"Входя в храм, неподготовленный
человек сталкивается с совершенно
для него новым, непонятным и таинственным
миром. Одежды священников,
иконы, лампады, песнопения и молитвы
на малопонятном языке - все создает у
новопришедшего ощущение собственной
чужеродности в храме, приводит к
размышлениям о том, нужно ли все это
для общения с Богом. Да, нужно, и со
всем этим вступающий в церковный мир
должен познакомиться, все это должно
стать для него своим..."
Автор этих строк - протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
(1850-1903), потомственный священник,
одаренный богослов, составивший множество
проповедей на темы Священного писания, которые
служили ценным пособием для нескольких
поколений православных пастырей. Есть в наследии
московского священника и замечательные
беседы о богослужении, о символическом
значении церковных предметов и действий. Отец
Григорий живо и с большой любовью пишет о
православном храме, где все имеет свой смысл и
высокое предназначение: "В храме, братие, все
поучительно. Не только то, что читают или поют,
но и каждая вещь в церкви, если разглядеть ее
только внимательно, содержит в себе хотя что-нибудь
поучительное..."
Фрагменты бесед протоиерея Григория Дьяченко
и других авторов мы будем публиковать в новой
рубрике "Ключи от храма", дабы рассказать о поучительности
того, что мы можем увидеть в церкви.
Для многих крещеных людей, узнавание храма
Божьего начинается с возжжения свечи. О значении
светильников и свечей пойдет речь
в первой беседе нашего цикла.
"В православных храмах при каждом богослужении
обыкновенно возжигают свечи и лампады
с елеем, - пишет Григорий Дьяченко. - Обычай
этот, братие, очень древний: он существовал
еще в Церкви ветхозаветной. Господь повелел
Моисею: "Прикажи сынам Израилевым, чтобы
они принесли тебе елея чистого, выбитого для
освещения, чтобы непрестанно горел светильник
вне завесы ковчега Откровения в Скинии Собрания
пред Господом от вечера до утра всегда"
(Лев.24:2-4). И ветхозаветные священники исполняли
это: пред восхождением солнца очищали и
приготовляли в скинии светильники, а по захождении
солнца зажигали их (Исх. 30:7-8).
В Новом Завете, в книге Деяний апостольских,
говорится, что в первый день недели (т.е. воскресный),
когда ученики собрались в Троаде для
преломления хлеба (т.е. для совершения Литургии)
и апостол Павел беседовал с ними и продолжил
слово до полуночи, в горнице, где они собрались
для молитвы, были многие светильники.
В конце 2 века, в Иерусалимской Церкви было
от Бога следующее чудо: при наступлении праздника
Пасхи совсем не было елея, чтобы зажечь
лампады в храме для совершения богослужения;
епископ святой Нарцис приказал почерпнуть воды
из колодца и налить в лампады, и эти лампады,
налитые водою, горели так ясно, как будто были
наполнены самым лучшим маслом. В первые
три века, когда христиане по причине гонений
собирались для богослужения в ночное время и
в места темные, т.е. в пещеры, свечи и лампады
при богослужении были необходимы.
В последующие времена и по прекращении
гонений, когда богослужение стало совершаться
при дневном свете и в устроенных светлых храмах,
обычай возжигать свечи и лампады при службах
не прекращался в Церкви Новозаветной.
Евангелие, как содержащее высокие догматы
Христова учения, достойно высокого почитания и
великого благоговения. Потому, как для означения
света Евангельского, просвещающего всякого
человека, грядущего в мир, так и для воздания
должной чести Книге Жизни, стали возжигать пред
Евангелием и носить пред ним свечи и лампады,
что и ныне исполняется при выносах Евангелия.
Впоследствии для выражения почитания и усердия
стали ставить свечи и возжигать лампады пред
гробами мучеников, пред иконами Господа, Богоматери
и святых угодников. Об обычае возжигать
свечи свидетельствует и блаженный Иероним,
живший в 4 веке. Он говорит: "Во всех восточных
Церквах, когда читается Евангелие, возжигаются
свечи и при солнечном сиянии, воистину не для
прогнания мрака, но в знак радости, чтобы под
образом чувственного света показать тот свет, о
котором читаем в Псалтыри: "Слово Твое - светильник
ноге моей". Иные то же делают в честь
мучеников" ("Послание против Вигилянция").
В Православной Церкви при богослужении
употребляются различные светильники. На престоле
возжигаются трикирии, или трехсвечники,
напоминающие нам, что мы служим Единому
Богу во Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому
Духу. Пред иконами возжигаются поликандила,
т.е. многосвещники, имеющие от 7 до 12 свечей.
Здесь 7 свечей напоминают 7 даров Святого Духа
(Ис.11:2);а 12 свечей означают 12 апостолов,
просветивших Вселенную светом Евангельского
учения. В храмах наших возжигается еще паникадило,
т.е. всесвещник, имеющий более 12 свечей.
Под куполом храма вешается еще люстра, заменяющая
у нас паникадило и означающая твердь
небесную, а свечи на ней указывают на звезды.
При служении архиерейском употребляются еще
особые дикирии и трикирии, т.е. двусвечник и
трехсвечник, верхние концы
свечей на коих соединяются
вместе. Этими светильниками
обыкновенно благословляет
архиерей народ. Дикирийдвусвечный
светильник, означает
Воплотившегося Сына
Божия, в Котором два Естества
- Божеское и человеческое,
а трикирий - трехсвечный
светильник, напоминает Трисиятельную
Троицу Божества,
от Которой происходит наше
освящение. Концы свечей соединяются
вместе в знак того,
что Три сии - Отец и Сын и
Святой Дух - Едино суть".
Для чего мы зажигаем
свечу в храме? На этот
вопрос протоиерей Григорий
Дьяченко отвечает так:
"Когда мы возжигаем свечу
пред иконою Господнею, тогда
должны молить Господа, чтобы благодать Его
просветила наш ум к познанию Закона Божия,
согрела наше сердце любовию к Нему и сожгла
в нас греховные навыки, как сожигают огнем
плевелы, чтобы смягчила, как огонь воск, наши
ожестевшие души к принятию ее спасительных
внушений.
Как пламя свечи стремится вверх, к нему, так и
сердца молящихся должны стремиться к Богу.
Как возжженная свеча горит до тех пор, пока не
сгорит вся, так и мы должны приносить в жертву
Богу всю свою жизнь до самого конца ее.
Одна светильня, не обложенная воском, не будет
гореть, но тотчас потухнет. Так точно истинная
вера, не сопровождаемая добрыми делами, может
скоро погаснуть. Один воск без светильника не
годится для горения и освещения, так точно добрые
дела, творимые не для Бога, а для славы и
выгоды земной, не имеют цены пред Богом.
Когда светильня худа, то свеча горит тускло;
так точно нечистые цели в наших, по-видимому,
добрых делах делают их бесплодными.
Возжигая свечу пред иконой какого-либо угодника
Божия, мы должны молить его, да будет
святая жизнь его светильником для нашей жизни,
чтобы по жизни святого и нам управить свято
свою жизнь.
А возжигая елей в лампаде пред иконою, мы
должны вспоминать милость Божию, обильно на
нас изливающуюся во всякое время, во всяком
месте и во всяком состоянии, и просить, чтобы
эта милость не отступила от нас за наши грехи,
а для сего мы сами должны быть милостивы к
другим людям.
Свечи, возжигаемые в церкви, обыкновенно
делаются из воска, как самого чистого материала
для горения. Воск составляется вместе с
медом трудолюбивыми пчелами из бесчисленных
и разнообразных, благоухающих и неблагоухающих
цветов. Какое здесь назидание? Вот какое:
любите трудиться неустанно для спасения, и из
всех различных благоприятных и неблагоприятных
случаев своей жизни извлекайте для себя урок
добродетели, и пользуясь этим уроком, делайте
добро, им предписываемое; но, делая добро,
не приписывайте его своим силам, но относите
все к Богу, Который производит в вас хотение и
действие по Своему благоволению (Флп.2:13),
и таким образом, и добро, делаемое вами, и
самих себя приносите Богу в жертву. Поступайте
таким образом всегда, и ваша жизнь будет светильником,
который Бог поставит на свещнике,
да светит всем.
Вот, братия, те, высокие мысли и чувства, которые
непременно должны родиться у истинного
христианина при виде горящих свечей или затепленных
лампад в церквах Божиих".
Подготовила Елена ЧУКЛИНА
(по книге "Православный храм",
Киев,2005)
|