Всечестные отцы, братья и сестры!
Дорогие друзья!
Сегодня наша страна находится в состоянии глубокого кризиса, затронувшего
все сферы общественной жизни. Особенно плачевное положение в области
духовного состояния нашей молодежи,
той части общества, от которой зависит
будущее российского народа и российского государства.
С полной ответственностью за будущее нашего духовно окраденного народа
мы должны сегодня объединить усилия
всех истинных и честных добровольцев
в деле духовного и нравственного оздоровления общества и, в первую очередь,
молодежи. И от того, придет ли к нам
осмысление духовного богатства Святой
Руси, возродится ли истинная вера в
сердцах людских, как никогда зависит
судьба России. Мы с вами живем в
сложную эпоху перемен, когда многое
из того, что в течение долгих лет находилось под запретом атеистической
идеологии, стало доступным, и человек,
не зная традиционных духовных и нравственных ценностей, теряется в ориентации и становится жертвой чужеродных и
ложных псевдодуховных течений.
Духовно-нравственный кризис затрагивает все структуры нашего общества
и приводит к утрате нравственных ценностей, в том числе и в системе образования. В XX веке мы утратили многое
из того доброго, что было в российской
системе образования и воспитания.
Сейчас много говорят об улучшении
образования, об интеллектуальном развитии ребенка, о так называемых инновационных технологиях в образовании,
но почти не слышно голосов, которые
бы говорили о том, что сейчас ни общество, ни школа, а подчас и даже семья
не занимаются должным воспитанием
молодежи, формированием духовно-нравственной личности. О духовном
воспитании мы стали говорить только
тогда, когда столкнулись с растущей волной наркомании и преступности среди
молодежи, которая все более поглощает
наше молодое поколение.
Пребывая в духовном неведении,
ум секуляризованного человека не
хочет признавать Бога, не хочет познавать мир Божественный, а посему,
вооружившись аргументами диктатуры
пролетариата, под шумок революции в
одночасье был разрушен многовековой
уклад жизни русского народа. Церковь
отделили от государства, а школу от Церкви, затем, прикрываясь наукообразной
фразеологией, из системы образования
и воспитания стала вытравляться традиционная православная духовность
и насаждаться безбожие. Да, школа
должна быть отдельным институтом в
обществе, но нельзя под этим понимать
отделение от православной духовной
традиции народа и тем более допускать разрушение духовной традиции, а
взамен насаждать чуждую для России
идеологию. Это, если хотите, духовный
геноцид народа, в результате которого
людей насильно отторгли от своей тысячелетней духовности и самобытности.
Народу, как живому организму, обрубили
духовные корни и лишили его духовной
подпитки. Из России создали гетто,
в котором насаждали атеистическую
идеологию. Следствием этого геноцида
стало планомерное уничтожение Православия, угасание духа, бездуховность и
безнравственность.
|
Большая ответственность за сложившуюся сегодня в стране ситуацию
лежит, в первую очередь, на средствах
массовой информации, которые негативно
влияют на формирование мировоззрения
в обществе. Волна безнравственности и
бездуховности, захватившая все каналы
телевидения, создает у молодого поколения стереотип вседозволенности, отсутствия ответственности за свои поступки.
Разрушение чувства стыда преподносится
как свобода от комплексов, как показатель свободы личности, ее независимости
от нравственных правил и норм жизни
общества. Исходящие из заповедей самоотвержения, любви к Богу и ближнему
ценности христианской морали, так же,
как целомудрие, милосердие, самопожертвование, любовь к Родине, патриотизм,
извращаются и высмеиваются.
Вследствие этого стремительно возрастают те негативные явления, которые
разрушают традиционные духовные и
нравственные устои России.
Необходимое для духовного и нравственного оздоровления России исповедание веры общеизвестно. Наше
Отечество в течение многих столетий
было православным, Православие играло определяющую роль в воспитании
и формировании идеалов русского
народа. А образование и воспитание
всегда в истории России находились в
неразрывной связи. Само слово «образование» происходит от слова «образ».
Образовать человека - значит помочь
ему отобразить в себе образ Божий,
укрепить человека в союзе с Богом,
научить сохранять себя от греховного
прельщения и рабства дьяволу.
Исторически именно Церковь стала первым учителем и воспитателем
русского народа. Вместе с византийской православной культурой русский
человек воспринимал непреложные
истины Евангелия, правила веры, основы устроения человеческой жизни
на земле по заповедям Христовым.
Процесс воспитания подрастающего
поколения на Руси всегда был неотделим от жизни Церкви. Просвещенное духовенство силу своего влияния
всегда стремилось обратить на благо,
на пользу земли русской, на духовное
просвещение молодого поколения.
Многие православные философы и
мыслители посвящали свои думы образованию и воспитанию молодежи:
В. Даль, B.C. Соловьев, И.А. Ильин,
священник Василий Зеньковский. Русская Православная Церковь хранит свой
педагогический и воспитательный опыт
в лице многих святых: святителя Геннадия Новгородского, святителя Димитрия
Ростовского, святителя Филарета Московского, святителя Иоанна Тобольского, митрополита Филофея Тобольского
(Лещинского) и многих других.
У Церкви нет иной идеологии, кроме идеологии любви. Любви кроткой и
самоотверженной, любви всепрощающей
и патриотичной, любви, коренящейся в
учении евангельских истин, которые остаются нестареющими и по прошествии
двух тысячелетий.
Будущее нашего народа всецело зависит от того, сможем ли мы воспринять
этот евангельский идеал и привить его
детям, станет ли для нашей молодежи
идеалом нравственная чистота, стремление к бескорыстной заботе о ближних
и беззаветной любви к Родине. В наше
неспокойное время только Православная Церковь поднимает голос в защиту
нравственных норм, призывает к восприятию духовного наследия Отечества,
не заботясь о каком-либо политическом
влиянии.
Нынешнее время перемен представляет нам как новые возможности
для диалога, так и новые искушения.
У православного человека не могут
не вызывать беспокойства остаточные
явления воинствующего атеизма и кощунственного отношения к святыням
русской истории. Каждому из нас сейчас
необходимо задуматься над тем, к чему
может привести безразличное отношение к проблемам воспитания детей. Ведь
по оценкам многих специалистов при
существующих темпах демографического
кризиса население нашей страны через
двадцать пять - тридцать лет может
сократиться вдвое.
Сейчас нам необходимо понять, что
опыт Церкви, опыт духовно-нравственного воспитания, который имеется в
ее богатой сокровищнице, необходим
нам всем, необходим не только в воскресных, но и в общеобразовательных
школах и ВУЗах.
Необходимо отметить, что первые
шаги в этом направлении сделаны и у
нас в Тюменской области. В Тобольске
действует Православная гимназия, кроме
того, открыты Православные гимназии и в
других городах области: Тюмени, Сургуте,
Нижневартовске, Новом Уренгое... В течение нескольких лет для педагогов области
проводятся Рождественские образовательные чтения. В продолжение всего года и
особенно в дни каникул духовно-образовательный православный центр области
- г. Тобольск - посещают многочисленные
группы педагогов и школьников, где они
подчас впервые приобщаются к духовному
наследию Православия. С 1995 года проводятся конференции «Сибирь молодая
православная», позволяющие молодежи
решать многие мировоззренческие и практические вопросы. В Тобольске проходит
фестиваль детских хоровых коллективов
«Духовная песнь православной Сибири»,
множество других мероприятий. В епархии уже накоплен опыт создания детских
летних православных лагерей. Но поле
для совместной деятельности чрезвычайно велико.
Завершая выступление, хотелось бы
пожелать, чтобы в нашей области сложилось полезное и доброе сотрудничество
Православной Церкви, общественных
организаций, органов государственной
власти и всей системы образования по
вопросам духовного и нравственного
воспитания молодежи. Хочется надеяться, что откроются новые перспективы
сотрудничества Церкви и органов образования. Хочется, чтобы эта надежда
не умерла последней от бездуховного
равнодушия или злого умысла. Это будет
безбожно и безнравственно.
ДИМИТРИЙ,
АРХИЕПИСКОП ТОБОЛЬСКИЙ И
ТЮМЕНСКИЙ, РЕКТОР ТОБОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
21 октября 2007 года
|