ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№09 2008 г.         

Разговор о правах человека

Защита прав человека для многих из нас ассоциируется исключительно с немногочисленными митингами правозащитников, немного романтиков и всегда стоящих в оппозиции власти. Честно говоря, иногда с трудом понимается, чего они хотят. Правозащитник, конечно, звучит смело. Но зачем, к примеру, защищать Ходорковского? У него всегда есть высокооплачиваемый адвокат. И не один. А вот дядя Вася с соседней улицы уже несколько месяцев не получает зарплату – предприятие обанкротилось и денег даже на простую юридическую консультацию у него нет. И таких дядей Васей в необъятной России множество. И почему их судьба не волнует этих отчаянных правозащитников?

Все эти размышления родились у меня накануне пресс-чая, на который мы пригласили участников конференции по правам человека, прошедшей недавно в Югре: кандидата политических наук, секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела Внешних церковных связей РПЦ иерея Георгия РЯБЫХ и кандидата исторических наук, директора правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Романа СИЛАНТЬЕВА.

Не только слушать, что говорят в ЕС

– Вы представляете Русскую Православную Церковь, а тут разговор о правах человека. Как это между собой связано? О. Георгий: Напрямую. РПЦ не в последние годы начала заниматься правозащитной деятельностью. Это свойственно ей со дня основания. Да и потом – Концепция прав человека построена на любви к человеку, бережном отношении к человеческой жизни, на основе милосердия, любви к правде, стремлению к справедливости. Все эти ценности изначально являются христианскими. Можно привести много примеров из нашей отечественной истории, когда представители Церкви не боялись отстаивать перед государственной властью честь и достоинство сограждан. Яркая фигура митрополита Филиппа, который пострадал от политики опричнины, проводимой царем Иоанном Грозным. Патриарх Гермоген не побоялся в годы страшной смуты на Руси в 1612 году призвать своих соотечественников к восстановлению правопорядка и спокойствия, законной власти. Эти события мы сейчас вспоминаем 4 ноября. Таких примеров множество. А воплощать в жизнь идеалы добра, любви, отстаивать справедливость могли только сильные люди. Это одно из основных качеств христианина – уметь стоять за добро. В 2006 году главная тема Всемирного Русского Народного Собора была как раз защита прав человека. На Соборе была принята Декларация о правах и достоинствах человека. Думаю, она вызовет интерес в обществе, дискуссии, комментарии.

Еще одно необходимое замечание.

Мы понимаем, что в вопросе о правах человека есть некоторое заимствование чужого опыта. И поэтому есть проблемы адаптации в русской культуре, в русском национальном опыте. Что надо сохранить, что соединить с Концепцией прав человека? Это серьезная глубокая работа: интеллектуальная, духовная, всего общества: простых граждан, ученых, общественных деятелей. Мы не должны занимать нигилистической позиции в отношении своего национального опыта, мол, у нас ничего нет, у нас деспотический характер, и людям нужна только палка.

Главное, чтобы очередной общественно– политический проект в России не оказался пустой формальностью в идеологии, а был воспринят нашей богатой духовной традицией, может быть, в чем–то переработанной, переосмысленной. Не только слушать, что нам говорят в ЕС, чтобы быть равноправными партнерами.

И каторга, и тюрьма были средством перевоспитания

Р.А. Силантьев: Действительно, прав о. Георгий, говоря, что Церковь была первой правозащитной организацией еще со времен Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца. Вспомним, как в России всегда печалились о судьбе преступников. Какая у нас была практика сбора средств на помощь тем, кто находился в тюрьме. Тюрьма не считалась заведением карательным. И каторга, и тюрьма были средством перевоспитания. Государство было заинтересовано в возвращении преступника в нормальное общество. Это не как во Франции и Англии, где дают по 200-300 лет тюремного заключения. И такое гуманное отношение к преступникам в России было обусловлено как раз влиянием Церкви. Вообще правозащитная деятельность у нас понимается превратно. В последнее время ее суть извратили люди, которые как раз и выступают в качестве правозащитников. Поэтому и сложился стереотип, что правозащитники обязательно оппозиционны государству, что все права человека нарушает государство и делает это специально, чтобы усилить тоталитаризм. И что правозащитные деятели должны защищать интересы исключительно меньшинств: сексуальных, национальных, религиозных и даже финансовых – олигархов. Человек простой – не гомосексуалист, не член какой-нибудь – не имеет никакого шанса попасть к правозащитнику и получить консультацию. Чем же отличается правозащитник от адвоката? Нынешние правозащитники получают определенные гранты из-за рубежа. И за эти гранты должны защищать только тех, за кого заплачено. Но у правозащитников одно важное преимущество: они имеют доступ к средствам массовой информации. Если посадили бизнесмена Ивана Ивановича – то это его личное дело, а если посадили Ходорковского, то они будут собирать пресс-конференции т.д. Слово «правозащитники» стало ругательным, как в свое время стало ругательным слово «демократ». И понадобится много лет, чтобы люди поняли, что правозащитники – это те люди, которые в первую очередь защищают собственные права. Надо объяснить, что государство не заинтересовано в нарушениях прав своих граждан. Если государство хочет кого-то притеснить, то принимает соответствующие законы. А если чиновник вымогает взятку, то все это аукнется на выборах. Сегодня даже создано мощное правозащитное движение «Человек и закон » по просьбе, как я полагаю, высших государственных структур.

Большинство может быть притесняемо меньшинством Кроме того, важно помнить, что большинство может быть притесняемо меньшинством. Приведу пример. Не так давно один из мусульманских лидеров России заявил, что на мусульманскую студентку в метро напали скинхеды и избили ее только потому, что она была в платке.

Следственные органы в свою очередь говорят, что ничего подобного не было, видеосъемка показала, что студентка сама упала на рельс. Но правоохранительным органам не верят, говорят, что они стоят на стороне фашистов. Между тем, известно, что среди скинхедов доля русских значительно ниже, чем в среднем по России. По своему вероисповеданию скинхеды преимущественно язычники. Есть, кстати, и мусульманские скинхеды. Года два назад была в Санкт–Петербурге обезврежена террористически настроенная группа, члены которой оказались ваххабитами, сторонниками Шамиля Басаева. Вот говорят, русские фашисты. Причем, у террористов нет национальностей, а у фашистов почемуто есть. Такие заявления небезобидны. Они создают впечатление, что русские притесняют всех и вся.

Поэтому когда создавался наш правозащитный центр, был поставлен приоритет – помогать большинству, не отказывая в помощи меньшинству. Можно сказать, что мы вплотную занимались проблемой по закрытию негосударственных приютов. Атаку удалось отбить. Много сограждан, приехавших из–за рубежа, к нам обращаются с просьбой помочь решить проблему с гражданством. Закон существует, но на практике люди не могут воспользоваться своим правом. И у людей нет денег для того, чтобы обратиться к юристам. Обращений огромное количество. Таких правозащитных центров, как наш, должно быть, с десяток в каждом регионе.

О преподавании «Основ православной культуры»

– Можно ли рассматривать формой ущемления прав русского народа, то, что уже долгие годы в школьные программы не вводится предмет «Основ православной культуры». О. Георгий: Эта дискуссия длится уже несколько лет. Сегодня в обществе есть потребность в духовно-нравственном воспитании личности. В рамках этого направления предполагается создание стандарта уже на федеральном уровне. И как раз по поводу этого стандарта идет дискуссия. Есть сторонники того, чтобы вводить общий религиоведческий курс, знакомящий детей с различными религиозными традициями. Причем, тут нет возражений, современный человек должен иметь хотя бы минимальное представления о религиях и культуре тех народов, с которыми проживает бок о бок. Подход Русской Православной Церкви очень простой – нужно дать возможность тем детям и тем родителям, которые хотят изучать данный предмет, изучать его. Речь идет о том, чтобы в рамках этого федерального стандарта «духовно–нравственная культура» были некие модули: православная духовная культура, исламская духовная культура и т.д., культура основных религий России, плюс курс светской этики для тех, кто относит себя к атеистам. Речь идет об отстаивании конституционных прав российских граждан на получение образования, воспитания в соответствии со своим мировоззрением, в том числе и религиозным. И это тема для правозащитной деятельности.

Нужен правовой ликбез

Есть еще один аспект. Если мы хотим построить государство, удобное для жизни, нужно помнить – одним правовым механизмом, социально-механическими мерами ситуацию не выправить. К примеру, если мы хотим повысить рождаемость, для этого недостаточно социально-экономических мер. Если мы не будем говорить о воспитании детей, молодежи, о важности семейных ценностей, более того, не будем помогать молодым семьям просто строить семью, начиная от какой-то психологической консультации до духовной поддержки, что может делать Церковь, ситуацию с рождаемостью мы не изменим. У любой социально-экономической проблемы есть нравственная, ценностная сторона, о которой тоже надо думать и которую тоже надо включать в наши общественнополитические программы.

Если говорить об итогах конференции, мы согласились, и это должно быть отражено в итоговом документе, что защита прав человека в России должна быть переосмыслена. Нужно сделать упор на правовое просвещение. Сейчас в вашем округе организуют правовую клинику, чтобы человек мог найти ответы на любые интересующие его вопросы. Следующий момент. Если через образование, СМИ, мы не будем создавать или поддерживать положительный образ правового поведения, то никакие права человека нам не помогут. И третье - опора на национальный положительный опыт, национальную культуру. Кроме того, в Резолюции содержится часть конкретных предложений по части размещения в электронных средствах информации о правах и свободах людей в сфере бизнеса, трудовых отношений, в частности, инвалидов. Людям надо объединяться в отстаивании своих прав. Но не в старом правозащитном негативистском духе, что у нас в России все плохо, а в духе перспективы, конструктивного диалога с властью.

Записала Светлана ПОЛИВАНОВА,
г. Ханты–Мансийск.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.