ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№10 2007 г.         

Духовные предпосылки полноценной семейной жизни и воспитания детей

Сегодня многие православные люди пытаются воспитывать детей и строить семью по книгам. Существует достаточно много литературы: книг, журналов, брошюр, касающихся уставной части жизни семьи и содержащих описание некоторой внешней ее стороны. Несомненно, это правильные, хорошие книги. Мы с горячим желанием бросаемся воплотить этот порядок в своей семье, но на поверку оказывается, что наше рвение приводит к конфликтам внутри семьи и в большинстве случаев благие начинания заканчиваются разочарованием. Нам не хватает ни сил, ни времени, ни духовного опыта, чтобы удержать себя и семью в рамках предложенных указаний.

Отчего это происходит? Часто бывает так, что в книгах, которые мы выбираем или которые нам рекомендуют для чтения, описывается строй уже состоявшейся православной семьи, которая обрела свой внутренний опыт, и из этого опыта гармонично сложился внешний уклад ее жизни. Нас это умиляет, подталкивает к подражанию. Но “главное в семье всетаки не распорядок, а христианский дух, который рождается из общности, из совместного желания все уладить и жить по-Божьему” [2, С.31].

В чем же заключаются духовные предпосылки полноценной семейной жизни и воспитания детей? Какие условия необходимы для того, чтобы могла сформироваться духовно-здоровая семья, способная по христиански воспитывать детей и готовить их к будущей самостоятельной жизни? В поисках ответов на эти вопросы неоценимую помощь могут оказать философские исследования Ивана Александровича Ильина (1883- 1954) - яркого философа Русского Возрождения.

Идеал сочинений И. Ильина - духовно зрелый, внутренне богатый, деятельный, наделенный сильным гражданским чувством человек. Систему его педагогических взглядов характеризуют следующие черты: укрепление воли и сил души на первых порах жизни ребенка, привитие религиозной и гражданской ответственности через примеры отца и матери, а затем перенос накопленного опыта в плоскость социальной и хозяйственной активности во взрослые годы.

Семья, по мнению И.А. Ильина, является первичным лоном человеческой культуры. Именно здесь “пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец” [1, С.37]. “Семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту, и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение” [1, С.65]. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости.

Главным условием семейной жизни, по мнению И.А. Ильина, является способность родителей к взаимной духовной любви - умении видеть в любимом человеке не только плотское начало, но и “душу”- своеобразие личности, особенность характера, сердечную глубину, для которых внешность служит лишь телесным выражением. “Когда человек, желая смертного и конечного, любит скрытую за ним бессмертность и бесконечность; вздыхая о плотском и земном, радуется духовному и вечному; иными словами, когда он ставит свою любовь перед лицом Божиим и Божьими лучами освещает и измеряет любимого человека...” [1, С43].

Основную задачу воспитания И.А. Ильин видит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта, чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни, сердце откликнулось на все Божественное в мире и в людях. Таким “местом” может стать “и природа, во всей ее красоте, величии и таинственной внутренней целесообразности; и та чудесная глубина, и та благородная радость, которую дает нам истинное искусство; и неподдельное сочувствие всему сострадающему; и действенная любовь к ближнему; и блаженная сила совестного акта; и мужество национального героя; и творческая жизнь национального гения, с его одинокой борьбой и жертвенной ответственностью; и главное: непосредственное молитвенное обращение к Богу, который и слышит, и любит, и помогает” [1, С.51]. Тогда перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих опасностей и искушений жизни ребенок найдет источник силы и утешения в своей собственной душе.

Каковы же предпосылки, необходимые для формирования духовной атмосферы здоровой семьи? Во-первых, счастливый ребенок должен наслаждаться в счастливой семье эротически чистой атмосферой. Для этого родителям необходимо искусство духовно-целомудренной любви. “Нет ничего более вредного для жизни и для всей судьбы ребенка, как раннее эротическое пробуждение его души, когда ребенок начинает воспринимать жизнь пола как что-то низменное и грязное, как предмет тайных мечтаний и постыдных забав. Вредность преждевременного эротического пробуждения состоит в том, что на юную душу возлагается непосильная задача, которую она не может ни разрушить, ни изжить, ни достойно понести и устранить” [1, С.55].

Еще одна опасность, грозящая эротически чистой любви ребенка - слишком чувственная, “обезьянья” влюбленность в своего ребенка, всевозможные заласкивания, заигрывания, щекотка, возня. “Не постигая безрассудства и вредности всего этого, они, с одной стороны, вызывают в душе ребенка целый поток напрасного и неутолимого возбуждения и причиняют ему ненужные душевные “травмы”, с другой стороны, избаловывают и изнеживают его, подрывая его способность к выдержке и самообладанию” [1, С.56].

Наряду с этим необходимо отметить всевозможные неумеренные проявления взаимной любви родителей в присутствии детей. “Во всем и всегда есть некая правильная и драгоценная мера, которую люди должны блюсти; в данном случае эта мера может быть подсказана только живым чувством такта и в особенности врожденным в женщине естественным и мудрым целомудрием”. Нельзя не упомянуть при этом о разрушительных для семейной жизни взаимных супружеских изменах со стороны родителей, “которые дети подмечают с таким ужасом и переживают так болезненно: иногда такие события переживаются детьми как настоящие душевные катастрофы” [1, С.57].

“Тот час, когда ребенок утрачивает уважение к отцу или к матери, - этот час обозначает собою духовную катастрофу семьи; и редкой семье удается оправиться впоследствии от этой катастрофы” [1, С.58].

Второй особенностью существования здоровой семьи является атмосфера искренности. “Встречая со стороны родителей ложь и обман, ребенок, прежде всего, теряет непосредственное доверие к родителям, и чем холоднее, изворотливее, циничнее преподносится ему эта неправда, тем ядовитее она оказывается для детской души. В силу естественной подражательности он начинает отвечать им тем же, постепенно замыкается от них и приучается сам лгать и обманывать. Это переносится и на других людей; у ребенка появляется склонность к хитрости и неверности вообще” [1, С.58].

“Если в современном мире все кишит открытой ложью, обманом, неверностью, интригой, предательством и изменой своей Родине, то это несчастье имеет свои корни в двух явлениях: во всеобщем религиозном кризисе и в атмосфере семейной лживости” [1, С.60].

Третьей особенностью здоровой и счастливой семьи, по мнению И.А. Ильина, является спокойная, достойная дисциплина. Такая дисциплина не может возникнуть из атмосферы родительского террора, от кого бы он ни исходил, - от отца или от матери. Такая система террора, поддерживаемая криками и угрозами, моральным гнетом или телесными наказаниями, вызывает у здорового ребенка чувство возмущения, легко переходящее в отвращение, ненависть и презрение. Эти унижения и оскорбления он может “проглатывать” и сносить молча; но его бессознательное никогда не изживет этих травм и не простит их родителям. “Там, где семейная власть осуществляется угрозами и страхом, там на каждом шагу ощущается враждебная напряженность; там воцаряется система “защитного обмана” и лукавства; там оба поколения остаются, быть может, еще в состоянии пространственного рядом-жительства, но семья как живое органическое единство, держащееся силою взаимной любви и доверия, оказывается разрушенной” [1, С.61].

Мы очень тесно связаны с фи- лософским наследием Русского Зарубежья. Поводом к этому становятся общие тревоги и трудности времен. Спустя годы либеральных реформ в России нам в полной мере раскрывается смысл ильинских строк, написанных на Западе семь десятилетий назад: “Бывают эпохи, когда небрежность, беспомощность, безответственность родителей начинают возрастать от поколения к поколению. Это как раз те эпохи, когда духовное начало начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи распространяющегося и крепнущего безбожия и приверженности к материальному, эпохи бессовестности, бесчестия, карьеризма и цинизма. В такие эпохи священное естество семьи не находит себе больше признания и почета в человеческих сердцах; им не дорожат, его не берут, его не строят. Тогда в отношениях между родителями и детьми возникает некая “пропасть”, которая, по-видимому, увеличивается от поколения к поколению” [1, С.39].

Литература:

1. Ильин И. А. О семье // Путь ду- ховного обновления. 1993. С.36-66. 2. Рогозянский А.Б. Семья в мире торжествующего индивидуализма. // В начале пути: Опыты современной православной педагогики. 2002. С.31.

Татьяна Павловна САБУРОВА, психолог, г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.