Эта школа словно светится изнутри. Льющийся в окна свет, горящие лампады у икон на стенах… Тепло и уютно, как дома. Повсюду цветы, радостные детские лица. Беззаботный смех, звуки флейты… Возникает непередаваемое чувство умиления и радости. Неужели этой церковно-приходской школы в Ишиме могло не быть? Могло, ведь препятствий к тому, чтобы ее открыть, было немало. Многие светские люди были против, считая, что в церковной школе жизнь у детей заканчивается – в то время, как она здесь только начинается. С Божьей помощью преграды удалось преодолеть. Директор школы, настоятель Никольской церкви отец Михаил Денисов говорит, что всё позади, и сегодня надо смотреть только вперед. Планы большие: нужно открыть, кроме начальных, средние и старшие классы.
Это вторая церковно-приходская школа, которая появилась стараниями отца Михаила. Первая, в Новом Уренгое, здравствует уже восьмой год. Владыка Димитрий дал благословение на открытие такой школы в Ишиме. Он заинтересован в том, чтобы духовное образование возрождалось, тем более в городе, где до революции были церковные школы и Духовное училище. Школа открывалась за счет прихода, на свои средства приходилось закупать всё необходимое: мебель, учебные принадлежности, технику. Конечно, труженики прихода ощутили всё это на своих кошельках, но сознавали, что дело богоугодное. В прошлом году появилось два класса по семь и восемь человек, нынче набралось еще тринадцать первоклассников.
Отец Михаил полагает, что он, как отец девятерых детей, не мог не заботиться об открытии школы, ведь каждый родитель ответственен за спасение детей. Воспитание в светских школах далеко не идеально, и есть риск потерять ребенка для вечности. Сложно решиться отправить маленького человечка в обычную школу на подвиг проповедничества своими делами, как ягненка в стаю волков. Взрослому-то человеку в наше время не всегда хватает силы для того, чтобы сдержать натиск мира. Школа должна подготавливать человека к жизни, к взрослой деятельности, к отстаиванию своих интересов. У батюшки мысль о том, что его ребенок пойдет в обычную школу, даже не возникала. Воспитание должно быть христианским. И это то главное, что отличает эту школу. Православное воспитание складывается не только из разговоров о Боге и заповедях, из молитв до и после каждого урока, перед трапезой и после нее. Здесь важно всё. Например, в церковно-приходской школе никогда не назовут ребенка Васькой или Колькой, потому что каждый человек носит имя одного из великих святых. Из таких «мелочей» и складывается православный образ жизни.
Директор убежден, что в классе не должно обучаться много детей, иначе школа превращается в фабрику. Конвейерная продукция не в лучшую сторону отличается от той, которая делается индивидуально, своими руками. Издревле источником воспитания была семья, и именно семейный уклад действует на человека и изменяет его. Поэтому в школе постарались создать особенную атмосферу, добрую и домашнюю. «Дисциплина поддерживается, как в семье, когда отец (в данном случае – директор) может стукнуть кулаком по столу с любовью», - шутит отец Михаил. Отбор сотрудников и учителей был строгим. Все, кто работает в школе – прихожане Никольского храма, и каждый свое дело выполняет с любовью. Так работает повар София Никеевна (здесь и пельмешки домашние, и коврижки). Врач тетя Лена поит ребят фиточаями, водитель дядя Коля весь день возит ребят. Отношения учителей и учеников тоже особенные. Как говорит молодая учительница, классный руководитель первоклашек, Любовь Сергеевна Югова, «все дети, как цыплятки, собираются вокруг нас, курочек. Такие маленькие, пушистые, теплые. Так их всех любишь! И у них отношение к учителям такое же, могут подойти, обнять, поцеловать. Мы, как дети и родители, живем дружной большой семьей». Это могут подтвердить и Светлана Викторовна Еганова, руководитель третьего класса, и Галина Михайловна Труханова, руководитель второго класса. Все дела делаются вместе. Нет того разобщения, какое бывает в обычных школах, где учитель приходит больше для того, чтобы отвести уроки и уйти.
Здесь ребенок остается в школе почти до вечера, и всё внимание достается только ему. Обычный день выглядит примерно так. Два школьных автобуса привозят ребят из сёл и собирают по городу, и в половине девятого уже начинается небольшой молебен перед началом учебного дня. Затем отец Михаил учит детей Закону Божьему, разбирает библейские сюжеты, часто в игровой форме, чтобы всё было и понятно, и интересно. Начинаются обычные занятия, как в любой начальной школе. После четвертого урока - трапеза. Затем детей отвозят в музыкальную школу, с которой заключен контракт, и каждый ребенок учится играть на инструменте. Преподаватели флейты и скрипки проводят уроки прямо в церковно-приходской школе.
Во второй половине дня дети занимаются в кружках. Наталья Сергеевна Лукашова учит детей английскому языку. Светлана Александровна приходит вести труды и рисование. В ее кабинете много поделок, к примеру, рождественские украшения на елку, пасхальные яйца; оформлен стенд с лучшими рисунками.
Затем воспитанники посещают спортивные секции, каждый день разные. Они осваивают приемы борьбы (дзюдо, карате), занимаются боксом и легкой атлетикой. Физическому развитию детей уделяется большое внимание. В здании школы оборудован спортивный уголок, где всегда можно попрыгать на батуте или повисеть на турнике, на переменах ребята делают пробежки по свежему воздуху.
Школьный день заканчивается в три часа, и машина развозит учеников по домам – готовиться к новому учебному дню. В воскресенье каждый ребенок с родителями приходит с утра в храм на богослужение. Кроме учебных дней, существуют праздничные дни Причастия, когда дети приходят не на уроки, а на литургию. Обычно бывает и культурная программа, викторины, конкурсы, сценки.
Дети очень любят праздники. На всех фотографиях счастливые лица. Вот разговенье на Рождество. Вот служба и Крестный ход для детей на Антипасху, которые совершаются каждый год по благословению владыки Димитрия. А вот первое сентября, когда состоялась поездка в бор с учителями и родителями. Тогда все вместе искали клад, участвовали в спортивных эстафетах. Дети отдохнули, набрались сил перед учебой. В начале учебного года приезжал владыка Димитрий. Он заходил в классы во время уроков, каждого поздравил и благословил иконкой. Для детей это стало большой духовной поддержкой. Ребята живут интересно, уже посещали конноспортивный клуб, кондитерскую фабрику, бывали у пожарных и на учебных стрельбах. Они с удовольствием играют в оркестре шумовых инструментов и участвуют в праздничных городских концертах, выступают перед детьми в библиотеках города и перед солдатами в воинской части, ездят по приглашению в села. А еще ребята играют в детском театре, которым руководит отец Михаил. Они с удовольствием участвуют в постановке «взрослых» произведений, к примеру, пьесы «Слепые» Метерлинка. Так приобретается жизненный опыт. Здесь делают всё возможное для детей, и им открывается много перспектив. Батюшка всегда говорит, что «главное - дети, а все остальное подождет».
Как уверяют учителя, они знают, чем живет и увлекается каждый ребенок. Любовь Сергеевна в своем первом классе назначила министра по цветоводству, чтобы следить за растениями; министра питания, чтобы сообщал, что готовится на обед, а что - на фруктовый завтрак; министра здравоохранения, чтобы смотрел, кто как себя чувствует. Каждый месяц меняется «президент». Такая работа помогает прививать любовь и поддерживать дисциплину. Учителя стараются не разбаловать воспитанников. Для школьников по образцу гимназии введена единая форма. Мальчики ходят в брюках и гимнастерках, девочки обычно носят платья с белыми воротниками-стойками, а в праздники надевают большие воротники с рюшами, белые колготки и косынки. Всё по-православному строго. Избалованность и капризы появляются там, где нет дисциплины. А здесь дети четко знают, что можно, что нельзя.
«Мы их воспитываем, - говорит Наталья Сергеевна, - чтобы они в жизнь вошли людьми, которые знают, что такое хорошо, что такое плохо. Дети в этой школе не защищены от мирского, конечно, далеко не все будут священниками. Можно быть хорошим православным учителем, хорошим врачом, которых сегодня не хватает, да и просто хорошим человеком. Многие люди к концу жизни осознают, что прожили ее неправильно. В итоге они оказываются никому не нужны. Мы хотим, чтобы наши воспитанники этого избежали, поэтому учим ребят относиться друг к другу с заботой, пониманием, любовью. Мы, как православные педагоги, прежде всего работаем с душами детей. И ответственность у нас большая перед Богом, перед родителями, перед детьми. Что заложим, чему научим ребенка, с тем человек и будет жить.
Бывая на некоторых конференциях, методических объединениях, я слышу современные требования к выпускникам. Он должен знать иностранные языки, заниматься спортом, должен уметь поставить себя в коллективе. Зачастую детям прививают гордыню и честолюбие, такие качества, чтобы он был согласен на работу не меньше, чем в банке. Редкий учитель скажет: мы прививаем любовь к родине, к родителям. А мы учеников возим на строевую подготовку в воинскую часть, они видят солдат. Уроки начинаются с построения, в каждом классе есть командир. Им нравится строиться, маршировать. Всем хочется служить в армии. Радостно, что дети наши не бессердечные, и в них теплится огонечек. Они любят Родину, родителей, уважают учителей, хранят любовь к людям, к природе. Ведь хорошо же это!»
Получив в церковно-приходской школе разностороннее образование, ребенок, конечно же, не будет выглядеть бледно на фоне выпускников обычных учебных заведений. Он сможет знать не только школьную программу, но и говорить на языке спорта, на языке искусства. Но главное, как считают православные педагоги, они объяснят ученикам, что есть добро, а что есть зло. В жизни человек ежесекундно стоит на перекрестке и выбирает: слукавить - не слукавить, улыбнуться – не улыбнуться, поддакнуть – не поддакнуть. Жизнь – это сплошной выбор. После окончания школы дети сами решат, кем стать. На их пути, как у всех, будут и ямы, и скорби, но они будут точно знать: чтобы получить исцеление, надо находиться в Церкви.
С.БЕЛАЯ
|