Преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, подвизался на территории нынешнего Исетского района в конце XVIII - начале XIX века. Но об этом сибирском святом до сих пор никто из местных жителей не знал...
В 1984 году по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 31 местночтимый сибирский подвижник вошел в Собор Сибирских святых. Тогда же впервые было установлено празднование Собора Сибирских святых и написана их икона. В Знаменском кафедральном соборе г.Тюмени в приделе Иоанна Златоуста мы можем увидеть лики ближайших ходатаев и молитвенников за землю Сибирскую и за всех нас, которых Господь привел жить в этом красивом, обширном, богатом крае. К сожалению, не в каждом нашем храме можно обнаружить эту икону, нет ее и в церковных лавках. А ведь для нас, сибиряков, эти святые особенно близки.
Слава Богу, много сегодня духовной литературы, но однако ту, что касается святых, в земле Сибирской просиявших, найти не так-то легко. За исключением, пожалуй, книг, посвященных святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому и всея Сибири чудотворцу. (Кстати, и здесь есть необходимость не только в переиздании того, что было ранее написано об этом замечательном подвижнике, но и в новом, глубоком и плодотворном осмыслении его личности и деятельности). Среди этой книжной скудности нынешней осенью порадовала неожиданная находка - книга протоиерея Анатолия Дмитрука <Патерик сибирских святых>. Вышла в уходящем 2006 году в издательстве Единецко-Бричанской епархии. Но тираж мизерный - 5 тысяч экземпляров. Это первый в истории Церкви Патерик Сибирских святых. Он составлен на основе богословской диссертации, защищенной автором в Московской духовной академии в 1989 году.
Одесский батюшка, детство которого прошло в Казахстане и Западной Сибири, совершил для Бога, для Церкви, в том числе и для нас с вами, кропотливейшее научное и духовно назидательное исследование. До него огромная Сибирь, составляющая более половины России, с богатейшей церковной историей и традицией не имела цельного труда, который бы обобщал жизнь и деяния святых подвижников сибирских епархий. Было бы замечательно, если б в следующем, 2007 году, когда Сибирь отметит 420-летие существования Святого Православия на своей земле, эта книга была переиздана в нашей епархии. Думается, не только каждый приход, каждый священнослужитель, но и каждый желающий должен иметь возможность приобрести это драгоценное для души, для знания родного края, в практике церковной жизни.
К примеру, наша православная община во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла с. Битюки Исетского района благодаря этому изданию узнала о святом, подвизавшемся в наших местах - преподобном Андрее, игумене Рафайловском.
Рафайлово в настоящее время является центром нашего муниципального поселения, и соответственно самым крупным в нем населенным пунктом. От Битюков это село находится приблизительно на расстоянии 5 км. Именно в Рафайлово ездят наши дети в школу, которая стоит на самом высоком месте у реки Ялынка, впадающей в Исеть. Из краеведческой литературы советского периода мы знаем, что здесь стоял Рафайловский Троицкий монастырь-крепость, взорванный по решению ВЦИК зимой 1931 года. А там, где сегодня расположилось здание двухэтажной средней школы, стоял каменный храм-красавец высотой сорок саженей (85 метров). С четырьмя престолами: во имя Пресвятой Троицы, во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, во имя чудотворной иконы Казанской Божией Матери, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Каменная ограда. 10 колоколов. Звон разносился по всем окрестным полям и весям. Радовал в том числе и жителей наших Битюков. И сливался со звоном битюковской Петропавловской церкви:
Но впервые именно из "Патерика сибирских святых" протоиерея Анатолия Дмитрука мы узнали о том, что одним из настоятелей Троицкого Рафаилова монастыря был преподобный Андрей. К сожалению, замечает автор, об этом святом сохранилось немного сведений. Все, что мы прочитали в книге, уместилось в шесть с половиной строчек. Но каждая для нас была дороже золота. Вот эти строчки: "Отказавшись от должности настоятеля, после многолетних начальнических трудов, по влечению ко уединению, провел свои дни в Симоновом монастыре, где с 1811 по 1820 годы и жил в глубоком смирении, подвигах благочестия, чистой любви к Богу и ближним, и был всеми глубоко чтим за святую жизнь. Преставился 75-летним старцем".
Мы снова и снова перечитывали эти скупые строки. Честно скажем, долго испытывали некий духовный восторг от своего открытия - мы ходим по земле, по которой ходил святой! Он спускался к этой же речке, поднимался на эту же горку, видел этот же лес! Невероятно! Когда читаешь о святых каких-то других далеких мест - это кажется более реально. Не так-то легко, оказывается, вполне вместить в современное сознание факт, что там, где живешь ты, жил человек, ставший святым, канонизированный Русской православной церковью. Конечно, это происходит оттого, что наша жизнь и святая жизнь - понятия уж очень несовместимые.
Однако чувство, что мы обрели родную душу на Небесах, понемногу усваиваясь, согревало нас здесь, на земле, на месте нашего поруганного и оскверненного храма. Внимательные читатели "Сибирской православной газеты", наверно, помнят историю его разрушения, начало восстановления и оставленный без всяких объяснений населению горестный недострой.
Преподобный Андрей - вот кто найдет нам храмостроителей! Мы с радостью и надеждой включили в свою ежевоскресную обедницу в Битюках молитву преподобному Андрею, напечатанную в "Патерике".
Ангельски на земли поживших
и со ангельскими чинми на Небеси
ныне светло ликующих святых,
в земли Сибирской просиявших,
песньми почтим:
радуйся, преподобный отец
Богоносный Андрее,
подвиги и молитвами твоими, яко звезды,
тьму полунощных стран озаривший.
Ты моли о нас Предвечного Бога.
И помощь от святого не замедлила явиться. До этого несколько лет мы обращались в разные инстанции, писали о нашей беде в газетах, в том числе светских. Кроме небольших пожертвований частных лиц, дай Бог всем им доброго здоровья, никто из имеющих необходимые средства не откликался на нашу боль. И вот по молитвам преподобного Андрея дело, кажется, сдвинулось! Нашлись люди, у которых одновременно имеются и желание достроить храм, и возможности. Главным попечителем окончания строительства-восстановления уникальной святыни Приисетья стал известный в области человек Владимир Николаевич Никифоров. Его доброе намерение поддерживает местная власть. Если Богу будет угодно, в 2007 году, когда Битюковскому храму исполнится 245 лет, в нем, быть может, возобновится церковная служба. Помолитесь, пожалуйста, об этом, всечестные отцы, братья и сестры!
Всем известно, что где сердце наше, туда же устремляются и наши познавательные интересы. Этими шестью с половиною строчками о преподобном, как фонариком во тьме неведения, хотим мы отыскать все, что сохранилось на земле от клада жизни святого игумена Рафаиловского. Для пользы душ православных. Может быть, это будет зернышком, которое Господь взрастит для нашего укрепления и просвещения. Кстати сказать, в самом Рафаилово, основанном схимонахом Рафаилом, сегодня зримо ничто не напоминает о вере православной, нет даже часовенки. Чтобы получить сведения из редких книг, вышедших в свет в XVIII и начале XIX веков, в которых, возможно, есть информация о преподобном Андрее, мы обратились к услугам межбиблиотечного абонемента областной научной библиотеки. Никто нам, конечно, эти книги из главных библиотек страны в Тюмень не пришлет, но мы хотя бы узнаем, где они есть. И, если будет воля Божия, может, удастся съездить и поработать с этими изданиями.
Обращаемся также к музейным работникам, библиотекарям и другим осведомленным в книжных фондах епархии и области людям - сообщите, если у вас есть сведения о наличии следующих книг: <Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков>, март, М., 1910 г.; "Историческое описание московского Симонова монастыря" М., 1843г., Путинцев Б., протоиерей "Сказание о некоторых Сибирских подвижниках благочестия", душеполезное чтение,1886г., ? 4-5.
Наш адрес: Тюменская область, Исетский район, с.Битюки, Новоселов, 1. Панкову Алексею Владимировичу, старосте православной общины.
А в лик преподобного Андрея впервые мы всмотрелись на уже упомянутой нами иконе в Знаменском кафедральном соборе. По приезде в Тюмень после вечерней службы, когда в храме почти никого не осталось и были потушены паникадила, попросили одного из диаконов помочь нам найти на иконе Собора Сибирских святых святого из села Рафайлово. Я с трепетом смотрела на лики в монашеских одеждах - который из них наш, преподобный Андрей? Высоко поднимая горящую свечу и читая имена сибирских святых, не очень отчетливо видимые, священнослужитель указал на святого с поднятой для благословения рукой. Левая сторона. Второй ряд сверху. В ряду трое святых. Преподобный Андрей - в центре.
Икона Собора Сибирских святых написана Александром Вахромеевым, племянником митрополита Минского Филарета. По благословению епископа Омского (а позже Могилевского, Белоруссия) Максима (Крохи) иконографический сюжет составила Тамара Яковлевна Волкова. Служба Собору Сибирских святых сложена также архиепископом Максимом.
Анна Панкова
|