ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№11 2006 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Из доклада митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии, на открытии второго фестиваля православных СМИ "Вера и Слово".


Девиз фестиваля - "Свобода и ответственность: христианские ценности в современной России". Для понимания вытекающих из данной темы задач, считаю необходимым осветить несколько вопросов: какое общество нас окружает, в каком состоянии находятся наши СМИ и насколько наш духовный уровень поможет выполнить поставленные пастырским служением задачи.

Окружающий нас мир только декларирует свободу, однако на самом деле Православие секулярным миром не принимается. С христианской точки зрения, СМИ могут и должны, во-первых, сказать людям правду о том, что добро существует, что оно всесильно и красиво, что оно несет в себе мир, любовь и согласие, и что все люди призваны быть его носителями. Во-вторых, они должны четко разделять добродетель и порок во всех их проявлениях. Но в действительности это не так.

Если мы обратимся к прошлому, когда не было Интернета, телевидения и радиовещания, когда роль СМИ выполняло эпистолярное наследие старших поколений, то мы увидим, что духовный облик человека XIX-XX веков определялся выдающимися творениями отечественной литературы, от древних летописей до высокохудожественных произведений XIX века, несущих в себе высокий нравственный потенциал. Читатель того времени воспитывался православными писателями. Внутренний мир наших современников, особенно молодежи, в большинстве случаев формируется рекламными и развлекательными передачами. Многие люди перестают читать, увлекаясь легкой, не побуждающей к размышлению информацией, теряя вместе с тем чувство реальности окружающего их мира.

Как следствие этого происходит девальвация слова, когда язык из средства выражения мысли и орудия мышления становится в лучшем случае одним из многих средств коммуникации, а в - худшем просто декоративным элементом бытия наших современников. Из жизни вытесняются основные моральные понятия, формирующие внутреннюю атмосферу российского общества - ответственность, долг, милосердие, чадолюбие, воздержание, подвиг и жертвенность.

Современное российское общество склонно забывать, что подлинной свободой является не вседозволенность, не произвол в осуществлении своих порочных желаний, а ничем не стесняемая возможность в реализации личностью своего богоподобного достоинства. Настоящая свобода есть разумная, приобретенная посредством труда над собой независимость от страстей. Свобода должна базироваться на нравственных принципах, в которых вера является краеугольным основанием. Традиционным для нашего общества является то понимание свободы, где ее действия ограничены моральными принципами.

Но, к сожалению, многие современные СМИ, ратуя о свободе, в целях решения своих меркантильных задач идут по пути наименьшего сопротивления и апеллируют к животному началу в людях, делая ставку на эксплуатацию низких страстей и инстинктов, присущих со времен грехопадения человеческой природе. Выдвигая на первый план потребительские идеалы: культ комфорта, жажда удовольствий, стремление "взять от жизни все", они способствуют смещению нравственных оценок в человеческом сознании.

Эта тревожная тенденция ставит перед каждым человеком, неравнодушным к судьбам своей страны и своего народа, нелегкую задачу - возвратиться к духовным, культурным и историческим истокам российского государства и его общества.

Сегодняшняя культурно-нравственная среда России, в которой формируется подрастающее поколение, оставляет все меньше места духовности. В современном информационном пространстве одно из главенствующих мест занимают силы, далекие от Православия и не признающие евангельских норм жизни, навязывающие людям часто вымышленную, негативную информацию, в которой события и сюжеты содержат потенциал жестокости, алчности и распущенности. Тем самым у зрителя, читателя или слушателя создается ложное впечатление нормативности греха.

К сожалению, еще остаются издания, которые в дискуссиях по церковным вопросам не предоставляют слово представителям Православной Церкви, а отдельные высказывания священноначалия искажаются и предвзято комментируются. К примеру, позиция сторонников введения в школах курса "Основы православной культуры" рядом изданий искажается или вообще не учитывается, при этом в этих СМИ оппоненты преподавания этого предмета имеют широкие возможности для высказывания.

Современные масс-медиа сформировались вне Церкви, и сама Церковь относительно недавно начала участвовать в их работе. В советское время Церковь не имела возможности использовать этот источник для духовного просвещения людей, таковая была предоставлена только в 90-е годы прошедшего века, но именно СМИ дают широкую возможность для выполнения церковной миссии, и нам недопустимо оставлять без внимания эту область церковного служения.

С христианской точки зрения, СМИ могут и должны противопоставить пороку добро, показав, что оно несет в себе мир и радость, и призвать людей быть его носителями. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит православной журналистике, способной сказать о высших идеалах и назначениях человека.

Имея во все времена неизменную цель - спасение человека, Церковь в настоящее время должна найти новые формы обращения к людям посредством новых информационных технологий, оказывающих наиболее ощутимое влияние на душу современного человека. Мы должны не только участвовать в работе светских СМИ, но и искать пути к созданию собственных информационных каналов, способных свободно вести созидательную и врачующую церковную миссию вне зависимости от каких бы то ни было внешних условий. И потому более активное присутствие Церкви в информационном пространстве будет служить благу общества.

Требование времени - создание целостного информационного пространства Русской Православной Церкви. В настоящее время вырабатывается общецерковное понимание информационного служения. В связи с этим необходимо учитывать широкое использование новых технологий - цифровое телевидение, радио и Интернет.

Очень важно активно развивать сотрудничество между центральными и епархиальными изданиями, православными радио- и телепрограммами, не подавляя их творческий потенциал, не администрируя, а помогая росту профессионального мастерства, объединяя информационный потенциал православной журналистики.

Наши печатные издания, теле- , радиопередачи и Интернет-сайты должны привлекать людей к храму, показывая всю красоту православной веры. От них должно веять жизнью и новизной, они должны быть интересны невоцерковленному обществу. Шаблонность, однотипность, монотонность, постоянное повторение одних и тех же сюжетов, равно как и напыщенность, оторванность от реальной жизни, могут только отталкивать зрителя, становиться малоинтересными для читателя, особенно для молодого поколения, которое не терпит как высокомерия и пафоса, так и однообразия и скуки.

Нам следует создавать такие телепередачи, писать статьи, чтобы они были понятны не только воцерковленным людям, но и тем, кто пока еще не укоренился в истинах Отеческой Веры, при этом мы не должны отступать от православных позиций в угоду конъюнктурным требованиям влияния времени.

Епархиальное руководство должно поддерживать церковную журналистику на высоком уровне. Это несомненно потребует больших финансовых вложений, но на этом нельзя экономить деньги. Если мы не будем этого делать, то этим займутся другие, кому чужды наши исторические, культурные и духовные ценности.

За два прошедших года после первого Фестиваля появились общероссийские православные телеканалы - "Спас", "Союз", "Благовест", а на Украине - телеканал "Глас". Сегодня уже не только синодальные учреждения и епархии, но многие крупные церковные приходы и монастыри имеют свои собственные периодические издания, теле- и радиопрограммы, а также веб-сайты и информационные порталы в Интернете. Издаются прекрасно иллюстрированные и хорошего содержания епархиальные газеты и журналы, к примеру, журнал Московской епархии "Московские Епархиальные ведомости", газета Тобольско-Тюменской епархии "Сибирская православная газета". Так что, кто желает, тот может делать.

Часто задают вопрос, каким образом Церковь может привлечь талантливых людей для журналистской деятельности во благо Православия?

Скажу следующее, православная среда - это не какое-то гетто, и православный журналист - это не закомплексованный человек. В нем профессионализм и церковность должны сочетаться органично, и его поле деятельности - каждый человек, который берет в руки газету, слушает или смотрит передачу. У нас есть примеры плодотворной работы профессионалов в церковных СМИ. В Екатеринбурге, например, епархия приняла под свое руководство один из региональных телеканалов "Союз", и всем сотрудникам, которые пожелают работать на церковном телевидении, было предложено остаться. Остались почти все.

Сегодня мы создаем основу будущей России. Есть выражение, что ее будущее решается за школьной партой. Но я добавлю, в XXI веке ее будущее создается и через телевидение, и через радио, и через Интернет. В наши дни огромную роль в формировании молодого поколения играют СМИ. И именно от них во многом зависит, какой будет наша Родина в недалеком будущем. Великой державой, объединившей на своих просторах силой веры, любви и преданности Отечеству многие народы и национальности, или слабой, разобщенной, третьестепенной страной - территорией, как пишут некоторые СМИ, живущей в мире бездуховности и пороков. И не последнюю роль в этом играет церковная журналистика. От нас зависит, сможет ли общество услышать наше слово.

В настоящее время продумывается возможность обучения основам православной журналистики пастырей Церкви. Ведь в своем пастырском и общецерковном служении им приходится обращаться к людям посредством прессы, телевидения и радиовещания. И самое главное в деле церковной миссии - не отточенное красноречие и высокий профессионализм, а глубокая вера и подвиг шествования за Христом.

Вместе с тем, чтобы привлекать людей, особенно молодежь, ко Христу, необходимы осведомленность в жизни современного общества, знание того, чем живет и как мыслит современный человек, ибо его ментальность сильно отличается от образа мысли человека предыдущих столетий. Но, понимая мировосприятие и душевные движения современников, журналист должен стараться очистить свой внутренний мир от окружающего греха. Только имея веру и стремление жить по вере, он сможет донести истину о Христе до самых разных людей в доступной их пониманию форме.

Православный журналист, будь то священник или мирянин, должен быть носителем Духа и примером внутренней чистоты и целомудрия, и лишь тогда его слово дойдет до сердца человека. Писать и говорить ему необходимо так, чтобы в любой момент мог сказать словами Спасителя: "Кто из вас обличит меня в неправде?" (Ин. 8, 46). Журналист должен не просто призывать людей к добру, нравственности и справедливости, но стремиться быть причастным к тем идеалам, о которых он пишет.

Хочу обратить внимание на немаловажный вопрос: какой образ Церкви утверждается в обществе в наши дни через СМИ? Дело в том, что если даже при самом благожелательном отношении к Церкви журналисты будут изображать ее всего лишь как организацию, то и относиться к ней будут так же, как к другим организациям, - как к одному из институтов общества. В сознании людей будет сформирован образ Церкви как некоего учреждения, решающего вопросы социального характера, культуры, благотворительности, дипломатии и т.д. Но при таком представлении в СМИ образа Церкви совершенно выхолащиваются присущие Ей святость и соборность. Нам необходимо донести невоцерковленному народу образ Церкви - хранительницы Таинств, освящающих человека и мир, Церкви как союза любви человека с Богом, Церкви, где происходит спасение человека.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.