ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№11 2007 г.         

Какой смысл священнического благословения?

Священническое благословение - это только благочестивый церковный этикет, обряд, добрая традиция или оно имеет более глубокий сокровенный смысл?

Святитель Тихон Задонский отвечает на этот вопрос так: “Когда целуешь благословляющую руку священника, целуй мысленно Образуемого ею. Некто из отцов, будучи укоряем от иконоборцев, что покланяется крестному древу, отвечал: “Я поцеловал бы с благоговением и всякое древо, из которого знал бы, что будет сделано изображение Креста Господня...” И далее Святитель объясняет: “Прямость указательного пальца и наклонение среднего изображают имя “Iисус”. Положение прямого перста изображают букву I; среднего же букву С, поперечно сложенные безымянный палец с мизинцем означают имя “Христос”. Благословляющая рука означает имя благословенного Иисуса Христа, в котором благословляются все народы, как блаженному Патриарху Аврааму было обетовано: благословятся в семени твоем все племена земные (Быт.12,3). Не сказал, объясняет Божес- твенный Апостол, о многих (семенах), но о семени, которое есть Христос (Гал. 3,16). Подобно и образование благословляющей руки означает не что иное как имя Того Самого, Которым благословляемся.

Потому, думаю, Божественным Промыслом количество пальцев на руке сперва так устроено, ни больше, ни меньше, чтобы ни излишне, ни недостаточно, но довольно их было для такого знамения” (Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. М., 1889. Т.1. С. 234).

Итак, по мысли святителя Тихона, священническое благословение имеет глубокий сакральный смысл. Божий Промысл даже в расположении и числе пальцев благословляющей руки обозначил имя возлюбленного Сына Своего. Человек, который с верою берет у священника благословение, не только выражает к нему свое почтение, приветствует его, но и получает великую пользу: он привлекает себе благодать Божию. Сам Господь при посредстве благословляющей руки священника благословляет его на добрые дела. В древности никакое доброе дело люди не начи- нали, не получив благословение у священника. От зачатия ребенка и до самой смерти - все этапы жизни человека сопровождались священническим благословением. Господь даровал людям, просящим благословение, крепкое здоровье, многочадие, плодородие земли, победу над завоевателями. Хотя в истории Государства Российского есть немало неприглядных страниц, но из всех государственных смут русский народ всегда выходил победителем, благодаря твердой непоколебимой вере большинства людей в непобедимую силу Божьего благословения. Так, например, в ХIV веке святой благоверный князь Димитрий Донской, получив у преподобного Сергия Радонежского благословение на битву на Куликовом поле, разбил превосходящее по численности войско хана Мамая. В XVII веке по благословению святого Патриарха Гермогена новгородские купцы Минин и Пожарский собрали народное ополчение и освободили Москву от иноземных завоевателей. А сколько есть частных случаев проявления особой силы священни- ческого благословения в том или ином деле!

В ХIХ - ХХ веках высочайшее из человеческих служений - священство, как пишет архиепископ Феодор (Поздеевский), оскудело и опошлилось. Оно стало чуть ли не самой презираемой профессией. Десятки тысяч священников закончили свою жизнь в советских концлагерях, некоторые под давлением властей публично отреклись от веры в Бога и сняли с себя священный сан. И ныне доверие к священникам в обществе относительно невысокое. Большинство людей, которые называют себя верующими, предпочитают “веровать в душе” и свои житейские проблемы решать самостоятельно, консультироваться у психолога или, в худшем случае, у бабушки-экстрасенса. Многие предпочитают обходиться без священнического благословения.

Может быть, что кто-то из священников вносит своими неправедными делами соблазн и вызывает к себе недоверие, но Господь дает свою благодать даже через нерадивых пастырей, подобно родниковой воде, которая утоляет жажду независимо от того, из какого, золотого или ржавого, железного сосуда мы ее пьем.

Как пишет святитель Иоанн Златоуст, все, что делается без благословения Божия, получается в сто раз труднее, чем то, что делается с благословением. Не из-за того ли, что в годы советской власти все делалось без благословения Божия, ныне при всех великих природных богатствах нашей страны русский народ постепенно вымирает, и существует угроза вы- теснения его другими, более сильными народами?

Не пора ли нам всем вспомнить забытую нашими отцами и дедами дорогу к храму Божию? Слава Богу, эти храмы за последние 15-20 лет постепенно поднялись из руин. Каждый воскресный и праздничный день мы можем здесь помолиться, покаяться в своих грехах и получить через посредство священника благословение Божие на наши земные труды. При невидимой благодатной поддержке Божией, которую мы здесь получим, самое трудное дело будет для нас самым легким, а это твердое основание благосостояния и мира наших семей, залог для процветания земного Отечества и наследования Отечества Небесного.

Игумен Маркел (Павук ), Тобольская Духовная Семинария

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.