Уважаемый господин председатель!
Уважаемые члены Парламентской
ассамблеи!
Благодарю за приглашение обратиться к столь высокому собранию, переданное мне от вашего имени председателем
Парламентской ассамблеи Совета Европы господином Рене ван дер Линденом.
С большой радостью пользуюсь сегодня возможностью донести до парламентариев
стран-членов Совета Европы наше видение прошлого, настоящего и будущего Европейского континента - нашего общего дома.
В последнее время Совет Европы предпринимал новые, беспрецедентные
шаги по налаживанию взаимодействия с религиозными общинами. Мы видим
в этом долгожданный ответ на призывы к диалогу, неоднократно звучавшие со стороны религиозных лидеров.
Одной из важных тем такого диалога могла бы быть тема человека, ибо вокруг
проблем антропологии возникают сегодня наиболее острые дискуссии и порой даже
противостояние, связанное с различиями во взглядах на этот предмет между
религиозными традициями и светским гуманизмом.
Европейский континент испытал влияние многих культур, которые представлены на нем и сейчас. Но именно
в рамках христианской системы ценностей было сформировано представление
о высоком достоинстве человека и об
условиях его реализации. Христианство
научило все европейские народы, что
человек создан по образу и подобию Божию. Но одновременно оно всегда
подчеркивало, что, если человек будет следовать путем нравственной жизни,
то станет другом Божиим (Ин. 15, 15) и обретет свободу (Ин. 8, 32).
Это послание не только ставит человека на большую ценностную высоту, но
говорит и об условиях пребывания на этой высоте. Человек легко склоняется
к плохим поступкам, а значит, отвергает свое достоинство, если постоянно не
заботится о возделывании собственных мыслей и чувств. Как раз, направление
этих трудов задают нравственные нормы, которые служат ориентиром для определения допустимого и недопустимого в
человеческой жизни. Христианские идеи достоинства, свободы и нравственности в
своей взаимосвязи создают уникальный код европейского сознания, обладающий
неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и общественной жизни.
Однако сегодня происходит губительный для европейской цивилизации
разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в
появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в
оправдании безнравственных поступков
с помощью прав человека. В связи с этим хотел бы напомнить всем нам о
том, что в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод
включено упоминание нравственности, с которой должна считаться правозащитная
деятельность. Убежден: создатели данной
конвенции включили в ее текст нравственность не как туманное понятие, а как вполне определенный элемент всей системы прав человека.
Не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы не считаемся со свободой. Нравственность представляет
собой свободу в действии. Это свобода,
уже реализованная в результате ответственного выбора, ограничивающего себя
ради блага и пользы самой личности или
всего общества. Мораль обеспечивает
жизнеспособность и развитие общества
и его единство, достижение которого
является одной из целей Европейской
конвенции о защите прав человека.
Разрушение же нравственных норм и
пропаганда нравственного релятивизма
может подорвать мировосприятие европейского человека и привести народы
континента к черте, за которой - потеря
европейскими народами своей духовной
и культурной идентичности, а значит, и
самостоятельного места в истории.
Одновременно я уверен: никакое
государство не должно вмешиваться в
личную жизнь человека. Быть моральным
или аморальным - это, в конце концов,
следствие свободного выбора личности.
Однако в публичной сфере общество
и государство должны поддерживать и
поощрять нравственность, приемлемую
для большинства граждан.
Убежден, что для сохранения европейской культурной идентичности, особенно в ее соприкосновении с иными
культурными и цивилизационными стандартами, чрезвычайно важно сохранить
нравственное измерение, которое одухотворяет и облагораживает жизнь европейцев. Или, по крайней мере, с опорой на государственные институты не следует ни
пропагандировать, ни поощрять все то, что ослабляет или разрушает моральные устои общества.
Отказ от моральной оценки действий
человека, власти и народа делает многие
общественные проблемы неразрешимыми. Так, в России, в других странах СНГ,
как и в ряде стран Европы - не только
на Востоке, но и на Западе - растет
пропасть между богатыми и бедными,
нивелируется понятие о социальной справедливости. Наша Церковь неоднократно
инициировала в России обсуждение
нищенского положения миллионов честных тружеников, с которым соседствует
невиданная роскошь и расточительство
единиц. Отрадно, что сегодня эта инициатива поддержана многими общественными и политическими силами. Мы видим,
что в стране укрепляются предпосылки
к принятию соответствующих решений в
социальной и экономической сферах.
Впрочем, даже самая совершенная
правовая и социальная система не может
в полной мере ограничить жажду обогащения одних в ущерб другим. Милосердие
не возникает там, где люди не чувствуют
своей ответственности за сограждан. Оно
- результат воспитания, в том числе и в
духе традиционной христианской нравственности.
Традиционные моральные принципы - это еще и основа для интеграции многокультурного общества, коим является
современная Европа. Это хорошо показал, в частности, Всемирный саммит религиозных лидеров, прошедший в Москве
в июле прошлого года. Участники форума - представители христианства, ислама, иудаизма, буддизма, синтоизма, индуизма
из 49 стран мира - выразили свою общую обеспокоенность деградацией морального состояния человечества.
Именно на основе традиционной
нравственности, уважения к социальным
моделям и образу жизни друг друга
сосуществовали различные религиозные
традиции в России, не знавшей религиозных войн. И сейчас наша Церковь
продолжает укреплять межрелигиозный мир, выстроив эффективный диалог и
сотрудничество с иными традиционными религиозными общинами как России, так и других стран СНГ.
Как все мы знаем, сегодня в Европе
и мире велика угроза экстремизма и терроризма, в том числе прикрывающегося
религиозными лозунгами. И питательной
почвой для этой разрушительной силы
является религиозная безграмотность,
нравственная скудость. Вот почему я
убежден: подрастающее поколение должно иметь возможность по свободному
выбору углубленно изучать в общедоступной школе свою религиозную традицию.
Необходимы базовые знания и о других традициях, ибо это создает основу для мирной совместной жизни.
Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека.
И верующим людям есть, что сказать по вопросам биоэтики, электронной
идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают
обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком - не товаром, не подконтрольным элементом
электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и
технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений и их плодов.
Русская Православная Церковь отдает себе отчет в том, что в Европе и
в мире существуют другие религиозные мировоззрения. И мы готовы к диалогу с их приверженцами, равно как и с
представителями секулярного взгляда на жизнь. Одновременно мы убеждены,
что ни одно мировоззрение, включая
секулярное, не может настаивать на
своей монополии ни в Европе, ни в
мире. Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного
пространства. Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право
на существование, в том числе и в публичной сфере. Для того чтобы избежать
возможных столкновений различных
мировоззрений, и нужен серьезный межкультурный диалог при самом активном
участии представителей традиционных
религий и секулярного мира. Полагаю, что одной из площадок такого диалога
должен быть Совет Европы, имеющий потенциал и опыт проведения мировоззренческого диалога о европейских
ценностях.
|