Сегодня много говорят, что Россия переживает кризис. И многие
приходят к выводу, что это, прежде всего, духовный кризис. Какой выход
может быть из данной ситуации? И тут на первый план выходят проблемы
образования и воспитания, так как мы все понимаем, что основы духовности
и нравственности закладываются в детстве. Значительная часть
нашего детства проходит в школе, и, следовательно, именно там должны
прививаться основы духовности и нравственности, которые формируют
личность человека.
Говоря же о духовности, мы не
можем, прежде всего, не говорить о
той традиции, в рамках которой была
сформирована культурно-духовная составляющая
страны. По отношению к нашей
стране это Православие. Да, наша страна
светское государство, и Православие не
единственная конфессия на территории
России. Но, говоря о значении Православия,
мы не в коем случае не ущемляем
права представителей других конфессий
или людей с другим мировоззрением. Мы
просто констатируем факт, что государственнообразующей
идеологией нашего
государства всегда было Православное
христианство, также как ислам в Турции,
буддизм в южноазиатских странах
и пр. После событий 1917 года в нашей
стране попытались создать новую идеологию,
жестоко уничтожая старую. Но в
1943 году Церковь, беспощадно до этого
гонимая, стала возрождаться. То есть
в критический момент возникла острая
необходимость в идеологии, духовной составляющей,
так как моральный кодекс
коммуниста оказался явно недостаточным
для морального подъема людей. Поэтому
и сейчас, говоря о кризисе, в котором
мы сейчас находимся, мы обращаемся
к Православию, как духовной традиции
России. В какой форме мы можем в той
или иной степени возвращаться к данному
опыту? Прежде всего, через сферу
образования. Каким образом? Одной из
форм духовно-нравственного воспитания
являются уроки ОПК, которые проводятся
сейчас уже во многих школах России. Но,
естественно, в рамках ОПК мы не можем
раскрыть православную традицию в полном
объеме, и поэтому в 90-е годы у нас
в стране возникли православные школы,
гимназии. Практика школ, организованных
при той или иной конфесии, широко
распространена на Западе. В странах,
где не было семидесятилетнего гонения
на религию и насильного насаждения
атеизма, подобные школы считаются
одними из самых престижных, но они,
как правило, не доступны для основной
массы населения в силу большой цены за
обучение. В России же подобные школы
создаются с ориентировкой на основную
массу населения, чьи доходы, как мы
знаем, небольшие.
Какова же цель появления подобных
учебных заведений? Как мы уже отметили
выше главная цель – духовнонравственное
оздоровление общества,
наиболее оптимальный способ которого
– правильное воспитание подрастающего
поколения. То есть в рамках данной школы
появляется возможность воспитания
тех качеств, которые всегда были присущи
христианину. К сожалению, сейчас
в школе очень мало уделяется внимания
именно воспитательному процессу, весь
упор идет на развитие навыков и умений.
Нравственная составляющая человека
практически не затрагивается или затрагивается
чисто формально в виде каких-то
отвлеченных понятий и лекций. Мы видим,
что в современном обществе, ориентированном,
прежде всего, на потребление,
духовные ценности теряют свое значение,
становятся ненужным придатком, который
зачастую просто мешает нормально жить
человеку с психологией потребителя. Вот
почему мы считаем насущно необходимым
возрождение духовной традиции. И
одним из способов этого считаем создание
православных школ и гимназий.
В нашей стране подобные школы существуют
уже во многих городах более
10 лет, поэтому сейчас мы можем говорить
о некотором опыте, накопленным
за эти годы, дать объективную оценку
данной практике. Прежде всего, хотелось
бы отметить, что наши цели во многом
не оправдались, во многом были скорректированы.
Для начала нужно сказать,
кто учится в православных гимназиях.
Вообще процент людей, живущих церковной
жизнью, то есть каждое воскресенье
посещающих храм, регулярно исповедующихся,
составляет 2-3% от числа людей,
называющих себя православными, и их
дети, как правило, учатся в гимназиях.
Но, тем не менее, основная масса обучающихся
в данных школах – дети из
семей, не живущих церковной жизнью, то
есть формально православных. Среди них
также есть различные категории: люди,
только делающие свои первые шаги в
Церкви, люди, вообще не живущие церковной
жизнью, но считающие, что в православной
гимназии их дети меньше подвержены
соблазнам нашего времени. Все
это, безусловно, накладывает огромный
отпечаток на воспитательный процесс.
Мы должны понимать, что мы живем в
21 веке, поэтому мы не можем просто
взять и скопировать учебные заведения
19 века. Таким образом, нам необходимо,
с одной стороны, органично вводить
ребят в пространство православного мировоззрения,
адаптируя Православие под
современные реалии, с другой стороны,
мы должны избежать профанации веры,
когда она полностью подстраивается под
современный мир, теряя тем самым свое
содержание. И находить это тонкую грань
между двумя этими крайностями порою
очень сложно.
Мы живем в стране, где существует
сильнейший разрыв в традиции, которого
не знают другие страны. Вследствие этого
мы столкнулись с угрозой искусственной
стилизации при воссоздании православного
воспитания. Просто одевание современного
человека в одежды прошлых лет
может привести к отторжению человеком
данной традиции, активному протесту со
стороны детей, что имеет порою место
быть. Есть случаи, когда дети после нескольких
лет обучения в православной
гимназии показывали крайне низкий уровень
поведения и культуры, что сопряжено
именно с этим несоответствием внутреннего
содержания ребенка и той традиции,
что ему пытались привить. Тут мы видим
опасность, которая подстерегает нас при
религиозном образовании. Это придание
самодостаточности внешней форме, которая
по своей сути является лишь историческим
выражением самой сути веры. Но
когда смещаются акценты, и та форма,
что является лишь выражением духовной
составляющей на данном историческом
промежутке времени, подменяет собой
само духовное содержание, тогда мы не
только не достигаем поставленных целей
воспитания, но наоборот это приводит
к противоположным результатам. И это
стало очевидным за прошедшие годы:
духовная составляющая воспитания – это
самое главное и определяющее в воспитательном
процессе, но неправильный
подход в данных рамках, приводит к
противоположным результатам.
Но даже при оптимально выстроенном
процессе воспитания очень трудно
достигнуть поставленных целей: ребенок,
выходя из стен гимназии, сталкивается
с миром, ценности которого зачастую
противоположны прививаемым в школе.
И очень тяжело не растерять, удержать
то, что удалось получить. Как потом сокрушается
педагог, видя, что столько его
сил и времени были затрачены впустую.
Определяющее значение, конечно же,
имеет семья. И если семья ведет абсолютно
светский образ жизни, то очень
трудно, к примеру, воспитать в ребенке
потребность в молитве. В подростковом
возрасте большое значение имеет среда
сверстников, и его мнение, статус в группе
тоже зачастую определяет поведение
ребенка, и тут опять может возникать внутренний
конфликт и противоречие. Таким
образом, в свете вышеуказанного опыта
можно сформулировать цели, которые
нужно ставить при создании православных
гимназий. Конечно, в идеале из православной
гимназии должен выйти православный
христианин, верное чадо Церкви.
Мы отдаем себе отчет, что многие дети
осуществляют религиозную практику только
в рамках гимназии, многие из них по
окончании гимназии будут посещать храм
только по большим праздникам. Поэтому
наша задача – это работа на перспективу,
мы закладываем семя, которое все
равно должно принести свой плод. На
каком-то самом глубинном уровне в душе
человека остается то, что может направить
его жизнь в верном направлении.
Если в какие-то решающие моменты его
жизни, человек будет руководствоваться
теми понятиями, что в него пытались
заложить во время обучения, то, значит,
мы не напрасно потрудились. Вполне
возможно, что привитое в православной
школе станет необходимой основой для
сознательного прихода человека к вере.
Иерей Сергий БАНДУРИН,
директор Нижневартовской
Православной гимназии
|