Вопрос: Батюшка, что такое духовная безопасность современного человека, нужна ли она ему?
Еще двадцать лет назад наше государство было занято обеспечением
лишь военной безопасности страны. В
конце ХХ века представления о безопасности существенно расширились.
Ее составляющими, наряду с военной,
стали техногенная, экологическая, экономическая, а сегодня перед обществом
остро поставлен вопрос о его духовной
безопасности.
Одним из основных условий сохранения духовной безопасности населения
страны является просвещенность ее
граждан и особенно молодежи в вопросах,
связанных с духовными традициями. Традиция, согласно классическим словарям
русского языка - порядок, обычай, правила
поведения, переходящие из поколения в
поколение. В традициях отражается опыт
и мудрость предшествующих поколений, в
них сконцентрированы основные духовнонравственные ценности народа. Когда общество утрачивает свои традиции, происходит процесс его деградации. Опасность
духовного кризиса современного человека
- в невидимости и отсроченности последствий, поэтому противодействующие
меры часто оказываются запоздалыми
или малоэффективными.
И.А. Ильин считал, что “любить Родину, значит, любить ее дух, и через него
все остальное. Тот, кто совсем не знает,
что такое дух и не умеет любить его, тот
не имеет и патриотизма, но разве лишь
инстинкт группового и национального
самосохранения”.
|
Религиозные традиции тесно связаны
с национальной культурой народов, а
иногда во многом определяют ее. Тогда
о той или иной религии говорят как о
традиционной или культурообразующей
религии для данного народа. В продолжение долгого ряда поколений принятая
народом религия формирует особенности
общения и быта, семейных отношений
и государственности. При разрушении
культурообразующей религии автоматически разрушается культура страны,
искажается или полностью стирается
национальное самосознание народа, что
может привести к национальной, культурной и государственной катастрофе.
Сегодня Русская Православная Церковь вместе с другими религиозными
объединениями в стране получила широкие возможности для своего развития.
Но, наряду с возрождением традиционных
религий (православие, ислам, буддизм),
тесно связанных с историей и культурой
народов России, в последние пятнадцать
лет активно проявили себя и множество
новых, нетрадиционных для нашей страны религиозных объединений, которые
нарушают исторически сложившуюся в
стране религиозную стабильность.
Феномен новых религий сегодня стал
заметным явлением российской действительности, к чему большая часть нашего
общества оказалась абсолютно не готова.
До сих пор у многих граждан России не
сложилось устойчивое понимание разницы между традиционными религиями как
основаниями национальной культуры и
национального самосознания и деструктивными сектами, которые национальную культуру не создают, а наоборот,
разрушают. Иностранные миссионеры,
в отличие от священнослужителей исторически-традиционных религий, не
заинтересованы в формировании патриотизма, национального самосознания, в
возрождении могущества России.
Если традиционные религии тесно
связаны с многовековыми обычаями и
укладом жизни народов, то нетрадиционные, не имея под собой значительной
культурной основы и пытаясь сплотить
последователей, иногда прибегают к
манипулятивным приемам контроля сознания. Многие исследователи указывают
на возможность превращения адептов
некоторых деструктивных религиозных
организаций в своего рода биороботов,
запрограммированных на беспрекословное выполнение любых приказов своего
руководства, фанатично преданных ему и
готовых отдать жизнь во имя достижения
целей культа. Обычно секты стремятся
не только к контролю над личностью, но
и к финансовому, информационному и
политическому контролю.
Научные данные позволяют утверждать, что в результате достаточно
длительного применения техники контроля над сознанием, личность адепта
религиозной организации доводится до
состояния психической беспомощности,
бессилия и дискредитируется. Вместо нее
целенаправленно формируется культовая
личность, предназначенная для беспрекословного исполнения воли лидера
культа. Опасность деструктивных сект так велика, что во многих странах мира
разработаны специальные мероприятия
для предупреждения их влияния.
В аналитической информации пра
воохранительных органов за 2000 год
о деятельности на территории России
нетрадиционных религиозных объединений отмечается, что миссионерские
организации целенаправленно работают
над решением задач по созданию в
России условий и отработке механизма
практической реализации идеи замены
“социально - психологического кода” населения страны, а это автоматически
приведет к “стиранию” в памяти людей
всей более чем тысячелетней истории
российской государственности, пересмотру таких понятий, как самоидентификация нации, Родина, патриотизм,
культурное наследие; что под влияние
различных сект попало значительное
число граждан нашей страны, и ряд нетрадиционных религиозных объединений
наращивает целенаправленное разлагающее воздействие на определенные
группы российского общества, в первую
очередь, детей и молодежь.
Ни для кого не секрет, что государство- и культурообразующей религией
России является Православие, именно оно сформировало русского человека,
его жизненные мотивации и традиции.
Вполне естественно на этом фоне желание большинства здравомыслящих людей
нашей страны сохранить свою национальную и культурную идентичность, а сделать
это можно только через приобщение к
православным традициям нашей страны.
Одним из серьезнейших шагов на этом
пути является введение в федеральный
образовательный компонент средней
школы предмета “Основы православной
(традиционной) культуры”.
Россия стоит сейчас перед духовным
выбором: осознать ли свое высокое предназначение и вернуться к традициям,
испытанным временем, и вспомнить, что
Россия строилась и держалась культурой
сердца, совести, служения, самоотречения, жертвенности, веры, молитвы,
храбрости, подвижничества, любви, или
россиянам оказаться “Иванами, не помнящими родства” и выбрать духовные
подмены и инокультурные ценности.
Выбор за вами...
Иерей Антоний ИСАКОВ,
и.о. зав. кафедрой Теологии, Сургутского государственного университета
|