ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№10 2006 г.         

Перейти в раздел [ Святые угодники ]

21 октября — день обретения мощей Филофея Лещинского.


В конце прошлой недели в Тюмени состоялось событие, значение которого велико не только для Тобольско-Тюменской епархии, но и для всей историко-культурной жизни Сибири. В Вознесенско-Георгиевском храме были обретены, а затем перенесены крестным ходом в СвятоТроицкий монастырь святые мощи святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца.

На вечернее богослужение в пятницу, 20 октября, люди стали собираться за час до начала. По пешеходному мосту через Туру шли священники, учащиеся духовного училища, семейные пары с детьми. Уже за полчаса до начала богослужения храм был полон. В поведении прихожан, в том, как ставили они свечки, как прикладывались к иконе чудотворца, ощущались трепет и волнение, особый духовный подъем. Личность святителя Филофея трудно переоценить. Духовный просветитель, трудами которого приняли крещение до 40 тысяч язычников – вогулов, остяков, тунгусов, зырян, основоположник духовного образования в Сибири, он и после своей смерти давал помощь верующему люду.

Рассказывает настоятель СвятоТроицкого монастыря, архимандрит Тихон: – Святитель Сибирский, митрополит Филофей Лещинский – один из достойнейших архипастырей, который был поставлен в Сибирскую митрополию в самом начале XVIII века, когда шло активное освоение Сибири. Родился он в 1650 году в Малороссии от небогатых, но благородных родителей. Образование получил в знаменитой тогда Киевской академии, по окончании которой он вступил в брак и несколько лет служил приходским священником. Но вскоре овдовел и принял постриг в Киево-Печерской лавре. Здесь он служил экономом, это была очень трудная, хотя и почетная должность. Затем был возведен наместником Брянского Свенского монастыря и одновременно продолжал исполнять обязанности эконома лавры. Указом Петра Первого от 18 июня 1700 года было повелено Киевскому митрополиту Варлааму Ясенскому "поискать в малороссийских городах и монастырях из архимандритов и игуменов человека не только доброго и благаго, непорочного жития, но и ученого, дабы он, будучи митрополитом Тобольским мог, с Божьей помощью... закоснелых человек приводить к познанию истинного Бога". В итоге выбор пал на эконома Киево-Печерской лавры Филофея Лещинского. 4 апреля 1702 года он прибыл в Тобольск.

Обширная Тобольская епархия простиралась в то время с запада на восток от Уральских гор до Тихого океана и с севера на юг от Северного Ледовитого океана до границ с Китаем. Митрополит Филофей обозревал приходы, монастыри не только близких к Тобольску и Тюмени мест, но бывал в Березове, Обдорске, Туруханске, Красноярске и даже Селенгинске. В 1719 году, когда святителю было уже почти 70 лет, он посещал Иркутск, Забайкалье, а незадолго перед смертью, на 77 году жизни, посетил Обдорск. При вступлении святителя Филофея в управление Тобольской епархией по всей Сибири было только 160 храмов, за 25 лет число их увеличилось до 448. Сейчас мы знаем такие монастыри, как Верхотурский, Енисейский, Свято-Троицкий – они были заложены и построены по благословению митрополита Филофея. Святитель понимал, что духовное неустроение сибирской паствы происходит главным образом от непросвещенности населения Сибири. Поэтому основным делом его жизни было духовное просвещение юношества. Он писал государю о необходимости духовного образования в Сибири. В результате Петр I повелел открыть в Тобольске при архиерейском доме школу и построить для нее отдельное здание. В 1703 году славяно-русская духовная школа в Тобольске начала действовать, тем самым было положено начало духовного образования в Сибири. По тому времени это было большое достижение. Сначала в духовных школах обучались дети священнослужителей, а затем и новокрещенных инородцев, то есть остяки, вогулы, селькупы, тунгусы.


С начала 1705 года стала укрепляться Сибирская православная церковь, основанная на разваленных татарских царствах и окруженная языческими племенами. Митрополит Филофей был истинным миссионером Православной церкви, в результате его деятельности было крещено до 40 тысяч вогулов. Наша Свято-Троицкая обитель была в каменном виде выполнена под руководством митропролита Филофея. До этого монастырь был деревянным.

В 1709 году митрополит Филофей очень тяжело заболел и принял схиму с именем Федор. В 1711 году по той же причине отошел на покой в Тюменский Троицкий монастырь, передав все дела Иоанну (Максимовичу). По своему прошению он освящал храм в честь Живоначальной Святой Троицы, и по его замыслу были впоследствии построены церковь с колокольней в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, а также церковь в честь 40 мучеников.

По преданию известно, что старец в последние годы жил уединенно, в небольшой деревянной келье на юго-восточной стороне монастыря. С любовью и терпением он ходил среди жителей Тюмени, решал сомнения, давал полезные советы о христианской жизни, обращал заблудших на путь спасения. Несмотря на высокость сана, готов был служить всякому: богатому и бедному, знатному и нищему. Есть особый период в жизни святителя Филофея, когда уже будучи в схиме, в преклонном возрасте, он совершил пять миссионерских поездок. Его проповедь шла через убеждение, мирным путем. В духе кротости он проповедовал язычникам истинную веру, доказывал, что идолы изобретены людьми, что они — бездушные твари, не имеющие никакой силы. Остяки, в особенности шаманы, возражали, что они издревле служат своим богам, которых почитали их предки. Однако после увещеваний преосвященного Филофея они сами позволили сжечь кумирницу и идола — бога рыб.

Прослужив в Сибири 25 лет, митрополит Филофей на 77 году преставился ко Господу. Он завещал перед смертью похоронить его в Тюменской обители вне церкви, на пути, «дабы входящие попирали ногами прах мой, обуявший соль земли». Его похоронили, как он и завещал, в семи метрах от входа в Свято-Троицкий собор. Поток паломников к его могиле не иссякал в течение двух столетий. Православные со всей России со своими скорбями, нуждами, болезнями, искушениями, как и во время его земной жизни, приходили, служили панихиду и получали просимое.


Октябрьская революция внесла свои коррективы в жизнь СвятоТроицкого монастыря. В 20-е годы появились так называемые обновленцы, которым потворствовала богоборческая власть.. В 1923 году 7 августа монастырь был опечатан, а его охрана временно поручена секретарю общины Решетникову и члену общины Носареву. Но уже в первой половине сентября обитель была разграблена, причем львиную долю имущества распределили между собой хозяйственный отдел губисполкома, отдел народного образования, коммунхоз. Изымалось все — от митр и архиерейских посохов до последней табуретки. Оставался лишь вопрос о судьбе могилы святителя Филофея. Якобы с целью сохранения останков его решили перезахоронить в Вознесенско-Георгиевскую церковь. Однако в музее атеизма остался гробик митрополита Филофея, который числился под номером 1647. Он был вскоре сожжен, как сказано в акте, за невостребованностью православными верующими. — Считалось, что святые мощи, от которых люди 200 лет получали исцеление и помощь, сожжены. Но, собирая материал для книги о святителе Филофее, я нашел в архивных документах под грифом «секретно», — рассказывает дальше архимандрит Тихон, — опись содержимого гробика. Там перечислены ткань парчовая, крест и так далее и сказано, что признаков человеческих останков нет. Выходит, сожгли пустой гроб, набитый тряпьем. Так возникла идея поиска останков митрополита Филофея. Три года назад к отцу Тихону подошла женщина, которая сообщила, что знает, где захоронен святитель Филофей. Выяснилось, что это дочь протоиерея Александры Сычугова, в 20-е годы бывшего благочинным Тюменского округа. Он оставил завещание, в котором сказано, что святитель Филофей захоронен в Вознесенко-Георгиевском храме у левой от входа колонны. Первые раскопки результата не дали. — По всему было видно, что здесь уже копали, что это не материк, — говорит отец Тихон. — Дошли до материка — пусто. Стали копать с северной стороны — ничего! Результаты трех раскопок оказались бесплодными. И – наконец! — Звонят мне ребята, — продолжает отец Тихон, — мы, говорят, наткнулись на какую-то кладку. Оказывается, мощи были закопаны левее того места, где мы копали первоначально. Чтобы сохранить их наверняка, был сделан склеп. На него-то и наткнулись наши ребята…


Этого дня ждали все верующие — дня обретения мощей святителя Филофея, сибирского чудотворца. 21 октября в шесть часов утра, когда основная масса горожан еще спит, в Вознесенско-Георгиевском храме начался молебен, затем крестным ходом мощи понесли в Свято-Троицкий монастырь. Народу было так много, что пешеходный мост не на шутку раскачался. — Нас то и дело останавливали, — рассказывает одна из участниц крестного хода, — чтобы мост немного «успокоился». Так и шли, по чуть-чуть. Но настроение было замечательное – это настоящий праздник.

Шли с детьми, целыми семьями – ранний час не смутил православных граждан Тюмени. В долгожданном празднике захотели участвовать тысячи людей. В Свято-Троицком соборе прошла торжественная Литургия, возглавил которую правящий архиерей Тобольско-Тюменской епархии владыка Димитрий. Помещение собора не смогло вместить всех желающих, стояли на улице у входа в храм… В этот день было как никогда много причастников Святых Тайн Христовых. До четырех часов дня у святых мощей читался молебен, все желающие смогли приложиться к святыне. Кстати, специальная комиссия под председательством архиепископа Димитрия обследовала найденные мощи. Был сделан однозначный вывод — это честные останки митрополита Филофея.

Отныне мощи чудотворца Филофея будут находиться в СвятоТроицком соборе, святитель снова будет помогать всем истинно верующим и страждущим, обратившимся к нему за помощью. Святителю отче наш Филофее, моли Бога о нас!..

Л.МИХАЙЛОВА,
   Фото редакции

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.