В молитвенном делании очень
важно постоянство: есть правило,
значит, ни в коем случае не надо от
него отступать. На то оно и правило,
чтобы соблюдать его неукоснительно,
кроме того, оно правит нашу душу
– постепенно, день за днем. Но вот
вопрос, который всегда стоит перед
новоначальным: из чего молитвенное
правило должно состоять?
Ежедневный рацион
Молитву действительно с полным
основанием можно назвать насущным
хлебом нашего сердца – тем, что питает
и поддерживает его жизнь. Но что мы
знаем вообще о необходимом для правильной
жизнедеятельности организма
питании? Во-первых, что его должно
быть достаточно, во-вторых, что его не
должно быть слишком много, в-третьих,
что оно должно включать в себя все
потребные организму элементы. Вот
примерно то же самое можно сказать и
о молитвенном правиле. Оно не должно
быть слишком маленьким, поскольку в
таком случае оно бы свидетельствовало
о нерадении и теплохладности – а ничего
страшнее этого в духовной жизни нет.
Не должно быть и чрезмерным, чтобы не
обратиться в «бремена тяжкие и неудобоносимые
», которые рано или поздно
захочется сбросить. И, наконец, в нем
должно присутствовать все то, что душе
потребно, чего она хочет.
Необходимый «минимум»
У каждого из нас в молитвослове
обязательно есть «Молитвы утренние» и
«Молитвы на сон грядущим». По сути, это
и есть то правило, с которого необходимо
начинать свой маленький молитвенный
подвиг всякому христианину. Обычно
времени уходит на это от 15 до 25 минут
утром и примерно столько же вечером
(в зависимости от индивидуальных особенностей
человека, о чем постараемся
сказать ниже). Хорошим и даже жизненно
важным дополнением к такому правилу
может быть ежедневное чтение главы
из Евангелия и двух глав из Апостола.
Это тоже не требует большого времени,
а пользу душе приносит огромную. Притом
желательно (если есть такая возможность)
читать Писание утром – тогда
в течение дня удобнее возвращаться к
прочитанному и размышлять над ним.
Часто у людей воцерковляющихся
возникает вопрос (как правило – с
чьей-либо «подсказки»): а не требуется
ли благословение священника для того,
чтобы определить свое личное правило?
Наверное, можно сказать так: для
того, чтобы читать утренние и вечерние
молитвы, благословение не требуется.
Это своего рода «обязанность» каждого
православного христианина. В остальном
же и вправду лучше всего попросить
благословения и совета. Совет нужен
потому, что своего личного опыта еще
явно недостаточно. А благословение –
поскольку, во-первых, в испрашивании
его проявляется смирение, привлекающее
Божественную благодать, и,
во-вторых, оно как бы скрепляет собой
намерение человека. Бывает ведь так,
что мы что-то решаем сами делать, а
враг потом начинает нас «точить»: а
обязательно ли это надо делать, а почему
бы сегодня от этого не отступить…
и т.д. и т.п. Когда же мы руководимся
полученным благословением, то такой
напор со стороны противника всякого
доброго и спасительного дела преодолевать
уже гораздо легче.
Священник дает совет, но при этом
он обязательно руководствуется тем, что
слышит от самого человека или видит
в нем. Как тренеру определить, какую
нагрузку дать спортсмену, с которым
он встретился впервые? Пусть поднимает
100 кг? Но он может оказаться
неподготовленным и надорвется. Пусть
ограничится весом в 20 кг? Но это
будет слишком легко, и он не получит
никакой пользы… Значит, надо сначала
посмотреть, что он может и тогда уже
назначать вес.
Почти так же и в духовном плане. Разница
только в том, что здесь все гораздо
сокровенней, все очень лично. И если
сам человек не приложит усилия и в то
же время не потрудится для того, чтобы
открыться перед священником, то вероятность
ошибки всегда будет велика.
Святитель Феофан, обще говоря о
молитвенном правиле, советовал посмотреть,
какое будет посильным. Например,
положить для себя совершать
каждый вечер какое-то значительное
количество поклонов. Потом, убедившись,
что это количество не приводит
к перетруждению, немного убавить от
него, и такое правило совершать уже
постоянно. Наверное, подобным принципом
руководствоваться лучше всего. Но
опять-таки – советуясь на всех этапах
такого «самоиспытания» со священником,
у которого исповедуетесь.
Для самых немощных
О том, что настоящее время характеризуется
крайней немощью приходящих
в Церковь людей – и духовной, и физической,
может быть, и не было бы необходимости
лишний раз говорить, если
бы это не имело прямого отношения к
теме статьи. Бывает так (и это хорошо
известно любому приходскому пастырю),
что первоначально человеку не под
силу оказывается прочитать целиком
даже утренние молитвы, не говоря уже
о вечерних, когда сказывается утомление
от прошедшего дня. Как, впрочем,
бывает и другое: уже вполне церковные
люди, ссылаясь на крайнюю занятость и
усталость, просят разрешить им уменьшить
и без того невеликое по размеру
«делание». Иногда можно усмотреть и в
том, и в другом элементарное нерадение
и малодушие. И тогда лучше всего
посоветовать человеку преодолеть и
понудить себя выполнять установленное
правило. Но порой нужно действительно
дать некую ослабу, поняв, что у человека
и вправду нет сейчас достаточного
времени и сил.
Нередко сегодня можно слышать в
связи с этим такое словосочетание,
как «правило преподобного Серафима
Саровского». Под ним понимают
троекратное чтение молитв «Отче наш»,
«Богородице Дево, радуйся» и единожды
– «Символа веры». И такая практика
получила в наше время значительное
распространение.
Однако следовало бы обратить внимание,
что преподобный рекомендовал
такое правило не всем вообще, а тем,
кто был занят в определенный период
времени тяжелыми полевыми работами,
начинавшимися ранним утром и
продолжавшимися до поздней ночи. И
в большей степени – тем, кто не знал
грамоты и не умел читать молитвы по
молитвослову. И вот еще какая немаловажная
деталь: в данное правило
входило не только чтение утром, в обед
и вечером вышеуказанных молитв, но
и чтение в течение всего дня молитвы
Иисусовой. Тогда оно и на самом деле
могло приносить существенную духовную
пользу и вести делателя к христианскому
совершенству.
Если же говорить о современных
людях, среди которых неграмотных
нет и которые чаще всего заняты не
физическим трудом, оставляющим ум
свободным, а такой работой, которая
не позволяет отдавать молитве большую
часть дня, то для них, скорее всего, был
бы предпочтительней другой вариант.
А именно – временно прочитывать из
утреннего и вечернего правила не все,
а лишь избранные (желательно – по
указанию священника) молитвы. Почему
так – объяснить несложно. Апостол Павел
неслучайно говорит о том, что мы
не знаем, о чем и как должно молиться,
если только Святой Дух не наставит нас
(Ср.: Рим. 8, 26). Именно таким образцом
– о чем и как молиться, становятся
для нас молитвы, излившиеся из сердец
святых, просветившихся Божественной
благодатью, – святителей Василия Великого
и Иоанна Златоуста, преподобных
Макария Египетского и Иоанна Дамаскина
и других святых. Молитвы, которые
мы и находим в утреннем и вечернем
правиле в своем молитвослове. И когда
нет возможности прочитать их все, то
хорошо бы все же прочитывать хотя бы
какую-то часть.
Что к правилу прибавлять
Чем, помимо глав из Священного Писания,
можно свое правило дополнить?
Современные издания молитвословов
буквально соревнуются друг с другом в
количестве молитв «на всякую потребу».
Среди них попадаются всякие – и такие,
которые традиционны для церковного
обихода, и те, что появились совсем
недавно и представляют собой весьма
неудачные примеры современного «литургического
» творчества.
Нередко можно видеть, что как раз
такими молитвами и увеличивает свое
правило новоначальный. Это и закономерно
в каком-то смысле: они «понятней
» (зачастую – в силу современности
нам) и они отвечают конкретным нуждам,
запросам, чаще всего совершенно практического,
утилитарного свойства. Между
тем, цель молитвы для христианина в
большей степени не испросить у Бога
решения какой-то частной, сугубо земной
задачи, а приблизиться к Нему – не
ради какой-то корысти, а просто потому,
что в этом заключается истинная жизнь
человека, то, для чего он сотворен.
Поэтому можно определить это так:
да, просить у Бога о том, что существенно
необходимо для нас и наших
ближних, необходимо. Но отдавать таким
молитвам большую часть своего правила
было бы большой ошибкой.
Молитва, по выражению святителя
Игнатия (Брянчанинова), должна в первую
очередь воздействовать на наше
сердце, сообщая ему в отношении Бога
и всего Божественного те высокие мысли
и чувства, в которых мы нуждаемся
более всего. Поэтому лучше всего добавлять
к правилу чтение акафистов
Спасителю и Божией Матери, Псалтири
и какое-то количество поклонов с молитвой
Иисусовой. А если мы испытываем
нужды чего-либо попросить у Господа
сугубо, то к этому прошению такое правило
и будет самой лучшей подготовкой.
И чаще всего для этого прошения хватит
в таком случае всего лишь несколько,
от души сказанных слов.
Православие.ru
|