Преподобный Серафим Саровский говорил: «Исправимся, да Господь нас помилует! Возлюбим Церковь Святую Православную. Возлюбим веру как наше твердое и благодатное ограждение, да будет правда нам в броню, и благочестие в щит спасения. И Мать-Россия будет славна, и врата адовы не одолеют нас».
В процессе строительства «светлого будущего» сатанисты, нашедшие на нашу Родину, делали все, чтобы физически и духовно уничтожить русский народ. Одновременно с физическим уничтожением любого, в ком еще сохранились понятия чести, национального достоинства, варварскому уничтожению подвергалась Русская Православная Церковь – духовный центр воспитания людей. Церковь всегда была средоточением грамотности, книжности. Через нее шло развитие культуры, искусства, объединяющее наш православный народ.
С 1917 по 1922 годы из 360 тысяч православных священнослужителей 320 тысяч были повешены, утоплены, расстреляны, живыми закопаны в землю, 90% церквей уничтожено. За мирное время в годы советской власти большевиками было истреблено гораздо больше жителей России, чем их погибло на полях сражений в трех войнах: 1812, 1914-1917 и 1941-1945 годов, вместе взятых. Не избежал этого и наш родной город Тюмень.
В дореволюционной Тюмени было 22 храма, а сегодня на 760 тысяч населения действует пять храмов. Сегодня Россия на краю гибели - этот факт не требует каких-либо специальных доказательств.
Существует Всемирное правительство, которое диктует свою волю всем государствам. Его задача - подготовка мира к приходу антихриста. К этому направлен современный процесс глобализации, имеющий сатанинскую подоплеку. Это фон, на котором мы живем.
В России они ставят себе цели:
1. Растлить нацию (без единого выстрела). За 11 лет видно, как изменилось сознание у молодежи.
2. Спаивание всего народа.
3. Наркомания.
4. Рок-музыка.
Это так называемый план Киссинджера (секс, рок, наркотики).
Что же делать нам? Как предохранить детей от пьянства, курения, наркомании, разврата и мата? Как противостоять внедрению в души детей вирусов торгашества, делячества? Как приостановить процесс американизации всей страны?
В наших школах теперь никогда не говорят о нравственности, о совести. А ведь это не просто слова, это такие понятия, которые обязательно должны быть посеяны, взращены в душе человека, привиты и воспитаны в нем. Пока ребята находятся под крылышком у своих родителей, они еще соблюдают некоторые правила морального поведения, а что же будет с ними немного позже? Одно из трех:
1. Или они станут жертвами в этом мире зла.
2. Или встанут на сторону злодеев.
3. Или Господь и добрые люди выведут их на дорогу, ведущую к храму.
Но почему же мы ничего не делаем в нужное время - в период учебы в школе, в вузе или в семье? Почему мы бездействуем, а потом удивляемся, что дети становятся преступниками? Мы сами не учим их отстаивать добро. Сколько ребят, взрослых можно было бы уберечь от ошибок, соблазнов и пороков.
Нравственное воспитание неразрывно связано с духовным. Если в школах о нравственных проблемах еще как-то думают, то относительно духовных - отрицают опыт прошлого. До каких пор мы будем тешить себя иллюзиями, что может быть некая бездуховная педагогика? Ни одна педагогическая система не может обойтись без духовного основания. Если находятся педагоги, которые считают это возможным, они либо глупцы, ничего не смыслящие в воспитании, либо враги, которые протаскивают свои замыслы и преследуют вполне определенные цели. Ушинский писал: «Я желал бы, чтобы все люди были религиозны, религия есть необходимое условие воспитания», «главное в современной педагогике - это воспитание духовной стороны человека», «для нас не христианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод... деятельность без результата впереди».
Жестокость, презрение, равнодушие, дикость... Не этими ли качествами нашей молодежи возмущаемся мы больше всего? Добавим сюда еще хамство и распущенность. А нуждаются ли в комментариях такие слова Ушинского: «всякая школа, позабывшая слова Спасителя: «не хлебом единым жив будешь» и приготовляющая человека только к материальной жизни, как бы утонченна эта жизнь ни была и сколько бы ни требовалось для нее познаний, не выполняет своего значения. Она не приготовляет человека к жизни, на первых же шагах сбивает с настоящей дороги». Есть только один выход и Ушинский на него указывает - это возвращение к корням векового древа русской народности, каковыми является наша православная религия, которая содержит в себе «живой идеал нравственности и совершенства - Христа, и которая в силу этого может быть единственно надежным и верным основанием истинной педагогики».
Никто не требует от современного учителя, чтобы он с сегодняшнего дня начал вести в школе религиозную работу. Нет. Но относиться друг к другу добрее, проникнуться религиозным чувством, возрастать самим понемногу духовно - вот задача. Надо переменить урок, сделать его православным, то есть повернуть к добру и отвратить от зла. Можно не говорить терминами религии. Не надо ничего разрушать, все сберечь, но сделать школу как храм.
Секрет педагогики – в подражании (ребенок интуитивно подражает родителям, учителям). Все держится на личности педагога. Если ты вежлив, обязателен, добр, справедлив, живешь духовной жизнью, Господь видит наше внутреннее состояние и помогает. Нам Он помогает, а мы - детям. Учебник – это трансляция опыта. Если мы учим одному, а сами другие, это приводит к шизофрении, двойственности. Дети чувствуют фальшь.
Сейчас ребенка воспитывают не только папа, мама, не только учитель, но и улица, завистливая и оскверняющая, и телевидение, растлевающее и озлобляющее. Поэтому зададимся вопросом: а как нужно?
Прежде всего ребенку нужна чистосердечная обстановка дома, благочестивые родители, заботящиеся о дедушках и бабушках. Почему дети бывают не послушны? Потому что с детства видят непослушание: мать не слушает отца. Ребенок это интуитивно воспринимает. Мудрая жена находится в полном послушании у мужа хотя бы в присутствии ребенка. Ребенку бессознательно переходит образ жизни, принятый в семье. Он будет потом в своей собственной семье стремиться воспроизвести этот образ. Настоящая православная семья начинается с венчания, во время которого даются венцы мученичества. Все нужно делать друг для друга смиренно, терпеливо. У нас же часто бывает так: в семье одно, в школе другое. Все образование должно опираться, как стол, на четыре ноги: Церковь, семью, государство и школу.
У нас же все происходит, как в басне: лебедь – Церковь, рак – государство, щука – семья. Результат их действия равен нулю.
Вот и стоит воз на месте. Ребенка тянем в разные стороны.
Сейчас дети нередко озлобленны, их ничем не прошибешь, огрубело сердце, находится в мертвом духовном состоянии или умирающем (в шоке). Он не знает, куда бежать, где искать спасения. Мы должны пробудить ребенка. Что с тобой? Чем ты занимаешься? Как Бог после падения Адама спросил мягко, заботливо: «Адам, где ты?» Так и мы: нельзя детям сразу вероучение преподносить. Потихоньку привести в храм, пусть хоть порог перешагнут. В системе образования надо поменять мировоззрение, а не разрушать саму систему( может быть, поменять атрибутику – поднимать вместо красного флага Андреевский, носить вместо галстуков крестики и т.д.). Адаптировать личность не к окружающей среде, а к райской жизни. Убедить, что на земле можно жить как в раю, благочестиво, свято. Дети – все равно что пластилин, страсти в них еще не укоренились. Наша задача – сделать так, чтобы дети захотели жить добродетельной жизнью.
Как вести себя учителю? Речь должна быть краткой, жизнь - благочестивой, никогда нельзя кричать на детей. Главное не то, что мы говорим, а то, что вкладываем. «Из всех святых дел самое святое - воспитание». Св. Иоанн Златоуст говорит, что мы должны быть, во-первых, примером. Во-вторых, перед нами дети, у которых невинные пороки, которые часто совершают поступки необдуманно. Они ближе к образу Бога. Мы можем учиться, у них есть целомудрие, есть то, что у нас уже потеряно. Чистые души, не замутненные, искренние. Хотя они не читали святых отцов, но иногда изрекают истины не хуже их. В-третьих, хоть одного ребенка расположить к спасению, хоть одного отвратить от зла – уже нам награда в Царствии Небесном.
Как разбойник первым оказался в раю? Почему он смог перед самой смертью покаяться? Ему когда-то было вложено, что есть Бог, мессия. И мы должны посеять в душе ребенка знание о Боге - ему во спасение.
В системе образования есть колоссальная потребность в духовности – об этом говорят 93% опрошенных. Но дети не готовы сразу воспринимать Закон Божий. Надо через другие предметы объяснять, что такое храм. Через этику, искусство, архитектуру, литературу, этнографию (праздники). Главный миссионерский принцип – дождись вопроса, т.е. обнаружь готовность к восприятию (Макаренко за ночь прочитывал десятки книг, чтобы ответить на заданные вопросы).
Дорогие братья и сестры, надо всем нам понять, что без Православной Церкви-матушки нам своих деточек не спасти. Хочется надеяться, что у педагогов - людей, имеющих призвание, святее которого только священство, душа откликнется на призывы нашей Православной Церкви. Ушинский писал: «Как только учитель перестает учиться, в нем умирает учитель». Поэтому предлагаю открыть в Тюмени курсы для преподавателей «Основы православной культуры». Думаю, такие курсы станут настоящей школой для учителей! Они дадут много полезной информации и помогут им идти по правильному пути. Общение со священниками, преподавателями Тобольской Духовной семинарии и Тюменского Духовного училища, обмен опытом с коллегами обогатят и душу, и разум учителя. Только после этого мы приобретем православных педагогов и юношество. Будущее России сидит сегодня за партами.
В.Е.Тихонов
преподаватель Тюменского Духовного училища
|