ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№12 2006 г.         

Отвлекая от земных забот.

Когда знакомишься с православным храмом, все производит впечатление: душистый запах воска и ладана, необычная архитектура, сияющий иконостас, росписи под церковными сводами и, конечно, священнослужители в длинных облачениях. Невольно возникает мысль: здесь все неземной красоты, даже одежды. С древних времен каждая деталь одеяния священника несет глубокий символический смысл. Как пишет архиепископ Аверкий, одежда духовенства отличается от традиционной, мирской, ведь она должна отвлекать ум и сердце от земных забот.

Особые богослужебные облачения были введены еще в Ветхом Завете. Было строго запрещено входить в скинию и в Иерусалимский храм без особых риз, которые после служения снимались при выходе из храма. И в настоящее время священнослужители облачаются в одежды, которые, согласно трем степеням церковной иерархии, разделяются на диаконские, священнические и епископские.

Сегодня речь пойдет об одеяниях диаконов и священников.

Всего священнических одежд пять. Верхняя называется ризой, под ней епитрахиль, которая опоясывается поясом, на руки надеваются поручи, а нижняя одежда называется стихарем, или подризником.

Стихарь - это длинная прямая одежда с широкими рукавами. Он делается из белой или светлой материи, чтобы напоминать священнослужителю о той чистоте жизни, какая требуется от него в его служении. Подризник символизирует одежду, в которой ходил на земле Иисус Христос.

После подризника священник, равно как и диакон, надевает поручи. Это небольшие нарукавники, которыми стягиваются рукава стихаря для удобства во время богослужения. В духовном смысле поручи означают узы Христовы, веревки на руках Спасителя во время его страданий. Поручи напоминают священнослужителю, что он должен уповать не на свои силы, а на десницу Господа, Его силу и помощь. При надевании поручей произносятся особые молитвы.

Епитрахиль, или так называемый навыйник (выя - древнее название шеи), надевается на шею сзади и через грудь простирается донизу. Это собственно священническая одежда, диакон не может надевать ее. Епитрахиль батюшка использует на исповеди, накрывая ею голову кающегося во время чтения разрешительной молитвы, причастия, других церковных таинств, во время молебнов. Без нее не делается никакого священного дела. Епитрахиль означает благодать священства, дарованную иерею, она символизирует иго или тяжесть. В обычной жизни, когда поднимают и несут что-то тяжелое, то кладут на плечи ближе к шее, так и священническую должность легкой не назовешь, епитрахиль как бы напоминает, что исполнять служение нужно без скорби и с любовью.

Подризник и епитрахиль подпоясываются поясом. Эта лента используется для удобства священника во время проведения службы. Пояс напоминает полотенце, которым препоясался Спаситель, когда умыл ноги своим ученикам накануне Тайной вечери, а также знаменует силу Божию, укрепляющую духовенство в высоком служении Богу.

Далее священник облачается в ризу, которая называется на церковном языке фелонь. Фелонь - это критское слово, означающее всепокрывающую одежду. Она длинная, широкая, без рукавов, сделано лишь отверстие для головы. Риза надевается поверх всего. Украшенная многими крестами, фелонь называлась <крещатая риза>. Святое Евангелие иерей должен держать не просто руками, а в фелони. Она символизирует собой багряницу - длинную красную одежду, в которую облекли Христа во время страданий, когда он был отдан на поругание воинам. Фелонь напоминает священнику, что он в служении изображает собой Спасителя, принесшего Себя в жертву за оправдание людей.

Набедренник и палица - это одежды, которые получают в качестве награды, причем набедренник - это первая иерейская награда, а палица принадлежит уже к архиерейским. Набедренник представляет собой четырехугольный продолговатый плат, который привешивается на бедро священнослужителя двумя краями на длинной ленте, перекидываемой через плечо, а палица - четырехугольный равносторонний плат, делаемый или в виде квадрата, или в виде ромба, который привешивается на правом бедре одним краем. Палица символизируют собою меч духовный, духовное оружие, которое есть слово Божие и которым вооружается пастырь. Головные уборы скуфья и камилавка, которые нередко можно увидеть на священнике, также являются наградными.

Каждый христианин после принятия Святого Крещения носит нательный крестик. А батюшка надевает Крест поверх одежды. Со времени императора Николая II в Русской церкви всем новорукоположенным иереям дается серебряный восьмиконечный крест.

В облачение диакона входят стихарь, поручи, и орарь - сугубо диаконский предмет одежды. Это род узкого полотенца, которое лежит на левом плече и концами спереди и сзади спускается до земли. Когда священник стоит перед престолом, он представляет Христа, а диакон, служащий ему, представляет Ангелов, которые служат Господу. На иконах Ангелы изображаются с крыльями, так и диаконский орарь напоминает крылья. Как иерей без епитрахили не совершает ни одной службы, так и диакон без ораря.

Церковные одежды священны, каждая содержит поучение. Как отмечает протоиерей Григорий Дьяченко, если знаешь, что значит каждая из одежд, то довольно лишь взглянуть на священника в полном облачении, чтобы получить наставление. К священным вещам надо относится с благоговением.

В следующем номере мы продолжим разговор на эту тему и расскажем об облачениях епископов.

Подготовила Е.Чуклина

Использованы материалы из книг:

Протоиерей Григорий Дьяченко, "Православный храм", Киев, 2005 г.;

Архиепископ Аверкий, "Литургика".

Протоиерей Серафим Слободской, "Закон Божий", Нижний Новгород, 2002г.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.