ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№10 2007 г.         

Осенняя радость сибиряков
Из истории обретения мощей святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца


Осень. Закончились трудоемкие полевые работы, короткое “бабье лето” с теплыми и солнечными “золотыми” днями; последняя красно-желто-зеленая листва спадает с деревьев и шелестит под ногами, уже выпал и растаял первый снег. Скоро ноябрь дохнет холодными ветрами и снегом.
И, как будто в ободрение замерзающей и замирающей природе и людям, озаряет особой радостью это время церковного года праздник Обретения мощей Святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца, великого угодника Божия, покровителя всех православных не только Тобольско-Тюменской епархии, но и всего Сибирского края.

Хотя событие это празднуется уже много лет, однако, наверное, немногие знают историю этого “Осеннего Святительского дня”. Чтобы восполнить этот пробел, предлагаем вниманию читателей краткую историю обретения мощей этого великого угодника Божия. Обретение мощей святителя Иоанна связано с именем епископа Тобольского и Сибирского Варнавы, который правил Тобольской кафедрой до священномученика Гермогена. В церковную историю начала XX века Владыка Варнава вошел как ревностный почитатель святителя Иоанна и усердный ходатай о его прославлении. Вот что изложено в Акте освидетельствования честных останков митрополита Иоанна Тобольского.

“...13 октября, 1914 года по благословению Преосвященного Владыки Варнавы было приступлено в совершенной тайне к вскрытию могилы святителя Иоанна. Сам владыка Варнава с этого дня каждодневно совершал в своей домовой церкви Божественные литургии с поминовением митрополита Иоанна. Вскрытие могилы до обнаружения склепа принял на себя известный своим усердием к храму Божию Алексей Николаевич Хвастунов при участии настоятеля и ключаря кафедрального собора.[...]

В среду, 15 октября, утром… [Его Преосвященство] в сопровождении избранных им лиц прибыл в придел Иоанна Златоуста. В присутствии Владыки были разобраны полукруглые стеночки склепа, замыкавшие сводик. В образовавшихся отверстиях при помощи свеч была осмотрена внутренность склепа, причем оказалось, что деревянная опалубка сводика из толстых досок сгнила и провалилась во внутрь склепа… Так как по условиям расположения склепа подробный осмотр его был возможен только по удалении сводика и небольшого, рядом со склепом, фундамента, то решено было теперь же приступить к разборке фундамента и сводика… К вечеру все было готово. Доступ в склеп был свободен. В придел вновь прибыл Преосвященный Варнава в сопровождении избранных лиц, отслужена была панихида о упокоении души святителя Иоанна, но осмотр склепа, ввиду позднего времени, был отложен до утра следующего дня. Склеп был закрыт досками, сукном и пеленой.

В четверг 16 октября в придел святого Иоанна Златоуста прибыл Преосвященный Варнава со всеми им приглашенными и перечисленными лицами. Вновь была отслужена панихида. По распоряжению Его Преосвященства, были сняты покрывающие склеп покрывала и доски. К склепу спустились Преосвященный Варнава, архимандрит Августин и некоторые другие лица… Владыка лично приступил к очищению склепа; в это время присутствовавшие священники тихо пели псалмы.

Были вынуты постепенно и с большой осторожностью лежавшие в склепе поверх совершенно изгнившие доски, очевидно, бывшей деревянной опалубки сводика. Доски при вынимании их из склепа были сильно сыры и на вес тяжелы. Под этими досками гроба святителя Иоанна, однако, не оказалось. Вскоре выяснилось, что гроб совершенно сгнил, и из развалившихся в склепе, сгнивших гробовых досок нельзя было составить даже подобие гроба. Только поперечные у изголовья и ног досочки сохранили свою форму и свидетельствовали, что гроб был. Хотя кругом склепа было сухо, но в самом склепе сырость была в очень большой степени. Все в склепе было влажно: кирпич, доски, земля, стены склепа. Все в склепе носило печать полного разрушения и тления. Местами настолько истлел кирпич, что в руках рассыпался в порошок. […]

И - о дивное чудо милости Божией! - среди полного разрушения почивал святитель Иоанн в нетленных одеждах, облеченный в куколь, мантию и покрытый пеленою. Почивал Святитель прямо на сырой земле, ибо от нижней доски гроба не осталось никакого следа, а склеп не имеет кирпичного или иного какоголибо пола. Все облачение святителя Иоанна было сильно пропитано сыростью, но цело и даже крепко. Сохранились даже цвет и рисунок материй, вышивка, отдельные нити. Случайно при осмотре Святителя у левой руки обнаружены четки, совершенно сохранившиеся, но от времени поросшие землистым мхом. По очистке землистого нароста колечки четок… оказались черные, блестящие, из камня или стекла - определить трудно, но более всего поразительно то, что сохранилась кисточка четок из тонких нитей… Здесь же, в склепе, среди обломков сгнивших досок найдены были две круглые металлические дощечки, соединенные между собой стержнем. На внутренней стороне одной из них оказалась вырезанная надпись о перенесении в 1826 году архиепископом Евгением могилы и честных останков митрополита Иоанна с прежнего места в настоящее. […]

При ближайшем осмотре Его Преосвященством Преосвященнейшим Варнавою облачений святителя Иоанна было обнаружено, что лик Святителя закрыт параманом. Это дало основание думать, что перед кончиной Святитель принял схиму, и, ввиду этого обстоятельства, Преосвященный Варнава не решился раскрывать облачения Святителя и открывать честные останки его, не получив на сие особого разрешения Святейшего Синода.

Между тем, состояние склепа, в котором почивали честные останки святителя Иоанна, было таково, что оставлять их там не представлялось возможным.

Внутренность склепа почернела и загрязнилась; святитель Иоанн лежал прямо на сырой земле, среди мусора, трухи, изгнивших досок и обломков кирпичей. Посему решено было, не раскрывая одежд, переложить останки Святителя в новый приличный гроб, сооруженный усердием Алексея Николаевича Хвастунова. Так как поднять Святителя на руках из узкого и глубокого склепа было весьма затруднительно и даже опасно, то предложено было под одежды Святителя подложить осторож- но бумажный картон, под последний протянуть полотно и затем на полотне поднять из склепа.

Его Преосвященство епископ Варнава при участии архимандрита Августина подложил под одежды Святителя два листа картона, продернул под них полотно и затем на полотне и картоне, при пении “Святый Боже”, на руках Владыки и присутствовавшего духовенства святитель Иоанн без малейшего нарушения положения честных его останков был поднят из склепа и положен в новый гроб, на приготовленную новую, неношеную архиерейскую мантию, пожертвованную Преосвященным Варнавою. При поднятии останков святителя Иоанна по церкви распространилось благоухание, которое ясно ощущали все присутствующие… Благоухание это не исходило от какого-либо определенного предмета: одежд Святителя или других вещей, бывших в соприкосновении с ним, но наполняло храм неведомо откуда. Пораженные этим чудесным явлением, все присутствовавшие благоговейно преклонили колена и приложились к одеждам Святителя…

После сего гроб был внесен в алтарь придельного храма, здесь отслужена панихида об упокоении души святителя Иоанна, и по окончании панихиды гроб закрыт крышкой, кругом перевязан крепким шнурком, а концы последнего запечатаны епископскою печатью. […]

Так как открыть тело Святителя для всеобщего поклонения было невозможно до получения соответствующего распоряжения Святейшего Синода, а оставить могилу его открытой, а храм закрытым на неопределенное время было бы неудобно по причине ежедневного прихода к могиле Святителя богомольцев, желающих помолиться у его мощей, епископ Варнава и все присутствовавшие, “лично убежденные в святости митрополита Иоанна, решили принять представлявшийся средний выход из этого положения…”

“Гроб, запечатанный, сразу же был поставлен в раку, последняя заперта двумя замками, ключи вручены Преос- вященному Варнаве. Рака с гробом до времени закрытия могилы и приведения храма в порядок была оставлена в алтаре храма.

К 23 октября все было сделано. Утром этого числа в шесть часов в присутствии нижеподписавшихся совершена была в придельном Златоустовском храме заупокойная Литургия, по окончании которой на руках присутствовавших рака с гробом Святителя перенесена из алтаря и поставлена на обычное место. Здесь совершена была лития, и в восемь часов утра придельный храм был открыт для богомольцев”. (Фомин С.В. Последний царский святой. Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, Сибирский чудотворец. СПб.: Общество святителя Василия Великого, 2003. С. 141-144).

В таком виде мощи святителя Иоанна почивали до его торжественного прославления 10 июня 1916 года, а после этого положены для всеобщего почитания в Софийском соборе. В августе 1919 года перед приходом в Тобольск красноармейцев “во избежание оскорблений и надругательства над святынею” гроб с мощами Святителя был сокрыт Управляющим Тобольской епархией Преосвященным Иринархом в подвальном помещении Покровского собора, а в 1920 г. вновь поставлен в храме. А в марте 1922 г. в Тюменской губернии началась “кампания по изъятию церковных ценностей”. Епископ Иринарх был арестован, мощи святителя Иоанна помещены в Тобольский краеведческий музей, а для Православия в Сибири наступили трудные времена…

14 июня 1947 года по просьбе сибирских архипастырей и ходатайством Патриарха Алексия I (Симанского) мощи митрополита Иоанна были возвращены Православной Церкви и поставлены в Покровском соборе Тобольского Кремля.

С тех пор паломничество к молитвеннику земли Сибирской - святителю Иоанну Тобольскому - не прекращается, а в день обретения его мощей установлен праздник, который в народе называется “Осенним святительским”. Неоценимо высоко значение святителя Иоанна для верующих. По его святым молитвам многие исцелились от неизлечимых болезней, освободились от беснования, получили утешение в скорби. Его предстательством восстановлена Тобольско-Тюменская епархия. Каждый семинарист знает историю возрождения Тобольской Духовной Семинарии: неимоверными, героическими усилиями инспектора Семинарии игумена Максима (ныне епископа Барнаульского и Алтайского) и горстки семинаристов, молитвами и архипастырскими трудами епископа (ныне Архиепископа и правящего Архиерея Тобольско-Тюменской епархии) Димитрия из руин восстанавливались стены Консистории, строились помещения для будущих Духовных школ, возобновлялось стройное богослужение в храмах Тобольского Кремля.

Особенно хорошо известно заступничество святого митрополита Иоанна учащимся Духовных школ. Ежедневно утром и вечером семинаристы стремятся к мощам святителя Иоанна, испрашивая помощи в учебе и труде, в устроении личной жизни. И молитвы к Святителю не бывают неуслышанными. Каждый семинарист может подтвердить это примерами из своего опыта. Ныне слава святителя Иоанна распространилась далеко за пределы Тобольско-Тюменской епархии. Со всей Сибири и Урала приезжают многочисленные паломники в Тобольск, и на всех изливает Святитель тихую благодатную радость и утешение.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.