ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№12 2006 г.         

Трудом воздержания и поста.

В Православной церкви за тысячелетия сложилось вполне определенное отношение к употреблению вина: "Пей, но меру разумей". Поэтому большинство людей, руководствуясь этой традицией, слова апостола Павла "не упивайтесь вином" воспринимают если не как благословение святого апостола на винопитие, то как дозволение-то точно. Но никак уж не запрещение.

Не вино виновато

Более того, лишь только разговор заходит об острейшей необходимости трезвости в наши дни, так тут же звучит: "А что, разве не знаете, что в послании к Тимофею апостол рекомендует: "Употребляй немного вина" (1 Тим. 5. 23)? Да и в Псалтыри пророком Давидом, воспевающим Господа, написано: "Ты произращаешь траву для скота и злак на службу людям, чтобы доставить (им) пищу из земли. И вино веселит сердце человека..." (Пс. 103. 14,15). И в дополнение ко всему перечисленному оппоненты православной трезвости, стараясь сделать свою позицию и вовсе несокрушимой, с торжеством произносят слова кого-нибудь из святых отцов. Например, слова Иоанна Златоуста о том, что не вино виновато, а пьянство и невоздержание.

Таким образом, умеренное употребление вина прочно укоренилось в сознании людей, как "православная традиция", как некий неписаный догмат. Но в абсолютной трезвости для человека, исповедующего Православие, нет абсолютно ничего противоречащего истинной христианской вере. Церковь Христова создана Господом на Земле для того, чтобы направлять людей на путь истинный, способствовать спасению их душ, противостоять всякому греху и пороку в людях, в том числе и пьянству.

"Пьяницы Царства Божия не наследуют", - сказано нам Господом. На это, как правило, махнув рукой, заявляют: "Так то пьяницы, мы-то здесь при чем?>

Всем известно: пьяницами не рождаются, ими становятся. Постепенно и незаметно. Ими становятся те, кто какое-то время пил вполне умеренно, пил "как надо, где надо, когда надо, с кем надо и сколько надо", пил "культурно", "как все люди". Но однажды вдруг с ужасом понял, что он спился, что он не свободен, что он стал рабом, стал пьяницей. Жизнь показывает, что большинство таких вот "умеющих пить", кто раньше, кто позже, - все, за редчайшим исключением, обязательно спиваются, скатываясь в болото пьянства. Невинное, никем не порицаемое веселение сердца подспудно перерастает в жестокую зависимость, в растаптывающую человеческую волю страсть, в тяжелейший духовный недуг.

Парадокс, но ни один из спившихся не может даже приблизительно определить, когда же эта беда с ним приключилась. Определить, где же проходит эта грань, не может, как оказывается, не только сам человек, попавший в лукавые бесовские сети пьянства. Этого не могут сделать и наркологи, констатируя лишь сам факт наличия или отсутствия зависимости. Потому что этой разделительной черты между так называемой умеренностью потребления алкоголя и собственно пьянством не существует.

С цифрами не поспоришь

Согласно статистике, сегодня в России ежегодно потребляется 25 - 27литров алкоголя на душу населения, а 73,5% населения регулярно (хотя и в различных дозах) потребляют алкоголь. Минимум половину из них наркологи относят к бытовым пьяницам, то есть уже имеющим зависимость. Это страшные цифры. Опасность для каждого, не попавшего пока в путы страсти, усугубляется еще и тем, что, согласно научным исследованиям, подавляющее большинство нашего населения от рождения имеет предрасположенность к алкоголизму, то есть через несколько лет неминуемо сопьется, если начнет пить. Вывод из всего сказанного следует очень тревожный: предупреждение Господне о гибельной участи пьяниц имеет самое прямое отношение к каждому, кто увеселяет свое сердце не радостью соединения со Христом, а радостью увеселения вином.

Хочу напомнить малоизвестные в православной среде слова святителя Тихона Задонского: "Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая - Богу. Хочешь служить врагу - пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением - и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах, не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога. Дело это - не шутка. И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им. Давайте же сделаем так, и помоги нам Бог".

Апостол Павел, видя как немощные и слабые, следуя примеру других, впадают в соблазн, претыкаются и падают от вина, наставляет всех нас: ради любви к ближнему "лучше: не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" (Рим. 14. 21). Пример и наставление апостола Павла становится все более актуальным в наши дни массовой алкоголизации многомиллионного населения страны.

А ведь воздержание от употребления алкоголя, абсолютная трезвость христианина - богоугодна. Проповедник покаяния святой Пророк, Предтеча и Креститель Господа нашего Иисуса Христа, Иоанн, кроме того, что был постником и не ел мяса, еще и от рождения "не пил ни вина, ни сикеры", то есть был абсолютным трезвенником. И Господь сказал о нем: "Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя". (Мф. 11:11). И эти слова Спасителя - яркое свидетельство того, что абсолютная трезвость богоугодна и спасительна для человеческой души, потому что является ничем иным, как трудом воздержания, поста, орудием в невидимой духовной брани против диавола.

Страницы трезвого прошлого

Надо рассказать об одном историческом факте, для многих православных малоизвестном, а для некоторых и вовсе неизвестном. Начиная с середины XIX века (Указ Святейшего синода от 1850 года) и до Октябрьского переворота 1917 года, Русская православная церковь, исполняя свою социальную миссию, прилагала активные усилия по сохранению русского народа в Богоданной естественной трезвости. В те далекие теперь уже времена, когда потребление алкоголя было около 2,5 литра в год на душу населения, а около половины мужчин и 90% женщин были абсолютными трезвенниками (!), Святейший синод для ограждения общества от надвигавшегося пьянства своим Указом (июль 1889 года) благословил и настоятельно советовал священнослужителям поддерживать городские и сельские общества, решившиеся отказаться от употребления алкоголя. По всей Российской империи по инициативе священнослужителей при многих церковных приходах были созданы православные братства трезвости, в том числе и в Тобольске, Тюмени, Кургане, других городах и селах губернии. К 1 января 1911 года таких братств трезвости в стране насчитывалось уже 1771, а в Западной Сибири - 51. Христиане, вступающие в братство православных трезвенников, на специальном богослужении - Чине Обета трезвости давали обещание Богу жить благочестиво и в абсолютной трезвости, делом, словом и личным примером призывая к этому других людей. Активисты обществ организовывали антиалкогольные музеи, различные выставки, устраивали <праздники трезвости>, литературные вечера с пением, пытаясь тем самым оздоровить быт рабочих и крестьян, отвлечь их от пьянства. По выходным они организовывали народные чтения и в каторжных тюрьмах.

Тобольское Общество трезвости среди других форм своей работы использовало "уличную библиотеку". В четырнадцати самых многолюдных местах Тобольска были развешаны в рамках тексты назидательного характера: "Против пьянства", "О вреде табакокурения", "О мире и согласии в семейной жизни" и другие. По примеру Тобольска идея "уличной библиотеки" была подхвачена и региональными отделами братства - в Кургане, Тюмени и других городах губернии.

Усилия Церкви и повсеместная работа православных братств трезвости принесли ошеломляющие результаты. Идею трезвой жизни подхватили писатели Достоевский, Лев Толстой, научные светила мирового уровня Павлов, Бехтерев, Эрисман, Введенский, Корсаков. Были проведены глубокие научные исследования, написаны великолепные книги, статьи, лекции, учебники. А Государственной думой был принят закон о введении в системе народного образования специального предмета "Трезвость". Для начальных школ, для училищ появились учебники Мендельсона, Успенского, Догеля и Соловьева, на которых было воспитано несколько поколений людей с трезвым мировоззрением.

Церковь, многочисленные братства трезвости, совместно с общественностью и государственной властью сумели поднять на решение алкогольной проблемы и направить к единой благой цели все российское общество. Была проведена колоссальнейшая работа. К 1914 году Петербург, где жили уже сотни тысяч трезвенников, становится неофициальной столицей трезвости. А по всей России людей, абсолютно исключивших алкоголь из своей жизни, насчитывается к этому времени уже многие миллионы. Россия приобретает славу трезвой державы. Под влиянием трезвеннических организаций в общественном сознании происходит радикальный перелом и все настойчивее звучит призыв к всеобщей трезвости. Российский государь император Николай II Высочайшим Указом утверждает положение Совета Министров 27сентября и 13 октября 1914 года, предоставляя право земским собраниям, городским думам и сельским сходам запрещать на время войны торговлю спиртными напитками в местностях, находящихся в их ведении. Уже через два месяца(!) такие решения были приняты повсеместно.

Народ воспринял Царский указ как -национальный праздник. И позднее, при опросе населения, 84% процента высказались за то, чтобы "сухой закон" оставить не только на время войны, как сначала предполагалось, а на вечные времена. Таким образом, снизу, по воле самого православного народа в России было совершено, казалось бы, невозможное - повсеместно и полностью прекращены производство и продажа спиртного зелья. Государственная дума уже после того констатировала лишь свершившийся факт - принятие самим народом знаменитого "сухого закон на вечные времена". И не было никакого диктата сверху, никакого насилия над людьми, никаких алкогольных бунтов, как клевещут на святого Царя-страстотерпца нынешние либеральные СМИ. Только по неведению или же сознательно можно оспаривать благотворное значение трезвости в нашей стране.

Вот что писал по этому поводу выдающийся русский публицист и философ, расстрелянный впоследствии большевиками, М.О. Меньшиков в журнале "Новое время": "Со всех сторон идут телеграммы и письма о чудесном преображении народной жизни, о крайнем упадке преступности (на 70%, а местами аж 90%!). Пустуют арестные помещения и тюрьмы, пустуют камеры мировых судей и судебных следователей. Хулиганство как рукой сняло. В один момент на пространстве громадной империи была остановлена вся сеть спиртоносной системы. Глубоко укрепившемуся бытовому пороку были сразу оборваны корни. Уже через две недели закрытия винных лавок Россия почувствовала себя как бы воскресшей".

Доктор медицины А.Мендельсон, глубоко изучивший ситуацию, писал через год: "Произведен небывалый в истории человечества опыт внезапного отрезвления многомиллионного народа, и результаты этого эксперимента, длящегося уже более года, поразительны. Сотни миллионов рублей, раньше пропиваемые русским народом, потекли в сберегательные банки. По отзыву министра финансов, покупательная сила русского народа и продуктивность труда заводских рабочих увеличились в чрезвычайной степени, что дает возможность провести в ближайшем будущем крупные финансовые реформы". Блистательный опыт трезвости в нашей стране был высоко оценен и за рубежом. Ллойд Джордж в своем знаменитом выступлении в английском парламенте сказал про наш "сухой закон": "Это самый величественный акт национального героизма, какой я только знаю".

Многим памятно и совсем недавнее подтверждение благотворного влияния трезвости на людей во времена Горбачевской антиалкогольной компании, хотя она и проводилась <сверху> и в результате только дискредитировала саму благую идею трезвости.

Братство "Трезвение"

Слава Богу, начиная с 90-х годов XX века трезвое движение в лоне Русской православной церкви начало свое возрождение. У истоков и ныне еще возрождающегося православного трезвого движения стоял горячо любимый многими православными, пастырь добрый, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. С его архиерейского благословения начал свою работу в северной столице православный клуб "Бодрствование" под руководством В.А. Михайлова. Его усилиями при поддержке многих мирян и священнослужителей с помощью Божией было создано Всероссийское Православное Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение", объединившее братства и общества православных трезвенников всей страны.

Входит во Всероссийское братство и тюменское православное общество "Трезвость и трезвение", созданное при Кресто-Воздвиженском храме в 2004 году по благословению настоятеля Свято-Троицкого мужского монастыря архимандрита Тихона (Бобова). Духовно окормляет общество иерей Илия Сиразиев. Общество ставит своей главнейшей задачей оказание милосердной душепопечительской помощи людям, страждущим и желающим избавиться от пьянства, курения, наркомании и других душепагубных страстей, а также оказание помощи их родным и близким. С этой целью каждый понедельник в 10 часов в Кресто-Воздвиженском храме служится молебен с чтением акафиста пред иконою Богородицы "Неупиваемая чаша" и водоосвящением. Соборная молитва о страждущих творится здесь и по воскресениям в 15 часов, когда этот акафист Пречистой Божией Матери читается еще раз.

С первых же дней создания общество по мере сил оказывает душепопечительскую помощь в наркологических клиниках города, где мы в непринужденных личных беседах объясняем страждущим, что у недуга, поставившего их на грань жизни и смерти, не физиологические, а глубокие духовные корни, что причина его - жизнь во грехе. Рассказываем о Православии, о святынях, о спасительности святого крещения, о необходимости покаяния, исповедания грехов и причащения Тела и Крови Христовых, о том, что исцеление от недуга и возвращение к жизни возможно лишь с помощью Божией, при условии направления жизни по пути трезвости, исполнения заповедей Божиих, воцерковления. Все палаты, кровати и каждого страждущего окропляем святой водой, в комнате отдыха клиники создали из пожертвованных в приходе духовных книг небольшую библиотечку, сделали иконостас, читаем там вместе с ними акафист Царице Небесной пред иконой "Неупиваемая чаша", поем с ними духовные песни:

Для всех, кто решил избавиться от недуга, для всех желающих помочь своим погибающим в пьянстве, наркомании и курении сродникам, каждую пятницу с 14 до 18 часов в обществе "Трезвость и трезвение" проводятся беседы, даются консультации, показываются православные видеофильмы соответствующей тематики, предоставляется духовная литература.

Важно отметить, что членами общества православных трезвенников становятся люди, которые не ограничиваются лишь благими намерениями жить трезво, а коренным образом изменяющие свое мировоззрение, свой внутренний мир, систему личностных ценностей, принимающие Обет трезвости, и примером своей трезвой, христианской жизни и делами милосердия способствующие спасению заблудших людей, погибающих в пьянстве, курении, наркомании и других пороках.


Сергей БАСМАНОВ

ОТ РЕДАКЦИИ: Точка зрения автора статьи достаточно категорична. Согласно церковным канонам умеренное употребление спиртного дозволяется. Однако публикуя данную статью, редакция надеется, что она поможет тем, чьи близкие уже перешли дозволенную грань или находятся у опасной черты.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.