Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября - дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Церковный Устав о Рождественском посте
Устав Церкви учит, от чего следует
воздерживаться во время постов: “Все
благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи,
то есть воздерживаться в посте от
некоторых брашен [то есть еды, пищи.
- Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту
и запрещенных Церковью. Брашна,
от которых должно воздерживаться в
посты, суть: мясо, сыр, коровье масло,
молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря
по различию святых постов”.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский
пост, столь же строги, как и в Петров пост. Кроме того, в понедельник,
среду и пятницу Рождественского
поста уставом запрещаются рыба,
вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение)
только после вечерни. В остальные
же дни - вторник, четверг, суббота и
воскресенье - разрешено принимать
пищу с растительным маслом. Рыба
во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные
дни и великие праздники, например, в
праздник Введения во храм Пресвятой
Богородицы, в храмовые праздники и
во дни великих святых, если эти дни
приходятся на вторник или четверг.
Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста
положено только на вино и елей.
От 20 до 25 декабря (старого
стиля) пост усиливается, и в эти дни
даже в субботу и воскресенье рыба не
благословляется. Между тем именно
на эти дни приходится празднование
гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем,
винопитием и вкушением скоромной
пищи не нарушить строгость поста.
Постясь телесно, в то же время
необходимо нам поститься и духовно. “Постящеся, братие, телесне,
постимся и духовне, разрешим всяк
союз неправды”, - заповедует Святая
Церковь.
Смысл и значение Рождественского поста
Рождественский пост служит для
нас к освящению последней части года
таинственным обновлением духовного
единения с Богом и приготовлением к
празднованию Рождества Христова.
Лев Великий говорит: “Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение
года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении, и что при
рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею
истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою
пожеланий”. По словам Льва Великого,
Рождественский пост есть жертва Богу
за собранные плоды: “Как Господь
ущедрил нас плодами земли - так и
мы во время этого поста должны быть
щедры к бедным”.
По слову Симеона Фессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея,
который, постившись сорок дней и
сорок ночей, получил на каменных
скрижалях начертание словес Божиих.
А мы, постясь сорок дней, созерцаем
и приемлем Живое Слово от Девы,
начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.
Таким образом, Рождественский
пост установлен для того, чтобы мы
ко дню Рождества Христова очистили
себя покаянием, молитвою и постом
и с чистым сердцем, душой и телом
благоговейно и достойно встретили явившегося в мир Сына Божия.
Будем соблюдать уставы Церкви,
которые определены для обучения
нас духовной жизни, пробуждения от
греховного сна и укрепления веры и
истинного христианского духа. Будем
помнить, Кто родился 2008 лет назад,
и к встрече Какого великого Гостя мы
готовим себя с помощью Рождественского поста.
Как говорил приснопамятный митрополит Антоний (Сурожский), “сейчас мы идем к тому времени, к той светозарной и таинственной ночи, когда
Бог становится человеком и начинается этот путь Господень ко Кресту,
к смерти, во ад и к Воскресению,
которым Он нас возводит к жизни
вечной, потерянной еще нашими праотцами”
|