Прежде всего, хочу отметить, что
православная миссия среди молодежи чрезвычайно важна. Как и во
всякой миссионерской деятельности,
в работе с молодежью можно выделить три этапа. Первый из них - этап
привлечения. Существующий среди
значительного количества молодых
людей стереотип, что Церковь - это
скучно, несовременно и т.д., нужно
разрушать. Для этого нужно организовывать мероприятия, на которых
неверующая молодежь сможет встречаться с людьми церковными и обнаруживать, что «не все так плохо».
Такими мероприятиями могут быть
открытые встречи молодежи прихода.
Они происходят в самом приходе, как
правило, по случаю каких-то церковных праздников либо еженедельных
встреч за чашечкой чая для обсуждения каких-либо интересующих молодежь вопросов. Нужно стремиться
создавать неформальную обстановку,
приглашать на такие беседы кроме
православных прихожан неверующих
молодых людей, кому не трудно
войти в церковное здание (таких, к
сожалению, не так уж много).
Хорошо также организовывать различные походы. Сейчас молодежь, в
особенности невоцерковленная, ищет
такие места, где можно отдохнуть и
повеселиться. Поэтому активный отдых
также может служить к привлечению
молодых невоцерковленных людей к
церковной жизни.
Если взять, к примеру, наш приход,
то начало нашей деятельности во главе
с настоятелем было направлено на привлечение молодежи через организацию
походов и сплавов. Приглашались все,
кто хотел активно отдохнуть, пообщаться
со священником, верующими людьми.
Впоследствии именно эта невоцерковленная молодежь и стала активом в
приходской жизни нашего храма. На
данный момент многие из них создали
крепкие православные семьи, некоторые учатся в семинарии.
Важная форма приобщения к вере
– лагеря труда и отдыха. Это также
совершенно неоценимое средство привлечения молодежи, так как в лагерях
можно создать возможность длительного
совместного проживания верующих и
неверующих молодых людей, основанного на христианских принципах. Именно
здесь неверующая молодежь может
ознакомиться с Православием.
Для миссии среди наименее заинтересованных в христианском опыте
молодых людей может оказаться полезной организация миссионерских молодежных встреч - разовых мероприятий,
происходящих в светской обстановке, но
представляющих собравшимся творчество и мировоззрение христиан. Такими
мероприятиями могут быть музыкальные
и кинофестивали, встречи с интересными людьми, туристские слеты и т.д.
Второй этап - этап увлечения. Здесь
важна долговременная целенаправленная работа по ознакомлению привлеченных на первом этапе молодых людей с
ценностями христианства, со Священным Писанием и Преданием, с основами
вероучения, с практикой молитвы и т.
д. И все это в непосредственной связи
с жизнью молодежи, ее повседневным
опытом, опасностями на ее пути.
Здесь тоже можно предложить
некоторые формы работы. Наиболее
естественной для молодежи формой
оказывается клуб. Встречи клуба регулярны, открыты, неформальны. У молодых людей возникает ощущение того,
что клуб – это своя среда. Вместе с
тем, ведущие клуба могут от встречи к
встрече проводить целенаправленную
воспитательную линию, расширяющую и
углубляющую представления участников
клуба о христианстве.
Многие педагоги уверены, что клубная форма работы – это одна из эффективных форм работы с молодежью,
которая оказалась в сложной экономической и криминогенной ситуации.
Конечно, клубы, которые работают серьезно и активно. У клуба сейчас есть
реальная возможность создать детское
и юношеское движение, объединяющее
большое количество детей, подростков,
молодежи и взрослых.
Думаю, поучителен в этом плане
опыт работы нашего клуба «Александр
Невский». Цели и задачи клуба мы
видим в том, чтобы дать подросткам
нравственные и духовные ориентиры
на основе Православной веры, привить
любовь и верность своему Отечеству,
изучая его героическое прошлое и
настоящее, воспитать готовность и
умение защитить свою Родину и ее
святыни.
В клубе мы изучаем следующие дисциплины: основы Православия, история
Отечества, ВС и ВДВ , общефизическая
подготовка, основы рукопашного боя,
тактическая подготовка, специальная
подготовка, огневая подготовка, медицинская подготовка, основы выживания, высотная подготовка, топография,
строевая подготовка, водная подготовка, посещение музеев боевой славы,
встречи с ветеранами и участниками
Великой Отечественной и других войн,
просмотр православных и военно-патриотических фильмов и телепередач,
прослушивание православных и военно-патриотических аудиозаписей, участие в православных праздниках.
Также хорошо известен клуб «Братство православных следопытов», который
использует в работе с молодежью
скаутский метод. Принципиальные особенности скаутского движения - это,
во-первых, принятие его участниками
и реализация в жизни учения Православной Церкви, а во-вторых, отсутствие идеологизированной политической
подоплеки.
Необходимой стадией для воцерковления молодых людей является
катехизация - систематическое, серьезное изложение основ веры с
целью «заразить» слушателей ощущением важности и красоты Христовой
Истины, библейского Откровения,
Священного Предания, церковного
Богослужения.
Молодежь, приходящая таким образом в Церковь, должна вовлекаться в
ее жизнь. В этом суть третьего этапа
миссии. Конечно, надо помогать новичкам войти в ритм литургического цикла
Православной Церкви. Возможно, что
положительное решение, обсуждающееся
сейчас в Церкви, вопроса о миссионерской Литургии могло бы оказаться очень
полезным.
На мой взгляд, не совсем оправдывает себя практика направления
юношей-новичков почти всегда в
алтарники, а девушек - в уборщицы
или в церковный хор. Для молодежи характерно стремление к чему-то высокому, трудному, к тому, что
без них никто другой не сделает. В
Церкви есть такая работа, притом
совершенно необходимая работа, которую без молодежи выполнить нельзя
- это миссия среди молодежи. Очень
важно и нужно направлять молодежь
на милосердное служение - помогать
бедным, бездомным, инвалидам. Это
научит молодых противостоять жестокости мира, в котором мы живем, и
обогатит их опытом жизни в любви, о
котором им в дальнейшем предстоит
свидетельствовать.
Олеся Соловых, п. Пойковский
|