ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№12 2008 г.         

Духи озера Еланчик

Лето 2008 г., по мнению многих, очень странное. То холод, то жара, то затяжные дожди, то ураганы и грозы. И так по всей планете. О чем хочет сказать нам природа?.. По крайней мере, навевают эти катаклизмы тревожные чувства.

Что ждет Россию в ближайшем будущем? Некоторые из россиян вообще не задумываются над этим вопросом; другие утверждают, что все прекрасно и все к лучшему. Третьи пытаются открыто обличать несправедливость современного мира и предсказывать «гибель империи». Четвертые ударяются в иные верования и религии, всеми силами стремясь не только погубить самих себя, но и увлечь в пропасть других.

Моей целью явилось желание объективно изложить и проанализировать события, происшедшие 1-7 июля в Челябинской области, недалеко от села Чебаркуль, близ озера Еланчик.

Сегодня все более широкий размах приобретает деятельность всевозможных обществ борьбы за трезвость. Этим делом занимаются те, кто в какой-то степени столкнулся с проблемой винопития и табакокурения. Одним из идеологов современного трезвеннического движения является Георгий Николаевич Жданов. Ежегодно под его непосредственным руководством проводится Всероссийский слет участников трезвеннического движения на озере Еланчик, на котором мне «посчастливилось» побывать в этом году.

Предложил мне поехать туда один из основателей Тюменского православного общества «Трезвость и трезвение» С. Н. Басманов, повторив несколько раз настойчиво: «Тебе надо там побывать, не пожалеешь, будет интересно». И я решился ехать, не предполагая, что может меня там ожидать…

Из Тюмени на Еланчик нас отправилось семь человек. Челябинск, который мы проезжали по пути, поразил меня своей красотой и обилием небоскребов. Затем - унылые поля, леса и равнины Курганской области, и наконец - красивые лесистые холмы Предуралья. Вот, наконец, и Еланчик. Очень красивое озеро, располагающееся в долине между горами. Когда приехали на место, нас уже ждал «соратник», тоже из Тюмени, лет 50-ти, с выправкой военного – Александр Федорович. Он уже приготовил нам место в лагере и командовал разгрузкой наших вещей. Вокруг копошились люди: ставили палатки, разжигали костры – словом, готовились к слету.

Православных, как оказалось, было здесь не очень-то много. Метров в ста от нас расположился православный детский лагерь под руководством молодых людей из Челябинского отделения Всероссийского православного братства «Трезвение».

С самого первого дня пребывания на слете я начал догадываться, что что-то здесь не так. Окружающие люди сохраняли удивительную индеферентность по отношению не только к Православию, но и вообще к монотеистическим религиям. Присутствие в самом центре лагеря палатки православного священника, служение им прилюдно молебна, чтение утренних и вечерних молитв не имели никакого воздействия, а даже, наоборот, стал слышаться ропот и враждебные высказывания в адрес православного священника и вообще проповеди Православия на слете. Пройдясь по лагерю, я не нашел ни одного атрибута, напоминающего о том, что кто-то здесь вообще задумывается о Боге. Наоборот, везде продавались диски с языческой символикой, амулеты, камни, фигуры домашних божков, лежала оккультная литература и руководства по всевозможной магии. Чем дальше в лес, тем больше дров.

Православного священника руководство слета попросило открыто не проповедовать и проводить службы вне лагеря. Зато языческие игрища развертывались все более открыто, привлекая все больше религиозно непросвещенных людей. На поляне с самого первого дня стали проводиться «вечерки»: молодые люди, девушки в русских костюмах заводили «народные» песни, танцы, хороводы и зазывали всех принять в этом участие. Казалось бы, что здесь плохого? Плохое было в том, что народная культура проповедовалась опять же в языческом ключе: после вечерок проводился «ликбез» о том, что нужно возвращаться к народным обычаям, к исконно русским корням. Все бы ничего, но православным, присутствовавшим на «вечерках», вежливо затыкали рот, призывая к «терпимости». А собрания стали заканчиваться воинственными языческими кличами, громкими призываниями древних «богов». Воинствующая языческая партия из Москвы проводила тренировки по «рукопашному бою»: они отрабатывали приемы и крутили увесистые дубинки. Честно говоря, смотреть было жутковато: полураздетые мужики и парни становились в большой круг, махали руками, ногами и дубинками, оглашая простор громкими воинственными кличами. Вообще на слете приветствовался религиозный синкретизм, а лекции по трезвости часто напоминали лекции по оккультизму, астрологии и магии. Слышались разговоры о наступлении новой «эры Водолея», об активном участии в управлении в условиях глобализации, об изменении сознания, о единении с природой. О монотеистических религиях упоминалось как о рудиментах и атавизмах прошлого в условиях наступающего «нового века» (New Age). В программе трезвеннических мероприятий было посещение уникального дерева (большой березы) с «сильной положительной энергетикой». Вообще, по словам организаторов слета, «энергетики» этой на Еланчике вдоволь.

Но и православные не молчали. Тюменское общество «Трезвость и трезвение» распространяло листовки с православными статьями о проблемах алкогольной и табачной зависимости. Пелись православные песнопения и народные песни (а народ, естественно, у нас был до недавнего времени православный). Проводил открытые выступления иерей Игорь Бачинин, идеолог православного трезвеннического движения в Екатеринбургской епархии. Его метод, основанный на воцерковлении «зависимых», имеет самый большой процент (около 90%) тех, кто избавился от пагубных привычек. Священник Димитрий из Московской области (кстати, наряду со священством он служит в авиации) регулярно служил молебны, акафисты, произносил проповеди, обличающие нездоровые религиозные увлечения «соратников» (этим словом участники трезвеннического движения называют друг друга). Проповеди батюшки звучали трезво, смело и убедительно, а главное – были своевременны. Отец Димитрий говорил, в частности, о недобросовестности руководства слета, призывающих, с одной стороны, к «нейтральности», а с другой, – открыто покровительствуя язычникам. Он также назвал имя этой неоязыческой организации: «Родноверы» или «Родная вера», которая тщательно скрывает свою сущность, маскируясь под Православие и даже называя себя этим именем.

Перед палаткой-храмом на краю лагеря собиралось с каждым днем все больше людей. Многие из них, поняв, «откуда ветер дует», прекратили ходить на языческие сборища и вечерки, которые проводились одновременно с акафистами. Апофеозом языческой вакханалии должно было стать празднование языческому божеству Купале в ночь на 7 июля. С самого первого дня велись приготовления: на поляне возле озера складывали большие костры из бревен, изготавливали и устанавливали огромное колесо («коло» – символ языческого божества солнца).

Наконец, последним и главным испытанием для православных стал вечер 6 июля. По лагерю ходила процессия с большой разряженной куклой «Купалы». При этом пелись нескромные частушки, а все члены процессии были необычно возбуждены. Ряженные приглашали участвовать в «представлении», должном открыться ночью на поляне. Ближе к ночи на поляне стали собираться толпы разряженных и возбужденных людей. В громкоговоритель ведущий, забыв веру своих православных предков, весело призывал поклоняться и прославлять языческих богов. Голосом «диджея» он все более разжигал страсти и без того взвинченного народа. В это время православные шли на ночную службу в честь покровителя трезвенников, девственника и воздержника Великого Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя…

Началось богослужение, на которое собралось уже около ста человек (сначала на православные службы ходило человек десять); небольшой церковный хор пел 103-й псалом. Служило пятеро батюшек из Челябинской и Екатеринбургской епархий.

…А рядом на поляне разворачивалось светопреставление: голос все того же ведущего в громкоговоритель продолжал «зажигать» народ, срываясь на визг и заглушая возгласы священников и пение хора. Люди, встав в два больших хоровода и взявшись за руки, стали ходить туда-сюда, выкрикивая что-то вслед за ведущим. Темп пляски все увеличивался. Загорелись огромные костры, все стали прыгать через них, а затем зажгли «коло» и с воплями и громким воем покатили огненное колесо в озеро… В это время православное Богослужение подходило к самому священному и молитвенно-сосредоточенному моменту – совершению Таинства Евхаристии. Мы старались не замечать того, что происходит вокруг. Отчасти нам это удавалось. Наконец, около 3-х часов ночи вокруг храма все стихло. Но взбудораженный зрелищем народ еще долго ходил впотьмах.

После литургии был чин принятия обета трезвости. Священник-трезвенник из Челябинской епархии произнес речь о необходимости именно от лица священства и среди священства проповедовать трезвый образ жизни.

Так закончилось мое путешествие на Всероссийский слет трезвенников, после которого я до сих пор не могу понять, где я был: на встрече борцов за трезвость или на собрании неоязычников, замаскированной под актуальное и действительно важное и нужное мероприятие?

Анализируя происшедшие события, а также участившиеся нападки на Православие со стороны сектантов, можно сделать неутешительный вывод: семена безбожия, посеянные во время гонений на Церковь, дают обильные всходы. Все более обозначается разделение идущих по двум различным путям – жизни и смерти. Путь жизни – Православная вера, и от нас, православных, во многом сегодня зависит, по какому пути пойдут наши ближние. Сегодня, как и во времена апостольские, есть время для подвига: нужно активно противостоять наступающему царству тьмы твердой верой, любовью и терпением, исповедованием перед всеми здравого православного учения, потому что наша вера правая и святая – нам нечего стыдиться.

Сергей Махонин, г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.