«Начало мира – вода,
и начало Евангелия – Иордан».
(Кирилл Иерусалимский)
Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы слышим в праздничном Евангелии за Литургией историю
сегодняшнего двунадесятого праздника
– Крещения Господня, где Иоанн Креститель покорно выполняет послушание
Господа Иисуса Христа, крестит его на
реке «Иордан». Возложив десницу свою
на главу Господа, он совершил над ним
Крещение. В это время разверзлись
небеса, и Дух Божий в виде голубя
почил на Иисусе Христе, и голос с
неба от Отца был: «Сей есть Сын Мой
Возлюбленный, о Нем же благоволих».
(Мф. 3,17)
После Крещения Господь Иисус Христос стал возвещать истину, правду, как
надо идти спасительным путем, для того
чтобы унаследовать вечную радость.
Этот день называется Крещением
Господним, Богоявлением и Просвещением.
Крещением называется потому, что
Господь Иисус Христос крестился.
Богоявлением – потому, что в
этот день была открыта всему миру
тайна Святой Троицы. Бог явился в
трех Лицах: созидающий Отец, искупляющий Сын и Животворящий Дух
Святый. Голосом Отец сказал: «Это
Сын Мой» а Дух Святый почил в
виде голубя на Иисусе Христе. Просвещением называется потому, что
Господь после Крещения просветил
всех людей Своим учением и дал
понять, что когда мы рождаемся телом - это рожденный плотью, а когда
крестимся, то в Таинстве Крещения
мы рождаемся Духом. Поэтому необходимо всем принимать Крещение
– благодать Святаго Духа.
Через водное Крещение человек
рождается для новой духовной жизни
и получает прощение грехов. Конечно,
Крещение сохраняет всю спасительную
силу для тех, кто хранит благодать его
со всей тщательностью, как сосуд с
многоценной жидкостью, которую легко
утратить, разбив сосуд. Блаженны те,
которые сохранили благодать Крещения.
Они ровно идут путями жизни Христовой, «восходят от силы в силу» (Пс. 83,
8), возрастая постепенно и незаметно,
как незаметно для человека совершается и его телесный рост. Конечно, и
такие не без греха, ибо «несть человека,
иже жив будет и не согрешит», но их
прегрешения – легкие отступления от
путей Христовых, скоро исправляемые
покаянием, не отнимающие благодати
Крещения.
Праздник Крещения – это не только
воспоминание исторического события, но
и неразрывная связь с нашей повседневной жизнью. На праздник Богоявления с
древних времен у русских людей существовал обычай погружаться в «иорданской»
купели. Троекратно, под пение крещенского
тропаря погружались в освященную воду
старые и малые, больные и здоровые.
В этот день все старались подражать
примеру погружения Спасителя в Иорданской воде. С годами эта традиция была
утрачена нашим народом. Но по милости
Божией нам вновь дарована полнота и
радость этого праздника.
С 1992 года в г. Нефтеюганске (как
и во многих местах) верующие православные люди получили возможность
приобщиться к традиции: каждый год
в день Богоявления Господня погружаться в крещенской купели. Первоначально была устроена одна купель
для погружения и купель с вырезанным крестом для набирания воды.
Много желающих погрузилось тогда,
тем самым была восстановлена наша
древняя традиция погружения в этот
праздник. Крещение – самый любимый
и многолюдный праздник. Утром храмы наполняются верующими, которые
берут с собой емкости для святой
воды, пакеты с одеждой для погружения. После окончания Божественной
Литургии совершается торжественный
Крестный ход под колокольный звон и
праздничное пение, который направляется к «Иордану».
Там все готово к великому освящению. По сравнению с 1992 годом
в обустройстве «ледового городка»
произошли большие изменения. Старались продумать все до мельчайших
подробностей: две раздельные купели
для мужчин и женщин со сходнями
и перилами; большая купель с вырезанным крестом для набирания воды;
устроены раздельные крытые раздевалки; под ногами душистое сено. В
вечернее время городок освещается,
и порядок контролируется местной
казачьей дружиной.
|
В 12 часов дня «Крестный ход» у
«Иордана». В целях безопасности люди
остаются на берегу, а священство с
клиром проходят на лед, где служится
молебен на великое освящение воды.
Слышно как хор поет «Во Иордане
крещающуся Тебе Господи…» (тропарь
праздника), священник трижды погружает Крест в воду и уже верующие
люди набирают святую воду – «великую
агиасму». Всю нашу жизнь рядом с нами
великая святыня – святая вода. Освященная вода – это образ благодати Божией: она очищает от духовных скверн,
освящает и укрепляет. Ею освящают
дома, постройки. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов. Очень
теплая и духовная обстановка царит все
это время на «Иордане». Один за другим мелькают головы погрузившихся в
освященные воды «иорданской» купели.
На лицах свет и радость.
Вспоминая историю становления
прихода, отрадно думать о том, сколь
много тысяч горожан прошло через
крещенскую купель. За этот период
многие люди уехали с севера, другие
по долгу службы сменили место жительства. Но все они помнят те святые
дни, живыми участниками которых они
были. Многие берут кратковременные
отпуска, для того чтобы вновь и вновь
ощутить восторг и торжество праздника на севере. В народе есть такое
выражение: «Кто полюбит север, тот
не разлюбит его никогда». Радостно
бывает смотреть на птиц, когда весной
они возвращаются в родные места. Они
прилетают на север, для того чтобы
вывести здоровое потомство. На пути
их ожидают: голод, непогода, опасность.
Но они преодолевают все трудности, для
того чтобы вывести здоровое и крепкое
потомство. Так и люди, подобно птицам,
приезжают на север, где они когда-то
обрели веру и свое духовное рождение
и становление.
В дни Рождественского поста верующие люди стремятся поститься,
очиститься от страстей и греховных
привычек. И в праздники Рождества
Христова и Крещения Господня соединяются с Богом.
С праздником Крещения
Протоиерей Николай Матвийчук, благочинный Ханты-Мансийского благочиния
|