Святитель Иннокентий (Вениаминов),
апостол Аляски и Сибири, был
выходцем из бедного сельского духовенства.
Родился он в сибирском селе
Анге, отец его служил пономарем в
местном храме. Когда Иоанну Попову
(так звали будущего миссионера в
миру) исполнилось семь лет, отец его
скончался, и маленького Ваню взял
на воспитание его дядя диакон Димитрий.
Во время учебы в Иркутской
семинарии Иоанн далеко превосходил
других учеников, за что получил новую
фамилию – Вениаминов, в честь
почитаемого тогда в Сибири архиепископа
Вениамина (Багрянского). За
годы учебы Иоанн успел овладеть
не только науками, но и ремеслами:
врача, часовых дел мастера, портного
и другими.
В двадцать лет Иоанн женился и
был рукоположен в диакона Иркутского
Благовещенского храма, через два
года – посвящен в сан иерея. Однажды
епископ Иркутский Михаил обратился
к духовенству епархии: не хочет ли
кто отправиться на неведомый остров
Уналашку, затерянный в океане между
Камчаткой и Америкой. Отец Иоанн
воспринял эти слова как к нему не
относящиеся. Однако, вскоре под влиянием
бесед с неким Иваном Крюковым,
выходцем из Русской Америки, у него
появилось твердое желание стать миссионером.
На Аляске до него успели
побывать уже русские землепроходцы,
а первыми миссионерами были семь
иноков Валаамского и Коневского монастырей
во главе с архимандритом
Иоасафом (Болотовым), присланные по
просьбе «русского Колумба» - Григория
Шелихова. Среди них был известный
святостью жития преподобный Герман
Аляскинский, обитавший в скиту на
о.Еловый.
Путешествие о. Иоанна длилось
больше года: по реке Лене до Якутска,
затем – на лошадях по таежным тропам
через обледенелые сопки и болота до
Охотского моря. Суровый северный морской
климат встретил миссионера.
В алеутах отец Иоанн нашел паству,
какой втайне желала его ревностная
душа. С помощью местных жителей
о. Иоанн построил деревянный храм
и освятил его в честь Вознесения
Господня, выучил алеутский язык, составил
для него алфавит, перевел на
него Евангелие и богослужебные книги,
познакомился с местными обычаями. И
алеуты любили своего пастыря: оставляли
все свои дела, чтобы послушать
его проповеди. За 10 лет все жители
острова были крещены. Отец Иоанн открыл
там школу, в которой сам преподавал.
В 1833 г. святитель Иннокентий
написал на алеутском языке одно из
лучших творений православного миссионерства
- «Указание пути в Царствие
Небесное».
Движимый ревностью о славе Божией,
отец Иоанн стал посещать и
другие острова, а вскоре и церковное
начальство перевело его в
г.Ново-Архангельск, столицу
Русской Америки. Там
жили воинственые колошииндейцы,
не проявлявшие
к вере христианской такой
веры, как алеуты.
Неутомимый миссионер
переплывал с острова
на остров, часто подвергаясь
смертельной опасности,
претерпевая нужду
и лишения, он крестил тысячи
людей. Редкие часы
отдыха будущий святитель
посвящал метеорологическим
наблюдениям, вел
этнографические записи,
описывал быт и нравы
местных жителей.
В 1840 году, почувствовав
недостаточность
своих усилий в проповеди
инородцам, пастырь
отправился в Москву к
митрополиту Филарету
(Дроздову) – просить себе
помощников, а также чтобы
напечатать осуществленные
им научные труды
и переводы Священных
Книг на алеутский язык.
В это время отца Иоанна
постигло тяжелое
горе – скончалась его
супруга. Тогда же он
принимает монашество
с именем Иннокентий, и
в С.-Петребурге рукоположение
в сан епископа Камчатского,
Курильского и Алеутского. Вернувшись
в Ново-Архангельск, святитель продолжил
свои миссионерские труды:
рукополагал священников из местного
населения, проповедовал северным
народам-камчадалам, якутам, эвенкам
(естественно, на их языке). В помощь
ему рукоположены викарные епископы
Якутский и Ново-Архангельский.
Епископ Иннокентий переселяется в
Благовещенск-Амурский и оттуда отправляется
в миссионерское путешествие
по Амуру.
vВ семидесятилетнем возрасте владыка
Иннокентий почувствовал оскудение
телесных сил и подал прошение
на покой. Вопреки его желанию, его
внезапно назначают на митрополичью
кафедру в Москву. Здесь он успел сделать
много для развития миссии в Америке,
основал Алеутскую и Аляскинскую
епархию с центром в Сан-Франциско,
благословил на миссионерские труды
апостола Японии – епископа Николая
(Касаткина).
Скончался великий святитель-миссионер
31 марта 1879 г. и похоронен
в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 23
сентября (7 октября) 1977 г. Русская
Православная Церковь прославила святителя
Иннокентия в лике святых.
|