«Имейте нрав несребролюбивый,
довольствуясь тем, что есть…
Учениями различными и чуждыми
не увлекайтесь»
(Евр. 13: 5,9).
В Тюмени все более активно
действуют коммерческие культы: их
названия у всех на слуху, а реклама
на виду. Они работают по принципу
пирамиды или т.н. «сетевого маркетинга», при этом пропагандируют
своеобразную идеологию. Человеку навязывается понятие о счастье
как о материальном благополучии и карьерном успехе, предлагается
«перепрограммировать свой мозг», внедряется в сознание некая «мечта
», ради достижения которой можно пожертвовать всем. Основатели и
лидеры коммерческого культа зачастую
обожествляются; перед ними преклоняются, пытаются копировать
их поведение, стиль речи, прежде всего, мышление, трепещут при их
появлении в аудитории и даже при звуке их голоса.
При вербовке последователей используются
методы психологического
давления: навязчивые телефонные
звонки через определенные промежутки
времени, чарующие рассказы о заоблачных
перспективах и т.н. «изумрудах»
и «бриллиантах» – членах ассоциации,
которые достигли самых высоких уровней.
Процесс пропаганды данных установок
приводит к кодированию сознания.
Вообще в деятельности коммерческих
культов присутствуют все признаки
секты: характерный язык (например,
искусственный американский акцент и
стиль речи), отрыв от внешнего мира,
черно-белое восприятие действительности,
изменение системы ценностей,
когда признаются только ценности
внутригрупповые, чувство избранности
и элитарности, обладания неким спасительным
знанием, ощущение особой
собственной значимости (миссии).
Схема действия сетевого или многоуровневого
маркетинга весьма проста:
человек (дистрибьютор) приобретает у
ассоциации товар (например, косметику
или моющие средства) для себя или для
перепродажи. В процессе перепродажи
вербуются новые дистрибьюторы («последователи
»). При этом за их работу
в дальнейшем тот, кто их завербовал,
получает денежное вознаграждение (бонус).
Размер бонуса зависит от объемов
реализации продукции завербованными
последователями. Характерно, что одно
из первых заданий, которое дается
желающим поступить в коммерческий
культ – это составить список (с адресами
и телефонами) всех знакомых,
которых можно попытаться привести в
ассоциацию.
Положение человека, который «в
поте лица ест хлеб свой», в таких организациях
фактически высмеивается
и презирается. Таким образом, пропагандируется
принцип: «Мы сидим, а денежки идут». Компания играет на
страстях, еще более разжигая их: мечта
многих – побольше получать и поменьше
работать, кажется достижимой. Это прямо
противоречит Священному Писанию:
«…если кто не хочет трудиться, тот и не
ешь. Но слышим, что некоторые у вас
поступают бесчинно, ничего не делают,
а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем
Господом нашим Иисусом Христом,
чтобы они, работая в безмолвии, ели
свой хлеб» (2 Фесс. 3: 7-12).
Человек, попавший в сети бизнес–секты, подчиняет свою жизнь служению
«мамоне», т.е. богатству, «золотому
тельцу». Однако большинство дистрибьюторов
оказывается у разбитого корыта,
завалив свой дом непотребной продукцией,
отдавая последнее за сомнительные
семинары, литературу и кассеты
по повышению квалификации. Пытаясь
решить материальные проблемы, человек
попадает в еще большую финансовую
и психологическую зависимость.
Именно за счет армии дистрибьюторовнеудачников
богатеют «бриллианты» и
«изумруды» – бесплатный сыр бывает
только в мышеловке.
Нужно помнить о существовании
такого общечеловеческого свойства:
чем больше люди вложили куда–то
материальных средств, времени, сил и
здоровья, тем труднее им оттуда уйти.
Трудно признаться человеку, что он совершил
глупость. Все, что он вложил в
организацию, держит его в ней.
Особую угрозу сознанию и психике
человека представляют семинары или
т.н. «мероприятия» (Function). Вот что
может происходить на подобных мероприятиях
по свидетельству очевидцев:
«На семинаре идет жесткий прессинг,
в стремительном темпе поступает большой
поток информации. Периодически
используются психологические приемы,
способствующие расслаблению человека
и внедрению в его сознание нужных
компании установок. Выступления совершаются
под оглушающий аккомпанемент
специальных ассамблей, которые
не дают аудитории сосредоточиться. При
этом докладчики заваливают публику
сложными расчетами и маркетинговыми
схемами. Все это действо переваливает
далеко за полночь и прерывается только
на общее истерическое хоровое пение
гимна ассоциации…» Люди, ранее не помышлявшие
о работе в компании, после
семинаров с восторгом и лихорадочным
блеском в глазах подписывают кабальные
контракты.
Стоит опасаться слишком уж заманчивых
предложений и всеобъемлющих
обещаний. Задумайтесь: хорошая, престижная
фирма не охотится за сотрудниками
на улицах, неожиданная чрезмерная
дружелюбность, исходящая от
незнакомых или малознакомых людей,
скорее всего, таит за собой холодный
расчет.
Самая большая ошибка в представлениях
людей о сектах, это уверенность
в том, что им самим ничего такого
не грозит, что туда попадают только
ущербные и «ненормальные». На самом
деле подобные организации охотятся за
здоровыми, уравновешенными, энергичными,
благополучными людьми. Другое
дело, что, пробыв некоторое время в
такой структуре, человек теряет и то, и
другое, и третье, и четвертое… А способов
и возможностей обмануть любого
неподготовленного человека более чем
достаточно.
Неопытные в духовном отношении
люди могут попасть в сети таких организаций
– «волков в овечьей шкуре
», скрывающих свою богоборческую
суть. Некоторые члены коммерческих
культов лукаво ссылаются на мнимое
благословение священников заниматься
подобной деятельностью и пытаются
вовлечь других прихожан. Помните, что
Православная Церковь ни при каких
обстоятельствах не может благословлять
подобную деятельность. Потому что
«Никто не может служить двум господам:
ибо или одного будет ненавидеть,
а другого любить; или одному станет
усердствовать, а о другом нерадеть.
Не можете служить Богу и маммоне»
(Мф. 6: 24).
Миссионерский отдел Тюменского
благочиния ТТЕ.
|