ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№12 2007 г.         

Перейти в раздел [Проблемы насущные]

Возрождать церковную общину

Сегодня, как и во все времена, ответственность строить будущее народа и страны лежит на молодежи. И именно на современной молодежи лежит долг, обязующий не только сохранить страну, но и практически полностью возродить всю красоту нашей русской культуры, которую пытались и пытаются искоренить из души русского народа. В чем же главным образом состоит эта культура? На что опиралась Русь в годы лихолетий, войн, бедствий? Уже более тысячи лет наша страна исповедует Православие. За эти столетия наши князья и цари не раз прибегали к молитвенной помощи Церкви. Именно после крещения Руси князем Владимиром началась русская история, которая мало известна до этого события. Димитрий Донской на Куликовскую битву брал благословение у преподобного Сергия Радонежского. Святитель Филофей (Лещинский) с помощью Божией просветил около 40000 язычников и привел их к Православию. Почему бы и сейчас не начать такую миссионерскую работу?

Сегодня большей частью общества Церковь воспринимается как организация, занимающаяся исключительно социально неблагополучными слоями населения. Дескать, пусть Церковь работает в интернатах, детских домах, тюрьмах и домах престарелых, но когда дело касается наиболее здоровой и активной части молодежи, сосредоточенной в школах и вузах, то здесь уже не только общество, но, к сожалению, и Церковь не мыслит себя как активная структура.

Я думаю, что это прямое наследие советских времен. Кроме того, эта ситуация демонстрирует расцерковление и даже, я бы сказал, антицерковность общества, несмотря на внешнюю кажущуюся благоприятную обстановку. От Церкви ждут не церковного проявления, а некой социальной смиренности: тяжелый труд, низкие зарплаты и т. д. Однако то, что составляет суть Церкви, - евангельская правда и христианская нравственность – многими современными людьми не востребовано, хотя объективно обществу, безусловно, нужны христианские ценности, ибо только они способны направить жизнь людей в созидательное русло. Конечно, мы не можем нарушать свободу выбора человека, но засвидетельствовать существование этих ценностей и, прежде всего, перед самой активной и плодотворной частью общества - детьми и молодежью - мы обязаны.

Итак, что есть сегодня молодежная работа в Церкви? Это, прежде всего, миссия среди молодых людей. Причем отнюдь не среди воцерковленных, но, в первую очередь, среди малоцерковных, малорелигиозных молодых людей, то есть среди тех, кто составляет большинство, все еще далекое от Церкви. Именно этот слой общества мы должны привлечь к Церкви.

Однако нет ничего более опасного для дела миссии в молодежной среде, чем нравоучения и назидания. У молодого человека это сразу ассоциируется с нотациями, которые им годами читают родители и учителя. И происходит рефлекторное отторжение такого рода проповеди. К тому же люди церковные слишком часто бывают склонны прибегать к непривычной и трудной для непосвященных схоластической риторике, нередко обильно сдобренной цитатами на славянском языке. Не исключаю, что у какой-то части молодежи все это может вызвать интерес, но, скорее всего, речь будет идти о людях, уже нашедших дорогу к храму, а вот те, кто всецело захвачен мирскими попечениями и поглощен страстями и соблазнами века сего, вряд ли откликнутся на подобное обращение к ним. Говорю об этом потому, что мне приходилось наблюдать реакцию молодежных аудиторий на такие выступления. И поэтому необходимо научиться разговаривать с современной молодежью на понятном и доступном ей языке. Но и этот путь не свободен от соблазнов, искушений и трудностей. Естественно, адаптация к молодежной аудитории не может и не должна простираться до использования церковными людьми специфического молодежного жаргона или имеющих хождение в юношеской и подростковой среде образов и понятий. Православному, проповедующему среди молодежи, следует сохранять христианское достоинство, избегая нарочитого, и потому фальшивого, стремления быть «современным» любой ценой, что особенно неуместно в случае, когда речь идет о немолодом по возрасту человеке.

Поэтому задача Церкви не только в том, чтобы человек ходил на Богослужения и спасался индивидуально, но и чтобы во всей своей жизни он становился христианином, а это возможно именно при развитой общинной жизни.

«Сибирь молодая православная» существует не один год. Посмотрим же, чего смогла достичь эта организация за годы работы. Многие молодые люди приходят, находят себе пару и сразу отпадают от молодежного движения. В чем же тогда смысл вообще подобных движений? Можно было бы просто организовать «клуб знакомств православной молодежи». Выезжать на природу и давать концерты в домах престарелых и детских домах - это и есть самоцель подобных организаций? Может быть, в том, чтобы бросить святое семя Евангелия, а уж взойдет оно или нет - то дело самой молодежи? Настоящий смысл православных молодежных организаций и состоит в том, чтобы привести юношей и девушек в Церковь, объяснить им сущность христианской веры и сделать это не сухо, а так, чтобы им было интересно.

Молодежь можно заинтересовать разными способами. Яркими примерами тому могут послужить деятельность иерея Петра Лысенко, который привлекает молодежь с помощью физической культуры и спорта, иерея Максима Иванова с его школой православных хозяек, где девушек учат готовить и выполнять другие работы будущей матери-домохозяйки. Православный тюменец, посетив такой приход, уже будет знать, где найти себе порядочную, умную и верующую жену. Если постараться ввести подобные занятия и в наши молодежные движения, то я уверен, что плоды будут замечательными. Также можно ввести следующую практику: организовывать в «день святого Валентина» молебен в православном храме об умножении любви, заблаговременно перед этим развесив объявления, хотя бы в близлежащих учебных заведениях, а после молебна сказать проповедь о различии любви и влюбленности; девушкам рассказать о важности молитвы о любимом, чтобы через несколько лет не пришлось приходить молиться святому Трифону от недуга пьянства.

Хочется особо подчеркнуть, что будущее Церкви, на мой взгляд, в возрождении церковной общины. Если мы обратимся к историческим источникам, то увидим, что исконное устроение Церкви было общинное, именно там язычники видели ту любовь, о которой произносили знаменитые слова: “Как они любят своего Христа и друг друга!” Это была именно община, а не то, что сейчас происходит: человек сидит дома, читает аскетическую литературу, молится, а в храм приходит “индивидуально освящаться”. Думаю, это время прошло. Оно кончилось объективно, и проблема заключается в том, что мы или примем эту объективность и будем действовать в соответствии с ней, или мы как организация просто не будем иметь будущего.

Можно услышать мнение, что современная молодежь – это потерянное поколение. Я не согласен с этим утверждением. В России прекрасная, талантливая, деятельная и открытая к вере молодежь. Но она требует постоянного внимания и заботы о себе. Духовное воспитание детей и молодежи должно стать безусловным приоритетом нашей церковной политики. Церковь может оберегать молодые души от погибельных искушений мира, а тем, кто заблудился, указать дорогу к Правде. Православные пастыри и взрослые прихожане должны помочь молодым людям создать единую великую православную молодежную общность, где они могли бы «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3) и духовно возрастать «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13).

Максим Торопыгин, Тюменское Духовное училище

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.