Важнейшей задачей современного общества является духовно-нравственное
воспитание детей. От решения этой задачи зависит и благополучие
общества и государства, и дальнейшая судьба России, которая уже
более тысячи лет является носителем и хранителем Православия во всей
его силе и чистоте. Именно Православие является основой, фундаментом
многогранной культуры народов России, объединяющим моментом разнообразия
обычаев многонационального государства. Каждый, считающий
себя гражданином своего Отечества, представителем российской культуры,
непременно должен знать основы Православия, положившего начало
и основание духовности, а, значит, и нравственных идей и принципов
существования человека в мире.
Cпоры о том, надо или нет преподавать
«Основы православной культуры» в учебных заведениях современной многонациональной России, затянулись на долгие десять лет. В законе РФ об образовании четко прописан механизм сохранения и развития национальных культурных традиций нашего Государства, но, к сожалению, до настоящего времени
этот механизм не работал. Наконец, после долгих дискуссий законодателей в Ззакон об образовании внесена поправка, которая говорит о том, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.
Это решение вселяет надежду, что в нашем государстве на законодательном уровне утверждено основание введения во всех общеобразовательных учреждениях
предмета «Духовно-нравственное воспитание», в рамках которого российские школьники получат наконец возможность познакомиться с богатейшей из мировых культур – Православной культурой.
Формы преподавания Православной культуры многообразны: интегрированный курс, кружковая работа или факультатив. Ннеподдельный интерес новый предмет вызывает
и у самих учащихся – в беседе со старшеклассниками о возможности изучения нового предмета ни один из учеников не сказал, что такой предмет не нужен.
Какие же духовные и нравственные ценности призвана формировать у юных граждан России современная российская общеобразовательная школа, что может стать нравственным стержнем для молодых
россиян? Вероятно, разумнее всего в этом вопросе обратиться к культурному
и духовному наследию народа, к его историческим корням. Оопыт введения в школах курса истории и культуры Православия
в разных регионах показал в целом положительное влияние изучения предмета как такового на процесс воспитания
учащихся. изучение разных религий в общей аудитории может явиться причиной возникновения розни в детском коллективе, и, напротив, если ввести раздельное изучение основ православия
и ислама для детей из семей, принадлежащих к разным конфессиям, то атмосфера дружелюбия и солидарности в детском коллективе сохраняется, и у детей формируется толерантность по отношению к представителям иной веры – нужно очень осторожно и ответственно подходить к выбору варианта преподавания
данного предмета.
Обращение к религии в наше непростое время, а точнее возвращение к истокам мироздания, к моменту зарождения
культуры – знаменательное явление в жизни современной российской школы. Оодним из мощных пластов истории и культуры России является литература с ее главным предназначением: «Сеять разумное, доброе, вечное». Она несет в себе огромный нравственно-духовный потенциал, дает возможность подрастающему
поколению шире взглянуть на окружающий мир и на многообразие человеческих отношений. Ллитература, как лучший из учебников жизни, сопровождает
нас из детства в юность, открывает красоту и сложность взрослой жизни, помогает
разобраться в сложных вопросах бытия и из глубины истории подает нам мудрые ответы на вопросы сегодняшнего дня. Ннаша, отечественная, литература очень тесно связана с Православием, в котором заложен огромный потенциал высокой духовности. По глубочайшему убеждению Ф.Мм. Ддостоевского, вне постижения
Бога человечество не в силах ответить на коренные вопросы своего бытия и, прежде всего, на вопрос о смысле жизни, чем и обрекает себя на нравственную гибель.
Литература всегда занимала в ряду других предметов, преподаваемых
в школе, особое место. Именно под влиянием литературы у молодежи формируется активное отношение к жизни, воспитываются высокие чувства и гражданственность. Ууроки литературы в школе – это реальная помощь детям в их стремлении и найти себя, познать путь Истины, Павды, Добра и Любви, а значит укрепиться духовно – открыть для себя все многообразие и богатство истинной православной культуры.
на своих уроках я стараюсь показать ученикам на примерах художественных произведений, что на формирование поведения героев этих произведений решающее влияние оказывает именно внутренний духовный уклад их жизни. Ддля подтверждения этой мысли на уроках литературы в 10-х классах я привожу, как пример, сцену из лесковского «Пугала». Герой этой повести Селифан, всеми гонимый, преследуемый и презираемый, оклеветанный молвой бедный крестьянин, остается икренним, доброжелательным и честным человеком не потому, что ждет какой-либо корысти, но по свойству души. Вернув забытый у него на дворе ларец с деньгами его владелице, он никак не может понять, за что ему предлагают вознаграждение. Даже когда ему говорят о Законе, по которому всякий, кто найдет и возвратит потерянное, имеет право на третью часть найденного, он искренне удивляется услышанному:
– Что такой за закон, - отвечал он, снова отстраняя от себя руку с деньгами.
– Чужою бедою не разживешься… Не надо! Прощайте!
Мои ученики воспринимают этот эпизод и оценивают по-разному, но в процессе обсуждения приходят, как правило, к единому мнению: в герое высоко развито чувство честности – один из главных признаков духовности человека. Ииной человек скорее всего поблагодарит Ббога за вознаграждение и возьмет то, что полагается по закону.
Но для человека православного главное проявление его (человека) натуры:
доброта, бескорыстие, великодушие,
поскольку Православие предлагает христианину главный и высший путь: «Высший суд – Душа, в которой живет Бог». За многие годы преподавания я убедилась, что жизнь героев русской классической литературы - от древнерусской
до современной - необъяснима вне православного миропонимания. Чтобы определить внутреннее состояние героя, его религиозную сущность, разобраться в его характере, а затем уже показать истину (ошибочную или верную), приходится
нередко преодолевать проявление
нигилистического противодействия морали современной молодежи, в силу юношеского максимализма отрицающей духовно-нравственные ценности. Нна одном из уроков по современной литературе
молодой человек настойчиво убеждал класс в том, что в наше время живут в свое удовольствие, преуспевают
в делах и считают себя «хозяевами жизни» многие из тех, кому удалось «поймать удачу за хвост». Эти люди шли по жизни и добились многого, не ограничивая
себя никакими нормами морали и права, и живут в свое удовольствие без угрызений совести. «Угрызение совести
» - вот то словосочетание, которое стало основной темой развернувшейся в классе дискуссии. В жаркой полемике
родился вывод, признанный всеми участниками спора, - у таких людей, как эти «хозяева жизни», утрачен главный нравственный ориентир – Ссовесть.
Я – мать двоих детей, учитель литературы с 38-летним стажем - часто привожу ученикам и их родителям слова моего любимого писателя современности
Виктора Астафьева: «Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность – все видно». С этими словами трудно не согласиться, их трудно оспорить, потому что они неоднократно
доказаны самой жизнью.
Вся русская литература, основанная на православном мировоззрении, является именно той духовной почвой, на которой взращиваются в юных душах плоды – Совесть, Сострадание, Сопереживание и Сочуствие.
Думаю, не так важно по какой форме
ведется преподавание (факультатив, традиционный урок, час дополнительного образования или классный час); какая из них является наиболее продуктивной – это не главное в столь важном деле. Главная задача современной школы и общества в целом - воспитать высоконравственную
личность с четким пониманием
добра, долга, ответственности, достоинства; воспитать духовно здоровое поколение граждан России.
Любченко Валентина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
СОШсош .4, прихожанка храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная
Радость», г. Пыть-Яях, Ханты-Мансийское благочиние
|