Русская Православная Церковь в
субботу перед днем памяти святого
великомученика Димитрия Солунского
вспоминает всех воинов, погибших за
веру и отечество на поле брани, а
также всех умерших скоропостижной
смертью, которые не были напутствованы
в жизнь вечную молитвами
святой Церкви.
Димитриевская суббота, бывшая
первоначально днем поминовения
православных воинов, установлена великим
князем Димитрием Иоанновичем
Донским. Одержав знаменитую победу
на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября
1380 года, Димитрий Иоаннович
по возвращении с поля брани посетил
Троице-Сергиеву обитель. Преподобный
Сергий Радонежский, игумен обители,
ранее благословил его на брань с неверными
и дал ему из числа братии
своей двух иноков - Александра Пересвета
и Андрея Ослябю. Оба инока пали
в битве и были погребены у стен храма
Рождества Пресвятой Богородицы в
Старом Симонове монастыре. Совершив
в Троицкой обители поминовение православных
воинов, павших в Куликовской
битве, великий князь предложил Церкви
творить это поминовение ежегодно в
субботу перед 8 ноября (26 октября)
(память святого великомученика Димитрия
Солунского) - день тезоименитства
самого Димитрия Донского.
Велика была радость победы, но во
многие тысячи православных семей
пришла горечь утрат (погибло более 100
тысяч русских воинов и вождей и среди
них - два инока - Александр Пересвет
и Андрей Ослябя) и этот родительский
день стал на Руси по сути вселенским
днем поминовения.
Это поминовение совершается теперь
ежегодно по всей Православной России
под именем Димитриевской субботы, пред
26 числом октября (день ангела Великого
князя Дмитрия Иоанновича), и конечно,
установлено не без совета с преподобным
Сергием. Может быть, потому-то нигде
оно не совершается так торжественно,
как в Троице-Сергиевой Лавре, причем
поминаются по имени все главные подвижники
сего боя и в числе их схимонахи
Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
В прежние времена в русской армии
этот обычай поддерживался неукоснительно.
В этот день во всех воинских
частях служились панихиды о воинах
православных, за веру, царя и отечество
на поле брани убиенных.
И в более поздние годы высочайшим
повелением предписывалось совершать
в Димитриевскую субботу в учреждениях,
заведениях и частях, имеющих
своих священников, служение панихид
по усопшим воинам при обязательном
присутствии всех чинов, свободных от
служебных занятий. Там же, где своих
священников не имелось, воины посылались
на панихиды в приходские
храмы. Ближайшие начальствующие
чины объясняли низшим чинам значение
церковного поминовения, обращая внимание
на важнейшие битвы из истории
нашего отечества (Куликовскую, Полтавскую,
Бородинскую и др.). Впоследствии,
православные христиане стали в этот
день творить память не только православных
воинов, за Веру и Отечество
жизнь свою на поле брани положивших,
но - вместе с ними - и всех, вообще,
своих усопших.
Впоследствии вместе с воинами стали
поминать и других усопших.
В этот день, как и в другие родительские
дни (на мясопустную и Троицкую
субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц
Великого поста), православные христиане
молятся об упокоении душ почивших
людей, преимущественно родителей. Но
Димитриевская суббота несет в себе
еще особый смысл: установленная после
Куликовской битвы, она напоминает
нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие.
|