Сегодня многие православные люди пытаются воспитывать
детей и строить семью по книгам. Существует достаточно
много литературы: книг, журналов, брошюр, касающихся
уставной части жизни семьи и содержащих описание некоторой внешней ее стороны. Несомненно, это правильные,
хорошие книги. Мы с горячим желанием бросаемся воплотить
этот порядок в своей семье, но на поверку оказывается,
что наше рвение приводит к конфликтам внутри семьи и
в большинстве случаев благие начинания заканчиваются
разочарованием. Нам не хватает ни сил, ни времени, ни
духовного опыта, чтобы удержать себя и семью в рамках
предложенных указаний.
Отчего это происходит? Часто бывает так, что в книгах, которые мы
выбираем или которые нам рекомендуют для чтения, описывается строй
уже состоявшейся православной семьи, которая обрела свой внутренний
опыт, и из этого опыта гармонично
сложился внешний уклад ее жизни.
Нас это умиляет, подталкивает к подражанию. Но “главное в семье всетаки не распорядок, а христианский
дух, который рождается из общности,
из совместного желания все уладить и жить по-Божьему” [2, С.31].
В чем же заключаются духовные
предпосылки полноценной семейной
жизни и воспитания детей? Какие
условия необходимы для того, чтобы
могла сформироваться духовно-здоровая семья, способная по христиански воспитывать детей и готовить
их к будущей самостоятельной жизни? В поисках ответов на эти
вопросы неоценимую помощь могут
оказать философские исследования
Ивана Александровича Ильина (1883-
1954) - яркого философа Русского Возрождения.
Идеал сочинений И. Ильина - духовно зрелый, внутренне богатый,
деятельный, наделенный сильным
гражданским чувством человек. Систему его педагогических взглядов
характеризуют следующие черты:
укрепление воли и сил души на
первых порах жизни ребенка, привитие религиозной и гражданской
ответственности через примеры отца
и матери, а затем перенос накопленного опыта в плоскость социальной и хозяйственной активности во
взрослые годы.
Семья, по мнению И.А. Ильина, является первичным лоном человеческой культуры. Именно здесь
“пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души;
здесь ребенок научается любить
(кого и как?), верить (во что?) и
жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера;
здесь открываются в душе ребенка
главные источники его будущего
счастья и несчастья; здесь ребенок
становится маленьким человеком, из
которого впоследствии разовьется
великая личность или, может быть,
низкий проходимец” [1, С.37]. “Семья дарит человеку два священных
первообраза, которые он носит в
себе всю жизнь: первообраз чистой
матери, несущей любовь, милость и
защиту, и первообраз благого отца,
дарующего питание, справедливость
и разумение” [1, С.65]. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем,
есть школа душевного здоровья,
уравновешенного характера, творческой предприимчивости.
Главным условием семейной жизни, по мнению И.А. Ильина, является
способность родителей к взаимной
духовной любви - умении видеть в
любимом человеке не только плотское начало, но и “душу”- своеобразие
личности, особенность характера,
сердечную глубину, для которых
внешность служит лишь телесным
выражением. “Когда человек, желая смертного и конечного, любит
скрытую за ним бессмертность и
бесконечность; вздыхая о плотском
и земном, радуется духовному и
вечному; иными словами, когда он
ставит свою любовь перед лицом
Божиим и Божьими лучами освещает и измеряет любимого человека...” [1, С43].
Основную задачу воспитания
И.А. Ильин видит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам
духовного опыта, чтобы его духовное
око открылось на все значительное
и священное в жизни, сердце откликнулось на все Божественное в мире
и в людях. Таким “местом” может
стать “и природа, во всей ее красоте,
величии и таинственной внутренней
целесообразности; и та чудесная
глубина, и та благородная радость,
которую дает нам истинное искусство; и неподдельное сочувствие
всему сострадающему; и действенная
любовь к ближнему; и блаженная
сила совестного акта; и мужество
национального героя; и творческая
жизнь национального гения, с его
одинокой борьбой и жертвенной
ответственностью; и главное: непосредственное молитвенное обращение
к Богу, который и слышит, и любит,
и помогает” [1, С.51]. Тогда перед
лицом грядущих трудностей, а может
быть, уже подстерегающих опасностей и искушений жизни ребенок
найдет источник силы и утешения в
своей собственной душе.
Каковы же предпосылки, необходимые для формирования духовной
атмосферы здоровой семьи?
Во-первых, счастливый ребенок
должен наслаждаться в счастливой
семье эротически чистой атмосферой. Для этого родителям необходимо искусство духовно-целомудренной
любви. “Нет ничего более вредного
для жизни и для всей судьбы ребенка,
как раннее эротическое пробуждение
его души, когда ребенок начинает
воспринимать жизнь пола как что-то
низменное и грязное, как предмет
тайных мечтаний и постыдных забав. Вредность преждевременного
эротического пробуждения состоит в
том, что на юную душу возлагается
непосильная задача, которую она
не может ни разрушить, ни изжить,
ни достойно понести и устранить”
[1, С.55].
Еще одна опасность, грозящая
эротически чистой любви ребенка
- слишком чувственная, “обезьянья”
влюбленность в своего ребенка,
всевозможные заласкивания, заигрывания, щекотка, возня. “Не постигая
безрассудства и вредности всего этого, они, с одной стороны, вызывают
в душе ребенка целый поток напрасного и неутолимого возбуждения и
причиняют ему ненужные душевные
“травмы”, с другой стороны, избаловывают и изнеживают его, подрывая
его способность к выдержке и самообладанию” [1, С.56].
Наряду с этим необходимо отметить всевозможные неумеренные
проявления взаимной любви родителей в присутствии детей. “Во всем и
всегда есть некая правильная и драгоценная мера, которую люди должны
блюсти; в данном случае эта мера
может быть подсказана только живым чувством такта и в особенности
врожденным в женщине естественным и мудрым целомудрием”.
Нельзя не упомянуть при этом о
разрушительных для семейной жизни
взаимных супружеских изменах со
стороны родителей, “которые дети подмечают с таким ужасом и переживают
так болезненно: иногда такие события
переживаются детьми как настоящие
душевные катастрофы” [1, С.57].
“Тот час, когда ребенок утрачивает уважение к отцу или к матери, -
этот час обозначает собою духовную
катастрофу семьи; и редкой семье
удается оправиться впоследствии от
этой катастрофы” [1, С.58].
Второй особенностью существования здоровой семьи является атмосфера искренности. “Встречая со стороны
родителей ложь и обман, ребенок,
прежде всего, теряет непосредственное
доверие к родителям, и чем холоднее,
изворотливее, циничнее преподносится
ему эта неправда, тем ядовитее она
оказывается для детской души. В силу
естественной подражательности он начинает отвечать им тем же, постепенно
замыкается от них и приучается сам
лгать и обманывать. Это переносится и
на других людей; у ребенка появляется
склонность к хитрости и неверности вообще” [1, С.58].
“Если в современном мире все
кишит открытой ложью, обманом,
неверностью, интригой, предательством и изменой своей Родине, то это
несчастье имеет свои корни в двух
явлениях: во всеобщем религиозном
кризисе и в атмосфере семейной лживости” [1, С.60].
Третьей особенностью здоровой
и счастливой семьи, по мнению
И.А. Ильина, является спокойная,
достойная дисциплина. Такая дисциплина не может возникнуть из
атмосферы родительского террора, от
кого бы он ни исходил, - от отца или
от матери. Такая система террора,
поддерживаемая криками и угрозами,
моральным гнетом или телесными
наказаниями, вызывает у здорового
ребенка чувство возмущения, легко
переходящее в отвращение, ненависть и презрение. Эти унижения и
оскорбления он может “проглатывать”
и сносить молча; но его бессознательное никогда не изживет этих
травм и не простит их родителям.
“Там, где семейная власть осуществляется угрозами и страхом, там на
каждом шагу ощущается враждебная
напряженность; там воцаряется система “защитного обмана” и лукавства; там оба поколения остаются,
быть может, еще в состоянии пространственного рядом-жительства,
но семья как живое органическое
единство, держащееся силою взаимной любви и доверия, оказывается разрушенной” [1, С.61].
Мы очень тесно связаны с фи-
лософским наследием Русского
Зарубежья. Поводом к этому становятся общие тревоги и трудности
времен. Спустя годы либеральных
реформ в России нам в полной
мере раскрывается смысл ильинских
строк, написанных на Западе семь
десятилетий назад: “Бывают эпохи,
когда небрежность, беспомощность,
безответственность родителей начинают возрастать от поколения к
поколению. Это как раз те эпохи,
когда духовное начало начинает
колебаться в душах, слабеть и как
бы исчезать; это эпохи распространяющегося и крепнущего безбожия
и приверженности к материальному,
эпохи бессовестности, бесчестия,
карьеризма и цинизма. В такие
эпохи священное естество семьи не
находит себе больше признания и
почета в человеческих сердцах; им
не дорожат, его не берут, его не
строят. Тогда в отношениях между
родителями и детьми возникает некая “пропасть”, которая, по-видимому, увеличивается от поколения к
поколению” [1, С.39].
Литература:
1. Ильин И. А. О семье // Путь ду-
ховного обновления. 1993. С.36-66.
2. Рогозянский А.Б. Семья в мире
торжествующего индивидуализма. //
В начале пути: Опыты современной
православной педагогики. 2002.
С.31.
Татьяна Павловна САБУРОВА, психолог, г. Тюмень
|