ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№12 2005 г.         

Перейти в раздел [ Культура ]

"Кто держит под прицелом души зрителей?". Людмила Запрудина.


Скандал стал назревать заранее. Театр Романа Виктюка еще не приехал в Тюмень, а люди уже срывали с желтых афиш голубые листовки, приглашающие "сопроводить парадом Романа Григорьевича до здания правительства Тюменской области".

Приглашали, конечно, не всех, а лишь "не стыдящихся своей сексуальной ориентации". Несведущий читатель удивится: какая связь между "ориентацией" и московскими спектаклями? Оказывается, самая прямая. В этом мы убедились, побывав на спектаклях театра.

В воскресенье, 18 декабря, на сцене Тюменской филармонии шла пьеса французского драматурга Эрика-Эммануэля Шмита "Последняя любовь дон Жуана, или Эшафот любви". Известный литературный герой на этот раз предстал перед зрителями в неожиданном свете.

Сюжет пьесы прост. Некая герцогиня де Вобрикурт собирает в своем замке четырех женщин, которые, как выясняется, когда-то в молодости были соблазнены и брошены Дон Жуаном. Герцогиня предлагает судить развратника, который также приглашен в замок якобы на бал, и в качестве наказания заставить его жениться на обманутой племяннице герцогини. По мнению дам, женитьба без любви для профессионального соблазнителя хуже смерти.

Исполнительское мастерство актеров в данном спектакле проявляется в основном в их физподготовке. Актеры прыгают на батуте, крутят сальто, лазают по шесту и выполняют прочие акробатические трюки, порой весьма опасные. Вообще вся стилистика спектакля рассчитана на молодежь: пресловутые рваные джинсы, майки, манеры Анжелики - племянницы герцогини, точь-в-точь, как у современных девочек-подростков. Да и сам Жуан недалеко ушел от нынешних "денди"... Режиссер, видно, отлично понимает, что не будь всего этого - смотреть, собственно, нечего. Но ведь не ради акробатических этюдов затеяно зрелище! Что хочет сказать молодежи постановщик спектакля?

Финал обрушивается на зрителя, как удар молотом по голове. Не удовлетворившись текстом пьесы, режиссер вносит свои коррективы. Дон Жуан оказывается влюбленным в: мужчину. Как, вы думаете, реагируют на этот факт женщины-мстительницы? Одна из них, монашка, начинает богохульствовать. Она произносит бранные слова в адрес Бога и заключает: "Он внушает нам любовь только затем, чтобы поскорее ее отнять".

Само же понятие любви у персонажей пьесы своеобразное. Из поведения героинь, их жестов и слов явствует только одно: любовь - это плотские утехи, и ничего более. Только что каждая из них страдала от того, что Дон Жуан в свое время ее обманул и бросил. А как только он прозревает ("любить надо не для себя, а для того человека, которого любишь"), женщины уговаривают его оставаться прежним - бесчеловечным, жестоким и т.д. И Анжелика, "совсем еще ребенок", отказывается выходить замуж за "прозревшего" Дон Жуана, объявившего о своей готовности полюбить ее. "Причина жениться на мне слишком возвышенна. Она мне противна", - отвечает несостоявшаяся невеста. И тут возникает восточная мелодия, понятно, что с намеком на гарем... Словом, чего ждать от этих женщин, которые готовы жить в гареме, лишь бы с ним, развратным, умеющим соблазнять!

Такое восприятие любви - не новость в нынешнем мире. И главная идея спектакля, поставленного Р.Виктюком, совсем не эта. Дон Жуан признается, что именно Шевалье де Шифревиль, которого он "полюбил", открыл ему истинный смысл любви. "Шевалье указал мне путь!" - восклицает он. А герцогиня произносит страстный монолог о том, как человек вдруг однажды может обессилеть от жизни, потерять всякий вкус к ней, но тут вдруг кто-то, женщина или мужчина, неважно, открывает для него занавес, за которым - новые краски, и хочется жить с новой силой. "Шевалье сделал это! - восклицает она. - Дон Жуан летит к свету!"

После такого гимна содомитской любви стало совершенно понятно, почему перед спектаклем возле филармонии стояли в пикете православные граждане Тюмени. "Гомосеки не пройдут!", "Спектакли Виктюка - вызов содомитов верующим Тюмени!" - такие плакаты держали в руках пикетчики. Стоял пикет и на следующий день.

19 декабря, в большой престольный праздник православных христиан - Святителя Николая Чудотворца в филармонии шел спектакль по пьесе Оскара Уайльда "Саломея". Здесь режиссер-постановщик предлагает гораздо более жесткую философию любви, нежели в предыдущем спектакле: не просто желание плотских утех движет Саломеей, но звериная страсть. Однако это опять же не главная идея постановки. Изображая содомитские страсти, режиссер доходит до прямого глумления над православным святым Иоанном Крестителем, а в своем стремлении обожествить гей-"любовь" - до богохульства (как и в "Последней любви Дон Жуана").

Выбрав скандальную пьесу О.Уайльда, Р.Виктюк "усиливает" ее скандальным фактом из биографии писателя, который был осужден за гомосексуальную связь на два года каторги. Кстати, в Великобритании постановку не разрешили, так как в то время действовал закон, запрещающий театральные представления на библейские темы. К тому же Уайльд преподнес евангельский сюжет отнюдь не в каноническом изложении.

В основу пьесы положен эпизод, повествующий об усекновении главы Иоанна Крестителя. Как говорит Евангелие от Марка, Иоанн обличал царя Ирода в том, что тот отнял жену у своего брата Филиппа, тем самым, нарушив закон Божий и человеческий, подавая соблазн народу. Иродиада, жена Ирода, желала как можно скорее погубить Пророка и добилась своей цели. Саломея, ее дочь, танцевала на дне рождения Ирода и очень угодила иерарху. Тот обещал ей подарить все, что она ни попросит. По совету матери Саломея просит голову Иоанна Крестителя. И хотя Ирод видел в нем Пророка и боялся, вынужден был уступить. Голову Крестителя вынесли на серебряном блюде...

У О.Уайльда Саломея влюбляется в Иоканаана (древнееврейский эквивалент имени Иоанна Крестителя). За то, что он отвергает ее домогания и называет вавилонской блудницей, она требует отсечь ему голову. А когда Ирод исполняет (после многочисленных отказов!) ее желание, она впивается зубами в губы Пророка и сладострастно говорит: "Я поцеловала твой рот, Иоканаан!.."

Однако такого исхода режиссеру мало. У него есть цель - "развить и углубить" представление о любви. Постановка Р.Виктюка начинается со сцены суда над автором пьесы. Его обвиняют в преступной связи с Альфредом Дугласом, по кличке Бози. На вопрос суда, чем же занимались два друга на мужских вечеринках, Дуглас отвечает: разыгрывали спектакли, например, "Саломею". Построенный по принципу сюжет в сюжете, спектакль предлагает таким образом героев-двойников. Ирод - он же Оскар Уайльд, Саломея - она же Альфред Дуглас (уловили тенденцию?). И не дрогнула душа постановщика отождествить Роберта Росса, одного из "друзей" О.Уайльда, с Иоканааном! Но на этом кощунство не закончилось. Со сцены звучит текст (которого нет у О.Уайльда), прямо утверждающий, что и сам Иисус Христос поощрял гомосексуальную любовь(!!!)

Все роли, кроме Иродиады, исполняют мужчины.

Оригинал пьесы заканчивается тем, что Ирод, выполнив просьбу Саломеи, говорит Иродиаде: "Твоя дочь - чудовище!" А затем страже: "Убейте эту женщину!" Стражники забивают Саломею щитами. Р.Виктюку такой финал не интересен. Спектакль в его постановке оканчивается снова сценой суда над О.Уайльдом и его заключительной фразой: "Ты мое божество, Бози!" С учетом предварительных рассуждений о Боге и отождествления его в речах героев с гомосексуальным мировосприятием, эта фраза и есть выражение главной идеи спектакля. Зрителям снова представлен гимн, обожествление нетрадиционной сексуальной ориентации.

Во время пикета некоторые люди говорили вслух: что за глупости - стоять с этими лозунгами, мы пришли смотреть искусство. Конечно, найдутся и сейчас среди читателей "эстеты", которые заявят, что неважно, о чем спектакль, главное, что сделано талантливо. И сам режиссер, явно предвидя разноречивое отношение к своей постановке, поместил на программке спектакля "Саломея" предваряющий возмущенную реакцию текст. Вот выдержки из него: "Художник - тот, кто создает прекрасное... Те, кто в прекрасном находят дурное, - люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Те, кто способен узреть в прекрасном его высокий смысл, - люди культурные. Они не безнадежны".

Конечно, себя автор данного текста, безусловно, относит к художникам. Не станем оспаривать это убеждение. Рискнем прослыть людьми испорченными и некультурными. Но останемся при этом в ладу с самими собой и в твердом убеждении, что лишь духовная наполненность произведения всегда была и будет мерилом Искусства. Чем наполнены привезенные в Тюмень спектакли театра Р.Виктюка, мы увидели.

Как получилось, что в дни Рождественского поста на сцене областной филармонии прошли воспевающие гомосексуализм зрелища? Тем более что Рождество Христово является у нас официальным государственным праздником, а не узко конфессиональным. Православная общественность возмутилась, считая состоявшиеся гастроли прямым религиозным вызовом содомитов православным гражданам. Председатель Тюменского регионального отделения общественного движения в защиту православной нравственности Татьяна Гуськова обратилась с письмом к губернатору, начальнику ФСБ, прокурору области, где просит принять меры к предотвращению подобных гастролей.

- Согласно статье 31 Основ законодательства РФ о культуре, органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, - говорит Татьяна Юрьевна, - за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности. В данном случае имеет место пропаганда гомосексуализма, как исключительных нравственных норм.

- Трудно не согласиться с такими доводами. Как и с теми, что приведены в обращении Т.Гуськовой к Е.Негинскому, председателю экспертной комиссии по оценке эротического характера распространяемой и демонстрируемой продукции: "Рынок театральных услуг также предоставляет "демонстрируемую продукцию", которая имеет непосредственное влияние на подростков, оградить которых "от преждевременного знакомства с предметами эротического характера" призывает закон Тюменской области "О контроле за распространением и демонстрацией эротической продукции в Тюменской области". Кроме того, Тюменская государственная филармония не является специальным помещением для распространения и демонстрации эротической продукции. Такового помещения для демонстрации подобного рода спектаклей на сегодняшний день органами местного самоуправления не отведено"...

Во время антракта на спектакле про Дон Жуана спросила свою соседку, даму весьма зрелого возраста:

- Нравится вам спектакль?

Она как-то странно посмотрела на меня, вздохнула:

- Ну, конечно, нет! Я с внучкой пришла. Она студентка-второкурсница, надо же ее к культуре приучать. У молодежи сейчас какие интересы? Алкоголь, наркотики. А тут все-таки филармония, московский театр. Конечно, сейчас все ниже пояса, но что делать? Для себя-то я на классические концерты хожу и на вокал.

На обоих спектаклях зал был заполнен на две трети. Публика на вид солидная, много молодежи. На "Саломее" моим соседом оказался студент-первокурсник. На вопрос, нравится ли, ответил по-юношески прямо:

- Эта педерастия?! Знал бы - не пошел. Вот сижу и жду, может, этих гомиков начнут чем-нибудь забрасывать? Я присоединюсь.

Парень оказался довольно начитанным и мыслящим. По его мнению, все режиссерские приемы вторичны, взяты из трэш-фильмов конца 1970-х - начала 80-х годов, характеров нет, сценография никакая. Не привлекла и пластика актеров - он видел лучше в фильмах про какие-то бои:

- Уберите из пьесы библейский сюжет. И что останется? - заключил он.

А ведь кто-то, спаси Господи, может и проникнуться идеей режиссера...

Т.Гуськова просила провести экспертизу прошедших спектаклей по оценке эротического (порнографического) их характера, ей обещали, но ответа она пока не получила. Представители движения в защиту православной нравственности выразили сомнение, что после осквернения сцены в филармонии будет возможно проведение Рождественских торжеств с участием губернатора области и архиепископа Димитрия. В своих обращениях во властные структуры они просят провести анализ репертуаров Тюменской филармонии и заодно драматического театра.

- "Голубая" тема становится все более модной в театральной среде. Вот уже и Тюменский драматический театр ставит пьесу про лесбиянок - "Восемь любящих женщин". Омский драмтеатр привез в Тюмень вроде бы классику - пьесу "Дачники" М.Горького. А зрители вместо классики увидели хулиганское зрелище с демонстрацией обнаженных тел, - говорит председатель общественного движения "Сибирь православная" В.Тагиров. - Мы не ханжи и не святоши. Но просто хотим нормальной нравственной жизни для себя и своих детей.

Большая часть горожан справедливо считает: нельзя, чтобы со сцен солидных учреждений культуры звучали богохульства и пропаганда разврата. Понятно, что став автономными некоммерческими организациями, учреждения культуры вынуждены зарабатывать деньги самостоятельно. Но не ценой же нравственного здоровья людей, в первую очередь молодежи! И никакие ссылки на "рынок" не могут служить здесь оправданием.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.