ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№09 2008 г.         

Перейти в раздел [Проповедь]

Мысли о богатстве и бедности

Не так давно я беседовал с одним своим знакомым, историком по образованию. В беседе он очень печалился о том, что социальная обстановка в России сегодня очень схожа с социальной обстановкой начала прошлого века. Тогда в нашей стране тоже было колоссальное расслоение между богатыми и бедными. Окончилось все, как известно, тем, что одна из самых небольших политических партий под предлогом борьбы с богатыми повела страну к коммунизму, а привела к страшным десятилетиям тоталитарного режима, массовым репрессиям и демографическому кризису, преодолеть который России еще не скоро удастся.

Народ, который не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь. Это не означает того, что, вспоминая горький опыт прошлого века, на этот раз нам нужно смириться и привыкнуть к состоянию бедности. Мы можем достойно преодолеть это сложное для России время, не повторяя исторических ошибок.

Призрак коммунизма все еще бродит

Какие бы трудные времена не переживало человеческое общество, в нем всегда будет продолжаться борьба за коммунистическую идею «совместного жития в полной любви, единомыслии, экономическом единстве, назовется ли она по–гречески кеновией или по латыни коммунизмом» (о. Павел Флоренский). Сколько раз идея общности имущества объявлялась «утопией», сколько на нее вылито презрения и сарказма, но она живет.

Давайте посмотрим, что на эту тему говорит Церковь. Евангелист Лука, повествуя о первых христианах, рассказывает о том времени, когда христиане, жившие в Иерусалиме, собирали в общий котел все, что имели. У них было общее сердце, общая душа и общие деньги: «Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде всякого» (Деян.2,46).

«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все было у них общее» (Деян.4,32). «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4,34–35). Наблюдая евангельскую историю, мы видим, что через некоторое время существования «социальной» организации верующих христиане из других частей Римской империи начинают собирать милостыню и посылают ее в Иерусалим христианской общине.

Вот что пишет на эту тему известный философ Иван Ильин: «Первые христиане попытались достигнуть «социальности» посредством своего рода добровольной складчины и жертвенно распределительной общности имущества; но они скоро убедились в том, что и некая элементарная форма непринудительной негосударственной имущественной общности – наталкивается у людей на недостаток самоотречения, взаимного доверия, правдивости и честности. В Деяниях Апостольских (4,34–37; 5,1–11) эта неудача описывается с великим объективизмом и потрясающей простотой: участники складчины, расставаясь со своим имуществом и беднея, начали скрывать свое состояние и лгать, последовали тягостные объяснения с обличениями и даже со смертными исходами; жертва не удавалась, богатые беднели, а бедные не обеспечивались; и этот способ осуществления христианской «социальности» был оставлен как хозяйственно-несостоятельный, а религиозно-нравственно – неудавшийся ».

Ни идеализировать этот опыт древних христиан, ни возрождать его в государственном масштабе нам не приходится. История предоставляет нам много доказательств несостоятельности идей строительства идеального общества как христианами, так и их ярыми гонителями. Но, несмотря на это, призрак коммунизма все еще бродит в умах человечества. Думаю, это происходит потому, что каждый человек подсознательно стремится к счастью на земле. И это неудивительно, ведь душа человека по природе своей христианка, имеющая своей родиной небесную отчизну, Царствие Небесное. Только там, в Царстве Божием, может в полной мере воплотиться то, что всегда будет утопией в условиях земной жизни и великим соблазном для революционеров. Земной коммунизм начинается там, где человек отказывается понимать, что многие социальные вопросы и проблемы вообще не разрешимы до второго пришествия, а процветание, хоть капиталистическое, хоть коммунистическое, есть идол, который всегда будет порабощать человека.

О наболевшем

Проблема социальной бедности, ухудшение «качества жизни» – одна из самых животрепещущих сегодня в России проблем. Хотя само понятие «качество жизни » в русской цивилизации, в отличие от цивилизации западной, никогда не сводилось к максимальному количеству денег при минимальном количестве обязанностей. Оно требовало помимо финансовой стороны еще и чистой совести, осознания того, что твой труд востребован, необходим обществу. В подтверждение этому мы можем видеть самоотверженный за мизерную плату труд российских учителей, прививающих молодому поколению патриотизм и любовь к Родине; многодетных матерей, чьи доходы невелики, но которые, во многом отказывая себе, все отдают своим детям. Мы можем видеть многих наших соотечественников, не имеющих каких–либо накоплений, но считающих своим долгом отдать две лепты тем, кому живется хуже. И в этом нестяжательстве уникальность народной души, собирающей богатство нетленное в закрома сердечные.

Вспоминая статистику американского журнала «Форбс» относительно возросшего количества долларовых миллиардеров в нашей стране, можно недоумевать, в какое же подземелье заточили свою душу–христианку самые богатые российские граждане. Говорят, бедность – это состояние ума. И это действительно так, потому что только бедный ум и нечуткое сердце может наслаждаться материальными благами в то время, когда рядом умирают нуждающиеся в дорогостоящих операциях дети; не получают необходимого малоимущие многодетные семьи; нуждаются инвалиды и дети–сироты. Как часто человек, получая все земное с избытком, становится «слепым», «глухим », забывает о Боге и о собственной смерти. Смерти, после которой, по слову Спасителя, «где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Святые отцы удивительно многогранно и глубоко исследуют вопрос о собственности, богатстве, бедности и милостыне. Весь накопленный Церковью материал по этому вопросу позволяет определить подлинно христианскую нравственную позицию относительно богатства и бедности.

Спасает ли бедность человека?

Где она начинается, бедность? Какой малостью должен обладать человек, чтобы считаться «бедным»? Задается вопросом русский философ Иван Ильин. Бывает, что у человека есть все, что нужно, но ему этого мало, он считает себя бедным и хочет большего, получает желаемое и вновь стремится «вверх», к какой-нибудь материальной цели. Ильин называет людей такого склада «дырявыми мешками, которые никогда не наполнятся». Есть люди, живущие в достаточно стесненных обстоятельствах, «от зарплаты до зарплаты». Не делая из этого трагедии, они умеют спокойно смотреть «вниз», достойно переносить лишения, умудряясь при этом еще ободрять и поддерживать других. Наконец, есть настоящая бедность: «когда человек теряет работу и переживает трагедию, которая кажется ему трагедией «лишнего » существа на свете; когда уже не имеет силы его право на работу и на жизнь; когда он сам уже не нужен; когда он уже не может смотреть «вниз», потому что для него нет больше «низа»; когда ему уже не может помочь искусство переносить лишения и довольствоваться тем, что есть».

Печально то, что бедность в России становится наследственной: миллионы россиян не только сами перебиваются с хлеба на квас, но и их дети, внуки и правнуки уже сегодня обречены на бедность, лишены шанса получить приличное образование, нормально лечиться и куда–либо ездить. А полная безысходность, как известно, рождает «классовую ненависть », которую всегда найдутся охотники использовать в своих интересах… Получается, что те чиновники, которые своими социально безответственными действиями способствуют увеличению бедности вокруг себя, являются сегодня для государственной безопасности России куда большей угрозой, чем любые экстремисты, террористы и сепаратисты вместе взятые.

Трудно богатому войти в Царствие Небесное… Но ведь бедность сама по себе ни в малейшей степени не гарантирует нравственности, веры и благочестия. Она, как и богатство, скорее препятствие, чем пособие на пути к Царству Небесному. Причем, можно думать, препятствие более серьезное в сравнении с материальным достатком, поскольку богатство становится таковым лишь в случае расточительного им распоряжения. «Материальная нищета, – пишет преподобный Нил Синаит, – гораздо чаще толкает человека на всякого рода обманы и злоупотребления. Он не имеет ничего общего с нищетой духовной, потому что последняя принимается человеком добровольно, по воздержанию и свободному движению произволения. Как говорит преподобный Макарий Египетский: «Господь ублажает нищих духом, которые нищенствуют духом века сего, ничего от него не стяжав, но богатеют постепенно духом истины». Кроме того, эта нищета далеко не всегда связана с абсолютным физическим отсутствием материальных благ. «Богатство души, – считает преподобный Нил Синаит – постигаемое в нищете материальной, – это состояние отсутствия потребности, нужды в материальном даже при его физическом наличии».

Губит ли богатых богатство?

Один философ сказал, что человек поставлен «завхозом» при богатстве, данном ему Богом. Немало очень богатых людей понимают это буквально, приумножая свое богатство ради самого богатства. Они полагают на это приумножение многие годы своей жизни, зачастую отказывая себе во всем; употребляют на пути к заветной цели все душевные и физические силы. Мысли о вечном, если и посещают их бодрые умы, то не находят в них приюта, потому что ум богатого человека зачастую целиком и полностью принадлежит накопленному имуществу. Увеличивающаяся с годами эта имущественная зависимость, подобно алкогольной и наркотической, начинает мучить своего обладателя. Но как избавиться от того, что составляет смысл жизни? Это, кстати, вовсе не означает, что все богатые – Кощеи Бессмертные. Среди богатых часто встречаются достойные люди, которые не являются рабами своих денег и охотно помогают тем, кто нуждается. Такие, если даже и лишатся всего, переживут это спокойно, без помешательства.

Безусловно, дело не в самом богатстве, а в уповании на него и, соответственно, отвержении Бога. «Не о богатых упоминай мне, – говорит Иоанн Златоуст, – но о тех, которые раболепствовали богатству. Иов был богат, но не служил мамоне» /8:243/. И тут же замечает: «Но ныне не таковы богатые; они, будучи несчастнее всякого пленника, платят дань мамоне, как некоему жестокому тирану» /8:243/. Святитель говорит о богатстве как о сильном соблазне, проверяющем человека «на прочность»: «должно знать, что только малое число богатых наследует спасение, а бедных спасется гораздо более» (Толк. на 2 Кор., Б. 13, цит. по /6:83/).

В полном соответствии с Евангельским «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие» (Мф.19,24) святые отцы рассматривают богатство как тяжелую ношу, как узы, сильно затрудняющие достижение Царства Небесного, как опасность, которая может легко погубить душу.

Размышляя о богатстве, Василий Великий пишет: «кто любит ближнего как самого себя, тот ничего не имеет у себя излишнего перед ближним. Но ты оказываешься имеющим «стяжания многа». Откуда же это у тебя? Не ясно ли видно, что свое собственное удовольствие предпочитаешь ты облегчению участи многих? Поэтому, чем больше у тебя богатства, тем меньше в тебе любви». «Отсюда видно, – заключает Иоанн Златоуст, – что немалая награда ожидает тех, кто при богатстве умеет жить благоразумно. Христос называет такой образ жизни делом Божиим, чтобы показать, что много нужно благодати тому, кто хочет так жить».


ЛИТЕРАТУРА:

1. Иван Ильин. Книга раздумий и тихих созерцаний. Москва, «Альта-Принт», 2006. – С. 34–37.

2. Василий Великий. К обогащающимся. Творения, часть IV. М., 1993.

3. Иоанн Златоуст. Избранные творения. Собрание поучений, том 1, 2. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

4. Писания мужей апостольских. Латвийское Библейское Общество. Рига, 1994.

5. Ильин И.А. Социальность или социализм? Сб. Иван Ильин. «О грядущей России». Избранные статьи из книги «Наши задачи». Под ред. Н.П. Полторацкого. Москва, Военное издательство, 1993.

6. Общение имущества (мнимый коммунизм) в древней Иерусалимской церкви. В сб. «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых Апостолов». Сост. М. Барсов. «Сатисъ»: П., 1994.

7. Владимир Хомяков. «О недосказанности на всемирном русском народном соборе». народ.ру

8. Анисимова С.А., кандидат политических наук. «Бедность и богатство как нравственные категории».

В статье также использованы материалы журнала «Православная беседа».

Иерей Олег НЕЛИН,
настоятель прихода храма в честь прп. Серафима Саровского, г. Новый Уренгой.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.