчик. Очень красивое озеро, располагающееся в долине между горами.
Когда приехали на место, нас уже ждал
«соратник», тоже из Тюмени, лет 50-ти,
с выправкой военного – Александр Федорович. Он уже приготовил нам место
в лагере и командовал разгрузкой наших
вещей. Вокруг копошились люди: ставили
палатки, разжигали костры – словом,
готовились к слету.
Православных, как оказалось, было
здесь не очень-то много. Метров в ста
от нас расположился православный
детский лагерь под руководством молодых людей из Челябинского отделения
Всероссийского православного братства
«Трезвение».
С самого первого дня пребывания на
слете я начал догадываться, что что-то
здесь не так. Окружающие люди сохраняли удивительную индеферентность по
отношению не только к Православию, но
и вообще к монотеистическим религиям.
Присутствие в самом центре лагеря
палатки православного священника, служение им прилюдно молебна, чтение
утренних и вечерних молитв не имели
никакого воздействия, а даже, наоборот,
стал слышаться ропот и враждебные
высказывания в адрес православного
священника и вообще проповеди Православия на слете. Пройдясь по лагерю, я
не нашел ни одного атрибута, напоминающего о том, что кто-то здесь вообще
задумывается о Боге. Наоборот, везде
продавались диски с языческой символикой, амулеты, камни, фигуры домашних
божков, лежала оккультная литература и
руководства по всевозможной магии.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Православного священника руководство
слета попросило открыто не проповедовать и проводить службы вне лагеря.
Зато языческие игрища развертывались
все более открыто, привлекая все больше
религиозно непросвещенных людей. На
поляне с самого первого дня стали проводиться «вечерки»: молодые люди, девушки
в русских костюмах заводили «народные»
песни, танцы, хороводы и зазывали всех
принять в этом участие. Казалось бы, что
здесь плохого? Плохое было в том, что
народная культура проповедовалась опять
же в языческом ключе: после вечерок
проводился «ликбез» о том, что нужно
возвращаться к народным обычаям, к
исконно русским корням. Все бы ничего, но православным, присутствовавшим
на «вечерках», вежливо затыкали рот,
призывая к «терпимости». А собрания
стали заканчиваться воинственными
языческими кличами, громкими призываниями древних «богов». Воинствующая
языческая партия из Москвы проводила
тренировки по «рукопашному бою»: они
отрабатывали приемы и крутили увесистые дубинки. Честно говоря, смотреть
было жутковато: полураздетые мужики и
парни становились в большой круг, махали руками, ногами и дубинками, оглашая
простор громкими воинственными кличами. Вообще на слете приветствовался
религиозный синкретизм, а лекции по
трезвости часто напоминали лекции по
оккультизму, астрологии и магии. Слышались разговоры о наступлении новой
«эры Водолея», об активном участии в
управлении в условиях глобализации,
об изменении сознания, о единении с
природой. О монотеистических религиях
упоминалось как о рудиментах и атавизмах прошлого в условиях наступающего
«нового века» (New Age). В программе
трезвеннических мероприятий было посещение уникального дерева (большой
березы) с «сильной положительной
энергетикой». Вообще, по словам организаторов слета, «энергетики» этой на
Еланчике вдоволь.
Но и православные не молчали.
Тюменское общество «Трезвость и
трезвение» распространяло листовки с
православными статьями о проблемах
алкогольной и табачной зависимости.
Пелись православные песнопения и народные песни (а народ, естественно, у
нас был до недавнего времени православный). Проводил открытые выступления иерей Игорь Бачинин, идеолог
православного трезвеннического движения в Екатеринбургской епархии. Его
метод, основанный на воцерковлении
«зависимых», имеет самый большой процент (около 90%) тех, кто избавился от
пагубных привычек. Священник Димитрий
из Московской области (кстати, наряду
со священством он служит в авиации)
регулярно служил молебны, акафисты,
произносил проповеди, обличающие
нездоровые религиозные увлечения
«соратников» (этим словом участники
трезвеннического движения называют
друг друга). Проповеди батюшки звучали
трезво, смело и убедительно, а главное
– были своевременны. Отец Димитрий
говорил, в частности, о недобросовестности руководства слета, призывающих,
с одной стороны, к «нейтральности», а
с другой, – открыто покровительствуя
язычникам. Он также назвал имя этой
неоязыческой организации: «Родноверы»
или «Родная вера», которая тщательно
скрывает свою сущность, маскируясь
под Православие и даже называя себя
этим именем.
Перед палаткой-храмом на краю лагеря собиралось с каждым днем все больше
людей. Многие из них, поняв, «откуда
ветер дует», прекратили ходить на языческие сборища и вечерки, которые проводились одновременно с акафистами.
Апофеозом языческой вакханалии
должно было стать празднование языческому божеству Купале в ночь на
7 июля. С самого первого дня велись
приготовления: на поляне возле озера
складывали большие костры из бревен,
изготавливали и устанавливали огромное
колесо («коло» – символ языческого
божества солнца).
Наконец, последним и главным испытанием для православных стал вечер
6 июля. По лагерю ходила процессия с
большой разряженной куклой «Купалы».
При этом пелись нескромные частушки,
а все члены процессии были необычно
возбуждены. Ряженные приглашали участвовать в «представлении», должном
открыться ночью на поляне. Ближе к
ночи на поляне стали собираться толпы
разряженных и возбужденных людей. В
громкоговоритель ведущий, забыв веру
своих православных предков, весело
призывал поклоняться и прославлять
языческих богов. Голосом «диджея» он
все более разжигал страсти и без того
взвинченного народа. В это время православные шли на ночную службу в честь
покровителя трезвенников, девственника
и воздержника Великого Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя…
Началось богослужение, на которое
собралось уже около ста человек (сначала на православные службы ходило
человек десять); небольшой церковный
хор пел 103-й псалом. Служило пятеро
батюшек из Челябинской и Екатеринбургской епархий.
…А рядом на поляне разворачивалось светопреставление: голос все
того же ведущего в громкоговоритель
продолжал «зажигать» народ, срываясь
на визг и заглушая возгласы священников и пение хора. Люди, встав в два
больших хоровода и взявшись за руки,
стали ходить туда-сюда, выкрикивая
что-то вслед за ведущим. Темп пляски
все увеличивался. Загорелись огромные
костры, все стали прыгать через них,
а затем зажгли «коло» и с воплями и
громким воем покатили огненное колесо
в озеро… В это время православное Богослужение подходило к самому священному и молитвенно-сосредоточенному
моменту – совершению Таинства Евхаристии. Мы старались не замечать
того, что происходит вокруг. Отчасти
нам это удавалось. Наконец, около 3-х
часов ночи вокруг храма все стихло. Но
взбудораженный зрелищем народ еще
долго ходил впотьмах.
После литургии был чин принятия
обета трезвости. Священник-трезвенник
из Челябинской епархии произнес речь о
необходимости именно от лица священства и среди священства проповедовать
трезвый образ жизни.
Так закончилось мое путешествие
на Всероссийский слет трезвенников,
после которого я до сих пор не могу
понять, где я был: на встрече борцов
за трезвость или на собрании неоязычников, замаскированной под актуальное
и действительно важное и нужное мероприятие?
Анализируя происшедшие события, а
также участившиеся нападки на Православие со стороны сектантов, можно
сделать неутешительный вывод: семена
безбожия, посеянные во время гонений
на Церковь, дают обильные всходы. Все
более обозначается разделение идущих
по двум различным путям – жизни и
смерти. Путь жизни – Православная
вера, и от нас, православных, во многом
сегодня зависит, по какому пути пойдут наши ближние. Сегодня, как и во
времена апостольские, есть время для
подвига: нужно активно противостоять наступающему царству тьмы твердой верой,
любовью и терпением, исповедованием
перед всеми здравого православного
учения, потому что наша вера правая и
святая – нам нечего стыдиться.
Сергей Махонин, г. Тюмень
|