ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№10 2008 г.         

«Хочется, чтобы у сына был свой храм в душе…»

…Ноябрьская школа № 7. Уроки у второй смены закончились. Но Нусрат Шаназаров торопится не домой, а на факультатив «Основы православной культуры». Второклассник Нусрат – мусульманин и, возможно, кому-то покажется странным, что ребенок посещает занятия, на которых учеников знакомят с Законом Божьим, православными праздниками и обычаями, ведь у него совсем другая религия. Но на этом настояли родители, аргументируя это тем, что их сын обязан знать историю многоконфессионального государства, в котором он живет и учится. Да и самому Нусрату ходить на этот урок очень нравится.

«Введение в российских школах со следующего учебного года компонента духовно-нравственного воспитания – вопрос первостепенной важности, можно даже сказать, национального значения», - заявляют в Министерстве образования. На осознание этого очевидного факта отдельным управленческим чиновникам от образования понадобилось губительно много времени. А между тем, из стен российских школ выпускаются молодые люди, лишенные духовной основы и нравственных ориентиров, с размытыми представлениями о добре и зле.

Несмотря на непоследовательную в течение некоторого времени позицию Министерства, многие образовательные учреждения приступили к изучению курса «Основы православной культуры» несколько лет назад. В их числе - седьмая школа Ноябрьска - одна из первых, но не единственных в городе, ввела факультатив основ православной культуры. Тем самым, школа сохранила принцип преемственности образования, поскольку многие из ее учащихся начали знакомство с православием в соседнем дошкольном учреждении. В настоящем учебном году две параллели: первые и вторые классы посещают факультатив. В ближайшей перспективе предполагается полный охват начальной школы изучением православной культуры.

Все начиналось с ознакомления родителей с новым учебным курсом и их анкетирования с целью формирования социального заказа по введению факультатива «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах. Согласованные с Комитетом образования анкеты начинались вопросом: «Считаете ли православие традиционной и культурообразующей религией России?»

Постепенно анкета подводит родителей к ключевому ее вопросу: хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок посещал факультатив ОПК? В 2006 году из 210 опрошенных родителей 1-3 классов положительно ответили 169, то есть – более 80 процентов. При этом, как свидетельствуют анкеты, руководствовались они следующим:

- традиции и культуру государства Российского необходимо знать;

- духовное развитие ребенка очень важно;

- воспитание детей в духе православной нравственности и морали надо начинать с ранних лет;

- православная культура воспитывает в ребенке культуру, дисциплину, дух и волю;

- чем ближе человек к Богу, тем он добрее и внимательнее к окружающим;

- руководствуюсь здравым смыслом;

- ребенок сам интересуется, задает много вопросов, касающихся духовной сферы, на которые мы не можем ответить;

- сам практически ничего не знаю о православии, пусть хоть ребенок знает больше.

Любопытно, что ответы родителей нынешних первоклашек свидетельствуют о духовном росте некоторых мам и пап:

- без духовности, без созидания не состоится человек, хочется, чтобы у сына был собственный Храм души;

- Бог есть путь, истина и жизнь!

Мотивы отрицательного решения на посещение ребенком факультатива в основном выражены следующим:

- нет возможности и времени;

- религиозными убеждениями;

- моему ребенку это будет неинтересно;

- нет хороших специалистов по данному предмету;

- наше государство светское.

Но даже многие из родителей, не желающих, чтобы их сын или дочь посещали факультатив, считают, что подобный предмет имеет право быть и преподавать его должен обязательно человек верующий.

Действительно, неискреннее отношение к теме порождает фальшь, что совершенно недопустимо на предмете «Православная культура». Говоря, к примеру, на уроке о святых людях, учитель должен передать свое искреннее видение того, как в них в полной мере раскрылся образ и подобие Божие.

Неоспоримо, личность учителя, его нравственные качества и позиция имеют ключевое значение в воспитании. Вряд ли учитель, не стремящийся к собственному духовному самосовершенствованию, сможет без ущерба для себя и детей преподавать этот предмет.

Ирина Самойлова, г. Ноябрьск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.