В августе по благословению протоиерея Николай Матвийчука, настоятеля храма Святого Духа, преподаватели воскресной школы для взрослых организовали для нас паломническую поездку по святым местам России и Украины.
Первым пунктом была на пути Тюмень. Здесь мы посетили Свято-Троицкий мужской монастырь и Знаменский собор, приложились и поклонились святыням.
Вечером на вокзале встретились с участниками паломнической поездки из других городов, познакомились с группой из Мегиона. Из Тюмени объединенная группа из 30 человек выехала поездом до Москвы. Прибыв на Казанский вокзал и тут же пересев на электричку, поехали в Троице-Сергиеву лавру - центр и сердце Российского Православия.
О, чуден, чуден Божий мир!
Он красотой меня пленил
О, чудна Сергия обитель!
Твои святые купола
Покрылись дымкою тумана,
И ранний луч зари багряной
Мне в сердце искру заронил.
Здесь Сергий Радонежский жил
Он духом с нами здесь и ныне
Мы всей душой его обнимем.
В лавре посетили собор Сергия Радонежского, поклонились его святым мощам и еще многим мощам святых угодников, находящихся в соборе. Были на литургии в Успенском соборе Божией Матери, приложились к чудотворным иконам, с экскурсоводом прошли в трапезный храм.
В музее узнали много интересного об истории Троице-Сергиевой лавры. И напитались наши души, окропившись водой из святого источника.
Вот и Москва осталась позади, следующий пункт нашего пребывания - Киев.
5 августа мы прибыли в красивейший город, столицу Украины Киев.
Невозможно выразить словами те чувства, которые возникают в душе, когда созерцаешь красоту лаврскую и, видно, сам Господь украсил это место, где почивают более сотни святых угодников Божиих.
Ступив на землю Киево-Печерской лавры, невольно испытываешь душевный трепет и благодарность Господу.
Разместились в гостинице, экскурсовод Виктория повела нас в Дальние и Ближние пещеры, где мы поклонились святым мощам преподобных отцов, далее стала нам рассказывать об удивительной истории лавры.
Промыслом Божиим во времена княжения на Руси Ярослава Мудрого в небольшой пещере, устроенной в горе неподалеку от Киева, поселился преподобный Антоний, первоначальник русского монашества. В 1051 г. он вернулся в свое отечество со Святой Афонской горы, где принял монашеский постриг. Местом своего духовного подвига преподобный избрал пещеру около княжеского местечка Берестово, в которой прежде уединялся для молитвы митрополит Иларион. Пещера, где поселился преподобный Антоний, стала привлекать горожан и киевскую знать, приходивших за благословением и духовным советом к богомудрому старцу. Те же, кто стремился к монашеству, просили позволить остаться с ним. Поселившиеся в пещере иноки ископали для себя новые келии, соединив их длинными подземными ходами, и там же устроили подземную церковь. Так образовалась Печерская обитель, удостоившаяся особого покровительства Царицы Небесной и прославившаяся святостью жизни и подвигами иноков. Вскоре пещера стала слишком многолюдной для преподобного Антония, искавшего уединения. Поставив для братии игуменом преподобного Варлаама, он удалился на соседний холм, где выкопал новую келию, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними. Первоначальные пещеры получили название Дальних. Основателем Киево-Печерской лавры является преподобный Антоний.
Основателем общежительного монашества на Руси стал сподвижник преподобного Антония Печерского - преподобный Феодосий, юношей пришедший к нему и принявший в его пещере монашеский постриг. Преподобный Феодосий превосходил всех смирением и трудами, чем снискал всеобщую любовь. Когда число братии умножилось настолько, что пещерная обитель стала для них тесна, пришло время создания наземного монастыря. Пещеры же использовались как место уединенной молитвы и погребения монахов.
И поныне великой святыней Лавры являются почивающие в Ближних и Дальних пещерах мощи Печерских святых. В Дальних и в Ближних пещерах обустроено по три храма. Самым древним пещерным храмом является церковь Благовещения.
До наших времен сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю лавру, куда еще в XI веке перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближняя и Дальняя пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек.
На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типографии, больничного монастыря и мастерских. Здесь же находится великая лаврская колокольня и братская трапезная с церковью. Южнее, на склоне холма, расположен вход в Ближние пещеры, а на самом южном возвышении - в Дальние пещеры. Все составляющие Лавру части разделены высокими каменными стенами и сообщаются воротами и галереями, они дополняют одна другую и в целом представляют архитектурный ансамбль. Весь монастырь огражден высокой каменной стеной с угловыми башнями. Главный вход в Лавру - Святые врата. Они находятся в углублении, образованном в каменной стене ограды. Стены этого уступа покрыты росписями с изображениями преподобных отцов Печерских.
Успенский Собор - главный храм Киево-Печерской лавры, поражает своим великолепием, красотой и величием. Невозможно без содрогания сердца смотреть, как на внешнее, так и на внутреннее его убранство. Этот "небеси подобный" храм, как повествует Печерский Патерик, выстроен по указанию Самой Царицы Небесной. Матерь Божия явилась греческим зодчим во Влахернском храме и направила их из Константинополя в Киев со словами: "Хочу церковь себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам - возьмите золото себе на три года и идите возведите ее. Приду же и сама увидеть церковь, и в ней хочу жить: Моим именем хочу назвать ее, - и, вручив икону Успения Божией Матери, добавила: - Она наместной да будет". Выйдя из храма, зодчие на облаке увидели изображение великолепной церкви, а когда построили ее, так и называли долгое время "небеси подобную". По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония св. игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1073 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь как незыблемую святыню Православия.
В 16.00ч. мы оправились на вечернее богослужение в храм Успения Пресвятой Богородицы. В этом храме чувствуешь, как лучик света от огромного солнца святости проникает в твое сердце, душа размягчается и слезы раскаяния, умиления и благодарности к Матери Божией, градом катятся по щекам, падая к ногам, образуют на полу прозрачную лужицу, которую я незаметно вытираю рукой, чтобы не смущать рядом стоящих богомольцев.
После вечернего Богослужения исповедались у батюшки Максима, который сопровождал нас в паломнической поездке.
А на следующий день на Литургии причастились святых христовых тайн в этом Успенском соборе, где навсегда оставили частицу своей души, тепла, любви и благодарности. И в этот же день, то есть 6 августа, вторую половину дня посвятили поклонению святым храмам и монастырям г.Киева.
Город удивительно живописен и необычайно богат стариной. Его история запечатлена в планировке площадей и улиц, в облике зданий и целых ансамблей.
Наша группа паломников посетила Свято-Введенский мужской монастырь. Ознакомились с его историей. Вначале это была женская община с 1878 г., впоследствии в 1901 г. была превращена в женский общежительный монастырь. А после закрытия в 1996г. был открыт Свято-Введенский мужской монастырь, где находятся мощи основательницы женского монастыря - Димитры.
Этот монастырь трижды закрывался и возрождался. За сравнительно короткий срок своего существования обитель стала хранительницей таких святынь, как новоявленная Чудотворная икона Божией Матери "Призри на смирение", прославившаяся чудесным отпечатком на стекле и многочисленными исцелениями.
Тихвинский образ Божией Матери - трижды падающий с крепления, где бы его ни помещали, и только когда ее поместили на горнее место, где она на маленьком гвоздике и тоненькой бечевке провисела без изменения довольно продолжительное время, всем стало ясно, что Божия Матерь сама выбрала место своего пребывания.
Владимирская икона Божией Матери писана на Афоне при архимандрите Гаврииле, сей святый муж был прославлен в лике святых, его мощи почивают в Одесском Свято-Ильинском мужском монастыре, а частицы святых мощей сего угодника божьего хранятся в иконе Божией Матери, написаной при его жизни.
Самым большим почитанием у киевлян и многочисленных паломников пользуются мощи основательницы монастыря матушки Димитры.
В городе мы посетили немало храмов, которые стали близки нашей душе и сердцу. Есть среди них и такие, которые и больше, и величественнее Введенского храма, но отличают его от других Домов Божиих одному ему присущие особенности. Здесь царит покой и душа наполняется радостью о величии Божием. Еще побывали в Свято-Покровском Киевском женском монастыре, Свято-Фроловском женском монастыре, на территории древнего кремля в Знаменском монастыре, Благовещенской церкви к золотым воротам, в Софийском соборе в котором икона Пресвятой Богородицы поразила своим величием и размерами. Ее высота составляет 7 метров, а размер руки - 40 см. На пристани посетили храм Николая угодника. У наружной стороны храма большая икона Николая Угодника обращена на реку Днепр, благословляя в путь проходящие корабли. 7 августа на автобусе мы отправились в Свято-Успенскую Почаевскую лавру.
Следуя по пути в г.Почаев, любовались ландшафтом местности и красотой украинской природы. Посетили по пути Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь, расположенный среди живописной природы Волыни, над рекой Корчик, в небольшом украинском городке Корце Ровенской области. Познакомились с историей монастыря, приложились и поклонились его святыням. Главная святыня Корецкой обители - чудотворная икона Божией Матери "Споручница грешных", древняя святыня рода Корецких, недавно чудотворным образом обновилась. Центр монастырской жизни - Свято-Троицкий собор, где и находится главная святыня монастыря, в специальном ковчежце покоятся частицы мощей киево-печерских угодников. Частицы мощей находятся в иконе прп. Иова Почаевского. С левой стороны в храме помещена икона "Собор киево-печерских святых", которая сейчас чудотворным образом обновляется. Икона была очень темной, нельзя было прочитать имена, сейчас икона посветлела, нимбы святых засияли.
Невозможно без душевного трепета приложиться к этим святыням. Невольно пав на колени, молишься, а сердце захлестывает такая радость, что хочется обнять весь мир и поделится теплом своей души со всеми тебя окружающими людьми.
Посетив еще несколько монастырей, мы к вечеру прибыли в Свято-Успенскую Почаевскую лавру. Раскинулась лавра на высокой горе, где Матерь Божия еще в 1240 году явилась и оставила на камне след свое правой стопы, источающий целебную воду. Это место, где преизобилует Божия благодать, душа здесь чувствует Бога, любит Его и стремится к Нему. Здесь что-то начинает происходить с каждым, люди начинают видеть свою душу, появляются новые мысли, желания, меняются ориентиры и цели жизни. Здесь как бы останавливается мгновение, замирает суетливый жизненный вихрь. Человек окунается в спокойствие, тишину, начинает ощущать подлинную радость и истинное веселие. Для многих с посещения этих мест начинается новая жизнь. Жизнь эта, возможно, полна новых скорбей, искушений, но она в радость. Места эти избраны самим небом, история их овеяна тайнами и чудесами.
Почаевский храм Успения Пресвятой Богородицы, так же, как и храм Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерской лавры поражает своим величием, благолепием и красотой.
После размещения в гостинице Почаевской лавры, мы отправились на вечернее Богослужение, приняли помазание, а на следующий день после Литургии была опущена на шелковых шнурах чудотворная икона Почаевской Божией Матери. Выстояв огромную очередь, благоговейно пав на колени, поклонились святыне и приложились к образу Царицы Небесной, и душа была переполнена радостью.
После отправились в храм преподобного Иова Почаевского, где находится рака с его мощами и его пещерка. На высоте около метра от пола, в стене совсем небольшое круглое отверстие, проникнув в него, оказываешься в небольшом помещении, вырубленном в скале. Перед тем как забраться пещеру, мы почувствовали благоухание от мощей преподобного Иова. Мощи неожиданно заблагоухали, и мы почувствовали изумительный аромат неописуемого благовония. Побывав в Свято-Духовском монастыре - ските, поклонились его святыням. Посетили источник праведной Анны, погружались в этот святой источник. Посетили Городокский Свято-Николаевский женский монастырь, где нас очень тепло встретили, ознакомили с историей монастыря, поклонились чудотворной иконе Божией Матери "Милосердная". Богоматерь дарует свою милость тем, кто с верою обращается к ней в молитве. Она подает благодатную помощь всем, кто стремится к счастливой семейной жизни. Побывали на вечерним Богослужении, а утром 9 августа отбыли из Почаевской лавры, вечером возвратились в Киево-Печерскую лавру. На следующий день после утреннего Богослужения в пещерном храме совершен был молебен, где по окончании богослужения была всем примерена шапочка Марка Гробокопателя. После Богослужения поехали в Китаевскую пустынь, где провели оставшуюся половину дня. Посетили Зверинецкие пещеры и пещеры святого Досифея. 12 августа после Богослужения отправились на железнодорожный вокзал. Вот и остались позади Свято-Успенская Почаевская и Киево-Печерская лавры. Но остался в сердце неугасимый свет, от которого просветлела наша душа, приобретя себе нетленное богатство Божией благодати, тепла, любви и надежды.
Десятки монастырей, множество ковчегов с мощами многих святых, мироточивые иконы и мироточивые главы, обновившиеся чудесным образом чудотворные иконы, десятки святых источников и святых колодцев, исцеляющие больных и немощных - все просто невозможно перечислить в одном рассказе.
Ко всему этому нетленному богатству Милосердный Господь допустил нас, грешных. И душа наша стала богаче и шире, ведь в каждом святом месте, от каждой святыни, мы приобретали искру святости и у каждой святыни оставляли частицу своей души.
Можно сказать, что все паломники, кто прошел по святым местам с верой и молитвой, получили душевное успокоение и новые силы для служения Господу и преодоления жизненных невзгод.
Лидия Жакова,
прихожанка храма Святого Духа,
г. Нефтеюганск
|