ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№10 2008 г.         

«Преподавание «Основ православной культуры» – это духовный подвиг учителя»

Как сделать духовно-нравственное воспитание приоритетом современной общеобразовательной школы? Дискуссии на эту тему продолжаются в России уже несколько лет. Многие убеждены: только преподавание «Основ православной культуры» поможет спасти подрастающее поколение от пороков современного общества. Однако поместить этот предмет в школьное расписание активистам пока не удалось. До сих пор идут оживленные и резкие споры между учеными и педагогами, общественными деятелями и представителями различных конфессий, чтобы выяснить, на чьей же стороне правда…

Однако есть учителя, которые, прислушиваясь к голосу своей совести и не оглядываясь ни на кого, претворяют в жизнь лучшие идеи православной педагогики. Решительно, грамотно и мудро. Один из таких педагогов в Тюмени – Лидия Николаевна Русакова, учитель-словесник, директор общеобразовательной школы ? 70. Уже около двадцати лет под ее руководством дети изучают основы Православия. И это совсем не смущает учеников и их родителей, принадлежащих к иному вероисповеданию. Выступления Лидии Николаевны перед мамами и папами по этому важному вопросу обычно завершаются бурными аплодисментами.

Лидия Русакова поделилась с нами своим видением проблемы, связанной с духовно-нравственным воспитанием в школе..

– Лидия Николаевна, по вашему мнению, нужен ли в школе предмет «Основы православной культуры»? Как относиться к тому, что в расписании появится урок под названием «Духовно-нравственная культура»?

– Для меня как для директора школы, знающего Православие и преподающего «Мировую художественную культуру», неважно, как будет называться новый предмет. Главное, чтобы он был и давал возможность педагогу рассказать то, что необходимо. На уроке с любым названием ребенок, воспитанный в семье, ориентированной на христианство, должен получить представления об основах православной культуры. Нужно, чтобы о Православии услышали (ознакомительно) и дети из семей других конфессий, потому что именно эта религия сформировала культуру России. Понять русскую культуру можно только тогда, когда знаешь основы Православия.

– Как вам удается вести уроки так, чтобы не обиделись родители, если их дети принадлежат другой конфессии?

– В светской школе предмет надо преподавать с культурологических позиций. Важно, чтобы дети познакомились с символикой событий, с духовно-нравственными ценностями религии. Конечно, мы рассказываем и о православных религиозных обычаях, но дети знают о них теоретически. Практическая сторона вопроса остается за родителями. Как только школа коснется обрядов – неминуемо возникнут конфликты. Поэтому говорить детям о родной культуре надо так мягко и осмотрительно, чтобы не возникли межконфессиональные раздоры. Нам это не надо в нашем многонациональном городе.

В моей школе учатся ребята восемнадцати национальностей, представлены четыре религиозные конфессии. Однако большинство детей (800 из 1099 обучающихся в школе) – из семей православных, или тех, у кого в доме сохраняются многие традиции русской культуры. Поэтому для меня не столь важно, посещают ли родители учеников церковь, соблюдают ли обряды, стремятся ли узнать больше о какой-то религии или упорно называют себя атеистами. Гораздо важнее, чтобы ребенок получил знания по основам традиционной для своего народа культуры.

– А как себя ощущают ребята из других конфессий, когда на уроке речь идет о Православии?

– Когда на занятиях говорю о православной культуре, я должна сказать и о других религиях. В школе нетрудно провести праздники, посвященные всем религиозным конфессиям: вот мы отмечаем православное Рождество или Воскресение Христово – этим событиям посвящены спектакли, концерты духовной музыки, конкурс пасхальных открыток, стенгазеты.

Нам нетрудно вывесить стенгазеты и о мусульманских праздниках и точно также позволить провести детям из исламских семей фестиваль культуры тюркских народов «Курбан-байрам». У нас около 200 учеников-мусульман. Около половины из них посещают мечеть и выполняют обряды. Остальные ребята – из смешанных, русско-татарских семей. Они, если хотят, и Пасху встретят, и курбан-байрам отметят. Потому в школе и царит мир – дети видят, что здесь с уважением относятся ко всем религиям, и поэтому они уважают свою культуру.

Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий был в нашей школе, выступал перед детьми. Его внимательно слушали и ребята-мусульмане, ведь культура России общая для всех. Не вижу ничего страшного в том, что ребенок из православной семьи услышит об основах ислама. Жизнь показывает, что дети родной культуре и религии предков не изменяют. За тридцать лет моей работы еще не было такого, чтобы школьник вдруг выбрал другую религию. И могу сказать точно: когда рассказываешь детям об иной вере, у них формируется уважение к культуре и другого, и своего народа. Ребята ходят друг к другу на праздники, как в гости. А вот если ни о какой религии с детьми не говорят – тогда открыт путь сатанизму и сектантству. Моя позиция однозначна: пусть дети узнают о духовно-нравственных ценностях и культуре всех мировых религий, узнают о том, что есть Бог, что человек – соработник у Бога; надеюсь, что это поможет им быть нравственными людьми…

– Как вы думаете, кто-то из детей после ваших уроков пришел в Православную Церковь?

– Если ребенок усвоит все на культурологическом уровне, он придет в церковь, ведь ему будет интересно увидеть все своими глазами. К примеру, когда я рассказываю про Страстную неделю, ребята записывают, что происходит каждый день в храме: смысл Великого четверга, Страстной пятницы с выносом плащаницы… Сегодня встречается много верующих родителей, особенно молодых. Многие дети ходят на исповедь и причащаются.

– В какой форме, помимо уроков, в школе ведется духовно-нравственное воспитание?

– Школьная жизнь вписывается в годовой круг праздников. На Рождество все младшие классы делают театр-вертеп. Играют сценку появления младенца Христа, поют настоящий тропарь Рождества и колядки. Накануне рождественских праздников у нас отмечается День семьи, на котором обязательно идет речь о Святом Семействе. В Татьянин день ребята слушают о подвигах православной святой. На масленичной неделе школьники подробно узнают о традициях подготовки к Великому посту, о Прощеном воскресенье. На Благовещение Пресвятой Богородицы мы всегда покупаем щеглов и выпускаем их на волю, а потом ребята в столовой угощаются вкусными пирогами. На страстной неделе Великого поста в школе не бывает никаких праздничных мероприятий. На стендах размещается выставка репродукций икон с объяснением каждого из дней накануне Пасхи. Всегда интересно проходят торжества, связанные с Христовым Воскресением. Все это – гармоничная жизнь школы. И она никого не раздражает.

Среди наших особенных дат есть Праздник нашего сада. Он приурочен к празднику Святой Троицы. Дети сажают цветы, деревья, работают в нашем парке. Так к детям приходит понимание того, что они призваны украшать этот мир, находясь в сотворчестве с Богом. Наше образовательное учреждение названо Школой Сотворчества. Это сотворчество с культурой, духовно-нравственными ценностями, друг с другом, с учителями… Но главное, что я имела в виду, когда продумывала концепцию учреждения – сотворчество человека и Бога.

– Если есть возможность мирно сосуществовать в пространстве школы представителям разных религий и при этом изучать Православие, тогда из-за чего возникают многочисленные конфликты, как только речь заходит о введении «Основ православной культуры»?

– Думается, корень проблемы в том, что многим хочется ввести урок «ОПК» немедленно. Наивно полагать, что это возможно. Я никогда ничего специально не ввожу. Все должно идти тихо и незаметно. Моя позиция: религия должна прийти к ребенку гармонично, иначе он от нее откажется. Владимир Ильич Ленин учился на «пять» по Закону Божьему. Результат нам всем известен… Надо очень мягко открывать ребенку культуру. Должно быть введение в «храм культуры», в «храм слова». Любое резкое воздействие всегда вызывает отторжение. Приход человека к Богу должен быть медленным. Быстро можно только разрушить веру или насадить ее под страхом смерти.

– Тогда, как вы считаете, есть ли смысл вообще придумывать отдельный предмет духовно-нравственного содержания? Он в любом случае предполагает «резкое» знакомство с основами религии?

– Лично я не буду против, если появится новый предмет. Моя работа уже отлажена за много лет в рамках «Мировой художественной культуры» и школьной жизни. На споры о том, как будет называться урок, можно потратить полжизни. Вместо этого педагог должен прийти к детям и начать уже преподавать. Вот и все. Но это огромная проблема. Лидеры, которые активно призывают и спорят о названии, – не педагоги. Как только они войдут в класс и увидят современных детей, которые достаточно испорчены средствами массовой информации, порой безнравственной жизнью в своей семье, – испугаются и разочаруются. Если пришедший человек сможет говорить мягко и нежно, он повернет детей к культуре Православия. А если нет – сразу все рухнет.

– Думается, сегодня есть единицы преподавателей, которые смогут реализовать Вашу идею…

– Как директор школы могу сказать: отсутствие учителей-специалистов – главная проблема, препятствующая введению предмета по духовно-нравственной культуре. Когда в класс приходит молодой учитель биологии, химии… да чего угодно – он спотыкается, путается. Он учится, и дети это понимают и прощают ему. Но преподаватель основ религиозной культуры не может себе такого позволить. Иначе произойдет дискредитация идеи. Думаю, что пусть эта тема введения «ОПК» отложится еще лет на пять. Но за это время надо воспитать хороших педагогов для ведения этого курса.

– Как же подготовить учителей?

– Может быть два направления. Одно из них маловероятное: в школы должны прийти выпускники духовных учебных заведений. Другой вариант: дать дополнительную специализацию светским учителям литературы и истории, которые будут вести предмет не на чисто религиозной, а на культурологической основе. Их можно подготовить за пять лет в вузе или переобучить уже работающих. На учебу, по моему мнению, надо направить учителей, которые стали духовными лидерами у ребят. Всегда есть педагоги, которых дети любят и за которыми согласны идти.

Содержание уроков литературы стоит ближе всего к «Основам православной культуры». Филолог всегда проповедник, несущий слово детям. В действующих ныне программах изучения литературы (утвержденных Министерством образования РФ!) предусмотрено знакомство детей с житиями святых, с молитвой Господней… Но любой филолог сегодня скажет, что происходит в классах: современные дети отказываются воспринимать древнерусскую литературу. Ее трудно дать – умно это делать сегодня может только вдохновенный учитель, тот, кому дети верят. Ребенок, насмотревшись боевиков, не может понять, почему, к примеру, Серафим Саровский молится, а не отвечает разбойникам, когда они его избивают; почему Святой Глеб молится, а не убегает и не противостоит врагам, которые готовы его убить. Все время преподавание любых житийных страниц – нравственный подвиг учителя. Здесь важно объяснить суть происходящего, показать, в чем подвиг Святого.

Педагог может акцентировать внимание детей на отдельных местах произведений, где речь идет о религии. Возьмем евангельские страницы в романе Федора Достоевского. Соня Мармеладова читает Раскольникову о воскрешении Лазаря. Если уж мертвого человека Господь воскрешает, тем более живого может наставить на путь покаяния и духовного прозрения. Будем на каждом уроке об этом говорить – у ребенка сложится представление о православной культуре. У учителя это получится, если он способен к самопожертвованию. Это очень сложно.

Если кто-то хочет посмотреть на этот гражданский подвиг – пусть приходит ко мне на уроки. Желание легко решить проблему с преподаванием «Основ православной культуры» сразу пропадет. Потому что одно дело выступать и спорить, а другое – прийти и начать работать в школе.

Вопросы духовно-нравственного воспитания детей рассматривались на совещаниях руководителей общеобразовательных учреждений города Тюмени, на встречах в Директорском клубе. Все понимают, что проблема важная, ее нужно решать. Но сегодня директоры школ осторожны: боятся, что резкое введение предмета вызовет волну протеста, а это создаст дополнительные проблемы в неспокойном школьном пространстве… Задача времени – найти пути гармоничного введения ребенка из семьи, ориентированной на христианство, в мир православной культуры – культуры его предков.

В школе N:70 недавно завершился ремонт. Коридоры светлы и пока просторны. Скоро на стенах разместятся произведения тюменских художников и репродукции полотен великих живописцев. Но уже первое, что здесь появилось – картины с ангелами и портрет семьи царя Николая Второго. В стенах этой школы слышишь только правильную русскую речь, звуки фортепиано и флейты, льющиеся из классов, шелест яблоневого сада под окнами... И как-то сразу чувствуешь: здесь любят и уважают свою культуру. Такая школа действительно воспитывает. Особенно – если на уроках говорят о Православии...

Беседу вела Александра МАЙОРОВА

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.