ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№10 2007 г.         

Духовная безопасность

Вопрос: Батюшка, что такое духовная безопасность современного человека, нужна ли она ему?

Еще двадцать лет назад наше государство было занято обеспечением лишь военной безопасности страны. В конце ХХ века представления о безопасности существенно расширились. Ее составляющими, наряду с военной, стали техногенная, экологическая, экономическая, а сегодня перед обществом остро поставлен вопрос о его духовной безопасности.

Одним из основных условий сохранения духовной безопасности населения страны является просвещенность ее граждан и особенно молодежи в вопросах, связанных с духовными традициями. Традиция, согласно классическим словарям русского языка - порядок, обычай, правила поведения, переходящие из поколения в поколение. В традициях отражается опыт и мудрость предшествующих поколений, в них сконцентрированы основные духовнонравственные ценности народа. Когда общество утрачивает свои традиции, происходит процесс его деградации. Опасность духовного кризиса современного человека - в невидимости и отсроченности последствий, поэтому противодействующие меры часто оказываются запоздалыми или малоэффективными.

И.А. Ильин считал, что “любить Родину, значит, любить ее дух, и через него все остальное. Тот, кто совсем не знает, что такое дух и не умеет любить его, тот не имеет и патриотизма, но разве лишь инстинкт группового и национального самосохранения”.


Религиозные традиции тесно связаны с национальной культурой народов, а иногда во многом определяют ее. Тогда о той или иной религии говорят как о традиционной или культурообразующей религии для данного народа. В продолжение долгого ряда поколений принятая народом религия формирует особенности общения и быта, семейных отношений и государственности. При разрушении культурообразующей религии автоматически разрушается культура страны, искажается или полностью стирается национальное самосознание народа, что может привести к национальной, культурной и государственной катастрофе. Сегодня Русская Православная Церковь вместе с другими религиозными объединениями в стране получила широкие возможности для своего развития. Но, наряду с возрождением традиционных религий (православие, ислам, буддизм), тесно связанных с историей и культурой народов России, в последние пятнадцать лет активно проявили себя и множество новых, нетрадиционных для нашей страны религиозных объединений, которые нарушают исторически сложившуюся в стране религиозную стабильность.

Феномен новых религий сегодня стал заметным явлением российской действительности, к чему большая часть нашего общества оказалась абсолютно не готова. До сих пор у многих граждан России не сложилось устойчивое понимание разницы между традиционными религиями как основаниями национальной культуры и национального самосознания и деструктивными сектами, которые национальную культуру не создают, а наоборот, разрушают. Иностранные миссионеры, в отличие от священнослужителей исторически-традиционных религий, не заинтересованы в формировании патриотизма, национального самосознания, в возрождении могущества России.

Если традиционные религии тесно связаны с многовековыми обычаями и укладом жизни народов, то нетрадиционные, не имея под собой значительной культурной основы и пытаясь сплотить последователей, иногда прибегают к манипулятивным приемам контроля сознания. Многие исследователи указывают на возможность превращения адептов некоторых деструктивных религиозных организаций в своего рода биороботов, запрограммированных на беспрекословное выполнение любых приказов своего руководства, фанатично преданных ему и готовых отдать жизнь во имя достижения целей культа. Обычно секты стремятся не только к контролю над личностью, но и к финансовому, информационному и политическому контролю.

Научные данные позволяют утверждать, что в результате достаточно длительного применения техники контроля над сознанием, личность адепта религиозной организации доводится до состояния психической беспомощности, бессилия и дискредитируется. Вместо нее целенаправленно формируется культовая личность, предназначенная для беспрекословного исполнения воли лидера культа. Опасность деструктивных сект так велика, что во многих странах мира разработаны специальные мероприятия для предупреждения их влияния.

В аналитической информации пра воохранительных органов за 2000 год о деятельности на территории России нетрадиционных религиозных объединений отмечается, что миссионерские организации целенаправленно работают над решением задач по созданию в России условий и отработке механизма практической реализации идеи замены “социально - психологического кода” населения страны, а это автоматически приведет к “стиранию” в памяти людей всей более чем тысячелетней истории российской государственности, пересмотру таких понятий, как самоидентификация нации, Родина, патриотизм, культурное наследие; что под влияние различных сект попало значительное число граждан нашей страны, и ряд нетрадиционных религиозных объединений наращивает целенаправленное разлагающее воздействие на определенные группы российского общества, в первую очередь, детей и молодежь.

Ни для кого не секрет, что государство- и культурообразующей религией России является Православие, именно оно сформировало русского человека, его жизненные мотивации и традиции. Вполне естественно на этом фоне желание большинства здравомыслящих людей нашей страны сохранить свою национальную и культурную идентичность, а сделать это можно только через приобщение к православным традициям нашей страны. Одним из серьезнейших шагов на этом пути является введение в федеральный образовательный компонент средней школы предмета “Основы православной (традиционной) культуры”.

Россия стоит сейчас перед духовным выбором: осознать ли свое высокое предназначение и вернуться к традициям, испытанным временем, и вспомнить, что Россия строилась и держалась культурой сердца, совести, служения, самоотречения, жертвенности, веры, молитвы, храбрости, подвижничества, любви, или россиянам оказаться “Иванами, не помнящими родства” и выбрать духовные подмены и инокультурные ценности.

Выбор за вами...

Иерей Антоний ИСАКОВ,
и.о. зав. кафедрой Теологии, Сургутского государственного университета

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.