Современная российская школа вместе с обществом переживает глубокие преобразования, которые сопровождаются серьезными нравственными потерями. В том, что в системе образования наступил глубокий кризис, нет сомнений ни у учителей, ни у учеников, ни у их
родителей. Его главной причиной стала потеря духовно-нравственных ориентиров. Сначала школа десятилетиями боролась против веры в
Бога, а с 1990-х годов, в связи с утратой определенного мировоззрения и нравственных ценностей, система воспитания была полностью
разрушена. Но и в непростых условиях современного педагогического
процесса любой преподаватель школы и вуза имеет возможность на
своих уроках рассказывать о святом и вечном.
Специалисты российской системы
образования на себе ощутили, что
за школьные парты сели дети 90-х
годов, принявшие в свои неокрепшие
души все последствия политических и
социальных реформ, расслоение общества, безработицы. Стало понятно, что
только умственным развитием молодого
поколения мы не сможем построить
цивилизованное, гуманное, гражданское
общество. На федеральном уровне была
принята Концепция модернизации российского образования до 2010 года, а
в целях повышения статуса воспитания
разработаны основные направления
по реализации программы, развития
воспитания в системе образования
России. Но, к сожалению, без учета духовно-нравственного воспитания в отдельных субъектах Российской Федерации
сформировалась вполне определенная
практика выработки основ региональной
национальной политики и государственно-религиозных отношений”.
И не надо быть специалистом, чтобы
догадаться, что “вполне определенная
практика”, о которой идет речь, - это
практика религиозной “толерантности”
ко всем псевдодуховным течениям и
недопущение в школу традиционных
религий. Ситуация усугубляется тем,
что современное законодательство, на
словах декларируя свободу совести и
религиозных объединений, на деле не
способствует введению в общеобразовательные учреждения “Основ православной культуры” (ОПК). Прямые попытки
введения “ОПК” в российские школы, которые предпринимались неоднократно,
каждый раз сталкивались с сильным противодействием со стороны властей разных уровней.
Любые попытки объяснить содержание
нового культурологического предмета чиновники встречают неизменным возражением: “Вы нарушаете пункты Конституции
России, где говорится об отделении Церкви от государства и светском характере
образования”. Госслужащие ссылаются на
Федеральный Закон “О свободе совести и
о религиозных объединениях” (в частности,
на статью 4 “Государство и религиозные
объединения”). В первом пункте документа
говорится о том, что “Российская Федерация - светское государство. Никакая
религия не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены
от государства и равны перед законом”.
Второй пункт закона добавляет, что “в
соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений
от государства государство... обеспечивает светский характер образования
в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях” (выделено мною – Д.М.).
Но мы можем привести в противовес
чиновникам другую, пятую статью этого
же закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”, где говорится
буквально следующее:
1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему
выбору индивидуально или совместно с другими.
2. Воспитание и образование детей
осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права
ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и
с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.
4. По просьбе родителей или лиц,
их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муници-
пальных образовательных учреждениях,
администрация указанных учреждений
по согласованию с соответствующим
органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации
возможность обучать детей религии вне
рамок образовательной программы.
Однако практика показывает, как
нелегко идет процесс вхождения в светскую школу “Основ православной культуры” и религиозных курсов. И повинны в
этом не только чиновники, воспитанные
годами атеизма в противлении всему
религиозному. К сожалению, преподаватели пока тоже не готовы к введению
этого культурологического предмета.
Между тем подавляющее большинство граждан Российской Федерации
называют себя православными. По данным исследования института социологии
РАН, в России 89-92% православных,
6-9% мусульман. Это в сумме составляет 97-98% населения России. И даже
годы советской власти почти не изменили пропорциональное преобладание
православных христиан среди общего
количества верующих. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что степень доверия населения
к Русской Православной Церкви высока
по сравнению с другими социальными
институтами. Однако, справедливости
ради, необходимо отметить факт поверхностного знакомства россиян с вероучительными истинами и их прохладное
отношение к практической религиозной
жизни. И это еще один далеко не лишний
аргумент в пользу введения религиозного образования не только для детей, но и для взрослых.
Безусловно, жители России, страны
с тысячелетней христианской цивилизацией, имеют моральное право и ответственность донести вероучительные
истины Православия до современных
школьников и студентов. Для этого есть несколько способов.
Граждане могут проявлять инициативу, собирать подписи с населения,
оказывать воздействие на народно
избранных депутатов Государственной
Думы и Законодательного Собрания.
То есть они могут попытаться изменить
Конституцию РФ и всю связанную с ней
совокупность правовых актов российского законодательства, чтобы легализовать
право изучать Православие со школьной
скамьи “из первых уст” от служителей
Церкви. В этом вопросе может помочь
подсказка квалифицированных юристов
и опыт международного права.
В настоящее время можно ввести
специальные дисциплины в региональный
и школьный компонент, позволяющие
свидетельствовать о Христе в школах,
колледжах, техникумах и вузах. Прежде всего, это “Основы православной
культуры”. Но, если этот предмет не проходит, вводить “Религиоведение” с
православной культурологической направленностью, “Уроки православной
этики”, “Народный календарь”, “Духовную
музыку”, “Историческое краеведение” и
другие, готовя православных педагогов
на соответствующих курсах повышения
квалификации, разрабатывая и лицензируя образовательные стандарты и
учебники на уровне Министерства образования и науки РФ.
Кроме того, в существующие общеобразовательные дисциплины можно ненавязчиво вводить элементы православной
культуры. Причем это не только в гуманитарные, но и естественнонаучные
предметы. Так, кстати, и поступает сейчас большая часть опытных православных преподавателей-естественников: в
своих предметах они ненавязчиво таким
образом излагают материал, что, даже
не слыша о Боге, школьники и студенты
проникаются уважением к премудрому
устроению мироздания, удивительной
математической красоте законов физического мира. В их юных душах зреет
вопрос: “А Кто все так сотворил?” И этот
путь зачастую гораздо действеннее, чем
прямое свидетельство о Боге в агрессивно - секулярной среде.
В настоящее время все три названных способа реализуются. В их
гармоничном сочетании видится успех
преодоления кризиса бездуховности в
российских школах и обществе. Но стоит
отдельно поговорить о третьем направлении, связанном с естественнонаучной
апологетикой как компонентом христианского свидетельства в школе. Такое
исследование сегодня весьма актуально.
И это связано с тем, что до сих пор
практически отсутствуют программы и
учебники православной направленности
по естественнонаучным дисциплинам,
которые бы соответствовали государственным стандартам образования в
сфере среднего, средне-специального и высшего образования.
Для правильного использования
многообразных и обширных сведений
по естественнонаучной апологетике
необходимо не только самому педагогу-исследователю найти в мощном пласте
человеческого знания необходимую
информацию для миссионерской и
преподавательской работы и суметь ей
воспользоваться, но и передать свои
навыки другим школьным и вузовским
преподавателям. Автор провел ряд
исследований с целью разработки методологической концепции применения
естественнонаучной апологетики как
компонента христианского свидетельства в светской и духовной школе,
а также разработки конкретных православно-ориентированных курсов и
блоков для педагогов-естественников,
преподающих естественнонаучные дисциплины.
Предметом исследования стала весьма специфическая область апологетики
(защиты христианского учения от “прекословий лжеименного знания” (1 Тим.
6, 20) - ее естественнонаучная составляющая, сильно зависящая от быстро
развивающегося современного естествознания. Фундаментальные открытия во
всех областях науки не только все далее
раздвигают горизонты неизведанного,
но и заставляют говорить о новой очередной научно-технической революции,
связанной со сменой парадигм научного
мышления. При этом согласовать наше
христианское мировоззрение и новейшие
парадигмы науки - одна из сложнейших
задач, требующая своего решения.
Подобное исследование должно
проводиться на стыке множества дисциплин. Среди богословских предметов
- основное, догматическое, сравнительное и даже нравственное и пастырское
богословие, миссиология… В ряду естественных дисциплин - астрофизика, астрономия, квантовая космология и
космогония, геология, стратиграфия, география, палеонтология, палеоботаника,
палеография, биология, генетика, зоология и ботаника, биохимия, биогеохимия и многие другие.
Ценность исследования, к сожалению, значительно снижается, когда
слушатели подозревают говорящего
в некомпетентности. Избежать этой
опасности возможно единственным, на
наш взгляд, способом: использовать
ясное и неизменное учение Священного Писания и Священного Предания
Православной Церкви о происхождении
мира, освященное святостью высказывающихся по этому поводу святых
отцов и древней традицией христианской апологетики. А с другой стороны,
необходимо опираться на общеизвестные и общепринятые позиции современной науки в лице ее известнейших представителей.
Главная практическая ценность сделанной исследовательской работы - в
конкретизации естественнонаучной апологетики для преподавания современных
школьных дисциплин. На предметах
школьного естественнонаучного цикла
учителю можно широко использовать
телеологический и космологический аргумент в пользу бытия Божия, исходя
из красоты и целесообразности творения
Вселенной. На уроках (даже на занятиях
по Основам безопасности жизнедеятельности - ОБЖ) ученикам уместно
рассказать о биоэтике, экологии, сохранении здоровья из Основ социальной
концепции Русской Православной Церкви. Это существенно поможет учителям
природоведения и географии, химии и
биологии, физики и астрономии сделать
свои уроки интересными и аксиологически значимыми.
Преподаватели гуманитарного цикла
при описании исторических событий ветхозаветного человечества, возникновения и распространения христианства
в Римской империи и на территории
России могут применить учение Церкви
о Промысле Божьем в судьбах человечества, народов, цивилизаций, стран,
каждого отдельно взятого человека.
Тем более что накоплен огромный
материал по Библейской археологии,
закрытый для советской школы на
долгие десятилетия. Литераторы, касающиеся Евангельских событий, опираясь
на данные о Туринской Плащанице и
Благодатном огне, могут сделать свой
рассказ о Голгофской Жертве предельно достоверным и документально
засвидетельствованным. Словом, для
каждого школьного педагога найдется в
естественнонаучной апологетике тема,
и не одна, позволяющая ему свидетельствовать о Христе и о Православии на
своих уроках.
В условиях, когда не дают вводить
предмет “Основы Православной культуры” в общеобразовательных школах,
невозможно переоценить значение
использования на уроках элементов естественнонаучной апологетики в многогранном деле воцерковления учащихся.
Для неверующих и инославных детей и
их родителей такой стиль преподавания
будет способствовать воспитанию уважительного отношения к православному
вероучению и традициям, развитию
нравственного отношения к окружающим и природе. Но для этого, конечно,
нужно учить Православию учителей, и
в этом - главный фактор христианизации и воцерковления современного образования.
После эпохи принудительного атеизма в светской интеллектуальной
среде, в сфере высшего, среднего и
средне-специального образования, в
органах государственной власти, в
силовых структурах, производственной
сфере и здравоохранении до сегодняшнего дня еще не изжиты последствия
так называемого научного атеизма,
предубеждения против всего религиозного. По этой причине зачастую у
чиновника при встрече с православным
священнослужителем возникает недопонимание, недоверие. Стоит ли ждать
сорок лет, как в странствии Моисея по
пустыне, когда вымрет это поколение
чиновников и ученых с атеистическим
менталитетом? Свято место пусто не
бывает - и мы видим, как сектанты
и люди западного духа проникают во
властные структуры и органы образования. Если мы, православные, не
будем активны на образовательном
поле России, его могут легко занять и другие делатели.
В непростое для нашего народа
переходное время особенно значима
солидарность всех здоровых сил общества. Наша наука признана во всем мире.
Русская Православная Церковь - самая
большая по численности православных
христиан Поместная Православная Церковь, Дом Богородицы. Поэтому очень
важен союз Церкви и науки, веры и
разума, религии и естествознания для
выхода России из долгого и мучительного мировоззренческого и экономического кризиса.
Дмитрий Николаевич МАЙОРОВ, старший преподаватель ТГНГУ, г. Тюмень
|