Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
(2 Кор. 4. 5-6)
Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства - возлюбленные о Господе собратья архипастыри, участники настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви!
Начало третьего тысячелетия от Рождества Христова стало событием в жизни каждого человека, вехой в истории всего человечества и его духовной путеводительницы - Святой Церкви Божией.
Во всех странах христианского мира ушедшее столетие было временем дальнейшего отступления от христианства и наступления на христианство, временем торжества секуляризма. Безрелигиозное мировоззрение объявляло христианские истины несостоятельными с точки зрения науки; психология рассматривала веру как патологическую форму сознания; социальные учения объясняли деятельность Церкви исключительно утилитарными, земными целями. Религию часто обвиняли в невежестве, в том, что она паразитирует на необразованности и бедности людей, а потому должна отмереть в ходе научного прогресса и всеобщего повышения уровня жизни. Однако только в России и других странах, где воцарился государственный атеизм, христиане столкнулись с сатанинской ненавистью антихристианских сил лицом к лицу. Для Русской Церкви минувшее столетие стало временем испытания твердости веры, сравнимого только с преследованием христиан в Римской империи, а по масштабу гонений во много раз его превосходящего.
В этих условиях исповедание христианства стало подвигом. Исповедники веры и новомученики, внешне бессильные перед карательной машиной атеистического государства, не пошли на духовный компромисс и ценой лишений и даже собственной жизни засвидетельствовали веру, побеждающую мир. Православные христиане в нашей стране смогли доказать, что их вера - не устаревшее мировоззрение или унаследованный от предков обычай, от которого можно отказаться в угоду властям. Они доказали, что христианство - это основание жизни, а Христос - высшая ценность и истина, отвергнуть которую равносильно духовной смерти.
Кровь мучеников - семя Церкви, из которого рождаются новые поколения христиан Мученики и исповедники веры проходят путем Христовым: через гефсиманское борение, публичное поношение и крестные страдания к Вечной жизни. Добровольно принимая испытания и смерть, они обретают радость единения с Богом. Поэтому трагическая история нашей Церкви в минувшем веке одновременно есть и ее славная история. В этом мы видим чудо Божие и исполнение слов Спасителя о том, что врата ада не одолеют Его Церкви (Мф. 16. 18).
На Юбилейном Соборе 2000 года мы торжественно прославили сонм новомучеников и исповедников Российских XX века. Тщательно изучив материалы, свидетельствующие о подвиге веры, мы канонизировали более тысячи новых святых. Процесс агиографических изысканий и прославления продолжается поныне и будет продолжен в будущем. Мы молимся новопрославленным святым: тем, кого знаем поименно, и тем, чьи имена нам неведомы.
Сегодня все мы, православные христиане, призваны если не к мученичеству в буквальном смысле, то к постоянному и неуклонному свидетельству - словом, делами, всей жизнью. Взирая на пример наших собратьев и соотечественников, стойко претерпевших гонения за веру, мы обязаны помнить о том, что каждый христианин и во времена мира, и в годину испытаний должен быть мужественным свидетелем Истины, готовым отдать все блага здешней, земной жизни за Христа и Его Церковь. И сегодня одна из главнейших задач нашей Церкви в области пастырской деятельности - научить народ не бояться быть верующим, открыто и последовательно свидетельствовать о своей вере.
Главная и неизменная цель существования Церкви во все времена - спасение людей для Жизни Вечной. В приложении к бытию Церкви в изменяющихся исторических условиях эта цель реализуется через осуществление следующих задач: освящение мира, свидетельство об истине Христовой, служение Богу и ближним.
В настоящее время в мире мы наблюдаем процессы десекуляризации, то есть возвращения “религиозного фактора” в общественную жизнь и даже в политику. Мир переживает период глобализации, когда отдельные культуры и религии встречаются в одном общемировом пространстве. Но это объективно единое пространство может пониматься по-разному. Одни предлагают ввести в этом “общем мире” единые, унифицированные культурные стандарты, а значит, уравнять все культуры, лишив их своего внутреннего содержания. Другие же настаивают на том, что культура и сформировавшая ее религия пронизывают все сознание людей и оказывают решающее влияние на форму их индивидуального и общественного существования, а потому культурная унификация в масштабе всего мира невозможна.
Сегодня очевидно, что наряду с ростом внешнего благополучия и прогрессом технологий в общественной жизни усиливается разобщенность людей, умножается грех - иногда в прикрытом, завуалированном виде, а иногда в форме откровенного глумления над традиционными нравственными нормами. Однако в современных секуляризированных обществах у многих людей, часто насильственно отчужденных от религии, сохраняется религиозное и нравственное чувство. Многие люди испытывают жажду Истины и пребывают в духовных исканиях. Нередко они находят временное удовлетворение, воспринимая различные псевдодуховные мировоззрения, чуждые православному Преданию. В этом есть доля и нашей вины - значит, мы не смогли найти общего языка с этими духовно жаждущими людьми и не сумели приобщить их к полноте Истины, открывающейся в Православии.
Перед Церковью современные изменения в культурной и интеллектуальной сферах жизни ставят новые задачи. Многие из нас, священнослужителей, склонны успокаиваться, поскольку открытые гонения прекратились, и в наших церковных общинах наблюдается приток новых членов. Порой нам кажется, что теперь с религией “все в порядке” и всякий, кто изъявляет желание участвовать в церковной жизни, может свободно прийти в Церковь и сделать свой вклад в возрождение ее жизни. Но при этом мы склонны забывать, что одно из служений Церкви - это апостольство, то есть посланничество в мир. Мы часто не осознаем, что современный мир сегодня с новой силой взыскует духовной истины, жаждет услышать пророческое, но в то же время внятное, разумное слово Церкви. Мир взыскует Бога, часто неосознанно. И потому задача свидетельства сегодня является приоритетной для нас.
Заканчивая вступительную часть доклада, необходимо сказать несколько слов о его структуре. Доклад содержит информацию о деятельности Патриарха, Священного Синода и Синодальных учреждений за межсоборный период. Существенная его часть посвящена попечению Предстоятеля о внутреннем и внешнем благостоянии Русской Церкви и управлении ею. По существующей традиции соборному обсуждению предлагается также обзор деятельности Патриарха как епископа града Москвы.
Вашему вниманию будет предложена информация о деятельности епархий, приходов и монастырей за межсоборный период. Кроме того, в докладе дан анализ результатов исполнения решений предшествующих Соборов.
В заключительной части доклада определяются цели и задачи настоящего Собора и формулируются основные задачи, стоящие сегодня перед Русской Православной Церковью.
На сегодняшний день у нас имеется 26590 приходов, из них в России 12638, на Украине 10377, в Белоруссии 1319, в Молдавии 1520, остальных странах, расположенных на территории бывшего СССР, 461, в дальнем зарубежье 275.
Монастырей всего 652, в том числе в России 189 мужских и 205 женских, на Украине 79 мужских и 76 женских монастырей; в Белоруссии 7 мужских и 18 женских; в Молдавии 25 мужских и 24 женских.
Количество Воскресных школ всего 9468, в России 4696, на Украине 3044, в Белоруссии 447, в Молдавии 955, в других странах 326.
Социальных центров (приютов, домов престарелых, благотворительных столовых) всего 2253, в России 1820, на Украине 339, в Белоруссии 34, в Молдавии 25, в других странах 35.
Количество периодических изданий, выходящих в епархиях России, 540, на Украине 107, в Белоруссии 26, в Молдавии 18, в других странах 34.
Количество молодежных центров в России 287, на Украине 94, в Белоруссии 27, в Молдавии 3, в других странах 15.
1. Деятельность Патриарха, Священного Синода и общецерковных структур в межсоборный период
Данный раздел мне хотелось бы начать со слов сердечной признательности всем вам, дорогие Преосвященные Владыки, за ваши неизменные молитвы, которыми вы укрепляете меня в трудах Первоиерарха Русской Православной Церкви. В дни испытаний и в дни радости ваша духовная поддержка неизменно сопутствовала мне. Cилы для несения первосвятительского креста я неизменно черпаю в молитве и богослужении, которое считаю для себя важнейшим делом. И до, и после постигшей меня в межсоборный период болезни я стремился совершать их неукоснительно, вознося пред алтарем молитвы ко Господу о единстве, укреплении и благостоянии нашей Святой Церкви. Всего за 2000-2004 годы мною было совершено 680 богослужений.
Особой областью патриарших забот является Москва. Москва, как любой мегаполис современного мира, является местом, куда стекается не только доброе, но и злое. Являясь правящим архиереем стольного града, я стараюсь делать все возможное, чтобы московские приходы могли жить полноценной церковной жизнью.
(Далее Патриарх Алексий II сказал о своем служении в граде Москве).
Неотъемлемой частью патриаршего служения сегодня стали визиты в епархии. Ни рапорты и годовые отчеты Преосвященных, ни письма священнослужителей и прихожан, ни сообщения средств массовой информации не могут в полной мере отразить многообразие приходской и епархиальной жизни с ее успехами и неудачами, радостями и тревогами. Общение с Патриархом за богослужением является для духовенства и верующих самым очевидным свидетельством полноты благодатной жизни Церкви, дает возможность огромному количеству людей разделить друг с другом и со своим Предстоятелем радость участия в Евхаристии.
Патриаршие визиты способствуют также решению многих практических вопросов, требующих взаимодействия Церкви и различных ветвей власти. Они позволяют привлечь внимание местного руководства и общественности к нуждам епархий, монастырей, приходов. В межсоборный период состоялись визиты в двадцать две епархии.
(Далее Патриарх Алексий II говорит о тех важных и значимых церковных событиях и юбилеях, которые праздновались за прошедшие четыре года – 100-летии прославления прп.Серафима Саровского, принесении мощей святых угодников Божиих и т.д.).
За отчетный период состоялось двадцать одно заседание Священного Синода.
Священный Синод рассматривал отчеты Синодальной комиссии по канонизации святых, учредил ряд новых орденов и медалей Русской Православной Церкви, принял решение об открытии и преобразовании более семидесяти монастырей.
В межсоборный период епископат Русской Православной Церкви пополнился двадцатью Преосвященными.
1.1. Церковь и общество
1.1.1. Общая характеристика
В любое время и в любых условиях, в том числе и когда совершаются радикальные социальные и политические изменения, Церковь несет миру благовестие Христово, всегда остающееся неизменным.
После распада СССР взаимоотношения Церкви и государства стали качественно иными. Но поскольку со времени исторического слома 1917 года прошло почти девять десятилетий и за это время в мире очень многое изменилось, эти отношения не могли вернуться к прежним дореволюционным формам. В нынешних условиях декларируемой религиозной свободы, парламентской демократии и президентской республики статус Церкви характеризуется самостоятельностью и независимостью, невмешательством государства в дела Церкви и Церкви в дела государства.
Но понятия “светскость” и “свобода совести” часто трактуются односторонне, лукаво, - с позиций агностицизма или атеизма, в ущерб интересам будущего страны и правам ее граждан. На практике это приводит к тому, что подрастающее поколение лишается возможности освоения культурно-исторической и национально-духовной традиции своего народа. Вызывают озабоченность и некоторые изменения в налоговом и земельном законодательстве, ставящие под угрозу дальнейшее развитие социальных церковных программ.
В современных условиях одним из главных форм общественного служения Церкви является установление и развитие ее социального партнерства как с государством, так и с иными структурами - благотворительными, образовательными, научными, культурными и другими. Порой такое сотрудничество понимают как своего рода сращивание Церкви и государства, что принципиально неверно. Православная Церковь не стремится получить статус государственной, ее целью является служение обществу, а не государству как таковому. Цели и задачи государства и Церкви могут совпадать, но они различаются именно потому, что Церковь не тождественна государству по самой своей природе и преследует прежде всего духовные, религиозные цели. Церковь служит обществу, так же, как ему призвано служить и государство. Но Церковь и государство несут в мире различные служения. Для Церкви главное - привести человека к вечному спасению. Людей же, облеченных светской властью, Священное Писание призывает использовать свою силу для ограничения зла и поддержки добра, в чем видится нравственный смысл существования государства (Рим. 13. 4).
Сферы соработничества Церкви и государства - это прежде всего миротворчество, укрепление духовно-нравственного здоровья личности и общества, воспитание детей и юношества, забота об обездоленных, духовное попечение о воинах, об узниках, поддержка национальной культуры.
В сегодняшних непростых исторических условиях принципиальное значение для общества и государства приобретает решение проблемы терроризма. Как ни прискорбно, но сообщения о террористических актах стали почти регулярными, и наши сограждане ныне не имеют твердой уверенности в собственной безопасности. Наиболее ярко это проявилось во время трагедии в Беслане. Мы все глубоко скорбим по поводу происшедшего и молимся о упокоении погибших и о скорейшем выздоровлении пострадавших. События, произошедшие в этом городе, повлияли на сам образ мыслей россиян, изменив их менталитет.
Общим местом стало утверждение, что основная задача террористов - посеять страх среди населения. Безусловно, это так, однако не следует забывать, что при этом некоторыми маргинальными религиозными группами предлагается богословское обоснование террористических актов. В связи с этим высшую степень актуальности приобретает вопрос выработки идеологии, которая помогла бы дать адекватный ответ человеконенавистническому мировоззрению терроризма. И нам, православным, есть, что предложить здесь государству и обществу. Поскольку насилие прежде всего питается чувством злобы и ненависти, то, очевидно, что наиболее успешным средством противодействия ему будет распространение мировоззрения, основанного на христианской любви и милосердии.
Не может не беспокоить Церковь и нравственное состояние общества. С прискорбием приходится говорить о нездоровой нравственной ситуации, которую нам приходится наблюдать. Не последнюю роль в этом вопросе играют средства массовой информации, некоторые из которых выступают в роли распространителей культа насилия, вседозволенности и половой распущенности. Под влиянием пороков человеческая личность деградирует. То же самое можно сказать и в отношении всего общества: широкое распространение нравственных болезней постепенно приводит к его духовному регрессу, подтверждением чего является и тяжелая демографическая ситуация, сложившаяся на сегодня. Мы надеемся, что наши призывы к уврачеванию указанных недугов не окажутся бесплодными.
Светская власть нередко обращается к опыту русского Православия при анализе и решении многих вопросов национального и международного масштаба. Вместе с тем очевидно, что не все церковные инициативы, имеющие значительный социальный потенциал и серьезную общественную поддержку, находят должную оценку у некоторых представителей светской власти. Наступило время восстановления правильного понимания места и роли Церкви и православного Предания в развитии славянской культуры, государственности, духовно-нравственных основ народной жизни. Добрым примером конструктивных взаимоотношений Церкви и государственной власти является недавнее принятие Государственной Думой России и Советом Федерации поправок в Земельный кодекс.
На наших глазах разрушается средостение, искусственно воздвигнутое между религией и культурой, между верующими и остальным обществом. В настоящее время все больше людей осознают, что насильственное вытеснение религии из культурного пространства и индивидуального сознания не только является неправомерным, но и угрожает обществу распадом. Православие является неотъемлемой частью русской культуры, которая в своей основе имеет христианский взгляд на мир и историю. Я считаю установление доброго сотрудничества церковных, общественных и государственных структур отрадным знамением времени и верю, что соработничество Церкви и государства с каждым годом будет расширяться.
1.2. Межправославные связи
1.2.2. Труды по воссоединению с РПЦЗ
Разделение русского народа в результате революции и гражданской войны стало национальной трагедией XX века. Следствием этого явилось и церковное разделение. Мы всегда полагали уврачевание трагического раскола в Русской Православной Церкви, возникшего в первой половине прошлого века, восстановление единства Церкви, одной из важнейших целей нашего служения.
После сложного этапа предварительной переписки и переговоров в мае 2004 года по нашему приглашению в Россию с первым официальным визитом прибыла делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром.
С радостью отмечая возрастающее взаимопонимание в обсуждении тем, которые в прошлом служили источником разделений, участники собеседований подчеркнули, что сегодня очень важно избегать шагов, способных повредить процессу дальнейшего сближения. Важная роль в разрешении различных проблем отводится комиссиям, которым поручено выработать совместное понимание следующих вопросов:
- о принципах взаимоотношений Церкви и государства, соответствующих учению Церкви;
- о соответствующих традиции Церкви принципах взаимоотношений Православной Церкви с неправославными общинами, а также межконфессиональными организациями;
- о статусе Русской Православной Церкви Заграницей как самоуправляющейся части Русской Православной Церкви;
- о канонических условиях для установления евхаристического общения.
Комиссии приступили к совместной работе и успешно провели два заседания, в ходе которых были подготовлены согласованные проекты ряда документов. Некоторые из них уже были рассмотрены и одобрены Священным Синодом Русской Православной Церкви и Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви.
1.2.3. Труды по поддержанию единства православных русской традиции
Считаю своим долгом также отметить, что нами прилагаются усилия и по объединению вокруг Матери-Церкви православных в Западной Европе, принадлежащих к русской традиции. Разделение русской диаспоры по юрисдикционному признаку - одно из трагических следствий революции и гражданской войны в России. Ныне, когда все политические причины, вызвавшие такое разделение, стали достоянием истории, особенно хорошо видно, что восстановление духовного единства народа - наш неотложный долг. И нами были предприняты конкретные шаги в этом направлении: 1 апреля 2003 года было направлено послание ко всем православным приходам русской традиции в Западной Европе.
Это обращение было с интересом воспринято православными иерархами и церковной общественностью Западной Европы. Началась серьезная дискуссия, в процессе которой происходит духовное осмысление как нашей истории, так и нынешней роли русской эмиграции. Естественно, высказываются разные мнения. Вместе с тем уже первая реакция показала, что вопрос единства русских людей за пределами отечества назрел и требует своего решения. Итоги подводить пока рано, но предварительный результат нашего обращения можно видеть уже в том, что оно оживленно обсуждается и не оставляет равнодушными пастырей и паству в русском рассеянии. Воссоединение - это прежде всего духовный процесс, который должен вызреть, его нельзя осуществлять механически. Для окончательного завершения потребуется время. Мы молимся Всемилостивому Господу, уповая на то, что это время не будет долгим.
Мне уже неоднократно приходилось отмечать, что Русская Православная Церковь оказалась уникальной силой в деле интеграции наших соотечественников, в силу различных обстоятельств оказавшихся вне пределов своей исторической родины. Не следует забывать также и об огромном значении русской православной традиции для православных Молдавии, Кавказа, Балтии, Казахстана и Средней Азии.
1.3. Отношения с инославием
Перемены, произошедшие в мире за последние годы, побуждают Русскую Православную Церковь к тесному взаимодействию со всеми благонамеренными христианскими сообществами. В сотрудничестве с христианами иных конфессий мы призваны отстаивать наши общие интересы перед лицом секулярного общества, вести диалог по важнейшим проблемам современности, содействовать урегулированию различных конфликтов, защищать права верующих, налаживать совместную работу для помощи нуждающимся и обездоленным. Такое понимание нами целей межхристианских взаимосвязей выражено в принятых Юбилейным Архиерейским Собором “Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию”.
Отношения с Римско-Католической Церковью характеризовались напряженностью, вызванной рядом недружественных шагов Ватикана. Прежде всего имеется в виду создание четырех католических епархий в России, двух епархий в Казахстане и двух епископских кафедр в традиционно православных регионах Украины. С точки зрения канонического права это означает фактическое создание параллельной Поместной Церкви. Русскую Православную Церковь поставили перед фактом уже принятых решений, в то время как подобные вопросы, особенно в условиях напряженности, нуждаются в предварительном обсуждении. Мы убеждены, что для окормления католиков, не столь многочисленных в России и других странах СНГ, не было необходимости повышать статус уже существовавших католических церковных структур.
Стоит упомянуть визит Папы Римского Иоанна Павла II на Украину в июне 2001 года, который состоялся, несмотря на обращение к нему Синода Украинской Православной Церкви, заявившего о несвоевременности данного визита в условиях продолжающегося противостояния православных и греко-католиков на западе Украины. Вместе с тем отметим, что добрым шагом со стороны Католической Церкви стал акт передачи нам намоленного списка Казанской иконы Божией Матери.
Совместная рабочая группа, созданная по итогам визита в Москву в 2004 году кардинала Вальтера Каспера, председателя Папского совета по содействию христианскому единству, сейчас занимается разбором конкретных проблем на местах. Мы надеемся, что факты прозелитизма, собранные в разных регионах, побудят руководство Ватикана предпринять реальные шаги, которые сняли бы озабоченность наших верующих.
В области двусторонних отношений с протестантскими Церквами последние четыре года подтвердили, что наиболее прочные и стабильные контакты имеются с Евангелической Церковью в Германии и Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии. Представляется также весьма перспективным сотрудничество с христианами Скандинавии в области социального служения.
В то же время последние два года были отмечены тяжелым кризисом во взаимоотношениях с Епископальной Церковью в США. В 2003 году в связи с возведением в сан епископа открытого гомосексуалиста Джина Робинсона Священный Синод принял решение заморозить свои взаимоотношения с данным церковным сообществом. К сожалению, тенденция давать благословение на однополые браки и совершать рукоположение лиц нетрадиционной ориентации, свойственная Епископальной Церкви, в последнее время проявляется в Церкви Англии и в некоторых других Церквах англиканского содружества.
Особое внимание уделялось непростым взаимоотношениям со Всемирным Советом Церквей. Впервые в истории ВСЦ на паритетных началах была образована православно-протестантская специальная комиссия, которая стремилась выработать основные принципы сотрудничества Православных Церквей с протестантскими деноминациями. Выводы и решения комиссии, в целом соответствующие чаяниям Православных Церквей, были поддержаны Центральным комитетом ВСЦ и, надеемся, будут одобрены очередной Ассамблеей Совета в 2006 году.
Сотрудничество с Конференцией Европейских Церквей за последние годы не претерпело радикальных изменений, если не считать развития наших совместных усилий в области диалога с европейскими межправительственными организациями, на которые мы стараемся повлиять с христианских мировоззренческих и нравственных позиций.
1.4. Отношения с иными религиями, миротворчество
Следует отметить значительное развитие взаимосвязей нашей Церкви с традиционными нехристианскими религиями, достигших весьма высокого уровня как в России, так и на всей канонической территории Русской Церкви. Важной причиной такого успеха видится максимально корректная форма межрелигиозного диалога.
С декабря 1998 года межрелигиозное сотрудничество в Российской Федерации осуществляется в основном в рамках Межрелигиозного совета России (МСР). За пять лет работы совет заслужил уважение не только духовных лидеров, но и высшей государственной власти, высоко оценивающей его деятельность по укреплению межрелигиозного и межнационального мира, по преодолению ксенофобии и экстремизма.
Говоря о развитии межрелигиозного диалога в пределах СНГ, хотелось бы особо отметить прошедшие в Москве в ноябре 2000 года и в марте 2004 года I и II Межрелигиозные миротворческие форумы, по сути, ставшие первыми саммитами духовных лидеров стран Содружества в постсоветский период. Итоги форумов наглядно показали, что религиозные деятели наших стран в полной мере сохранили те добрые взаимоотношения, которые сложились у них во времена воинствующего безбожия, и могут реально содействовать сближению народов и государств. В деле уврачевания конфликтов и сохранения общности наших народов особо важной видится роль созданного на II Межрелигиозном миротворческом форуме Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств, в президиум которого вошли двадцать два наиболее авторитетных духовных лидера стран Содружества, в том числе семь представителей нашей Церкви.
Из зарубежных межрелигиозных организаций, поддерживающих партнерские отношения с нашей Церковью, следует особо отметить Всемирную конференцию религий за мир и созданный при ней Европейский совет религиозных лидеров. В сотрудничестве с ними наша Церковь предпринимает усилия по нормализации обстановки в Косове, содействует восстановлению мирной жизни в Ираке.
Подводя итог обзору сферы межрелигиозных связей, можно с уверенностью сказать, что по уровню взаимоотношений между традиционными религиями Россия и большинство других стран СНГ вышли на ведущие позиции в мире.
1.5. Богословская наука, духовное и религиозное образование
В последнее время сложилась традиция проведения общецерковных богословских форумов, на которых с позиций академической церковной науки обсуждаются наиболее животрепещущие темы церковного свидетельства и служения. Все мы должны ясно понимать, что богословие - это не реликт ушедших эпох, а проявление жизненной силы нашей Церкви, ее пророческий голос. Развитие богословской науки позволяет нам пребывать в неразрывной связи со святоотеческой мыслью и опытом и на основании этого глубочайшего опыта отвечать на проблемы современности.
Наша Церковь должна быть готова к интеллектуальным вызовам современного мира, должна быть готова и к богословским дискуссиям с представителями других конфессий. Задача современного богослова, по словам протоиерея Георгия Флоровского, усвоить традиционную церковную точку зрения и выразить на языке, доступном и понятном нашим современникам.
Мы внимательно следим за процессом реформирования Духовных учебных заведений. 16 апреля 2002 года под моим председательством состоялось совещание ректоров Духовных школ Московского Патриархата по вопросам реформы духовного образования, на котором было подчеркнуто, что эта реформа вызвана тем, что радикально изменилась историческая ситуация, в которой Церковь сегодня призвана нести свое свидетельство и служение миру. А это, в свою очередь, означает, что будущим пастырям Церкви необходимо дать такой уровень образования, который будет соответствовать нуждам и задачам Русской Православной Церкви в данный исторический момент ее земного бытия.
Сегодня крайне остро стоит проблема увеличения в программе Духовных школ объема светских дисциплин, но при этом часто забывается, что воспитанник семинарии, как будущий священник, в первую очередь призван стать духовным руководителем людей. Следует четко определить, что светское гуманитарное образование не должно являться самоцелью, оно лишь инструмент в деле общеобразовательной подготовки пастыря, но в то же время и пренебрегать гуманитарными предметами нельзя. Их изучали и Вселенские учители, отцы Церкви, и приобретенные ими знания из области светских наук безусловно помогли им в их служении Церкви Божией.
Учебный комитет все эти годы принимал участие в деятельности Координационного совета по взаимодействию Министерства образования и Московской Патриархии, а также в работе ряда комиссий. Итогом этой деятельности явилась выработка конкретных предложений подкомиссии по усовершенствованию действующего законодательства об образовании и свободе совести в части религиозного и светского образования.
Первые шаги в области государственного лицензирования и аккредитации Духовных учебных заведений России должны быть продолжены. Мы должны добиваться признания ученых степеней и дипломов Духовных учебных заведений, а не пытаться приспособить свою образовательную систему к стандартам светского образования. Духовные школы, включаясь в современную систему образования, не должны терять сокровища, которые были накоплены за более чем трехсотлетнюю историю их существования.
В области религиозного образования мирян существуют чрезвычайные трудности и нерешенные проблемы. Необходимо значительно усилить духовно-просветительную деятельность в приютах, детских домах, в армии, на флоте, в местах заключения. Следует отметить ничтожно малое количество православных детских садов. Состояние дел с Воскресными школами также не может пока считаться удовлетворительным. На сегодняшний день у нас не существует программы работы с детьми подросткового возраста. Не во всех епархиях ясно осознали важность создания православных общеобразовательных заведений и их значение для возрождения Русской Православной Церкви.
1.6. Работа с молодежью
Особую заботу и тревогу сегодня вызывает наше молодое поколение. За последние десятилетия мир сильно изменился. Современная жизнь с ее новыми технологиями и запросами создает у человека новое мировоззрение, которое представляет собой сплетение безграничных желаний и не основывается на приоритете Божественных законов и установлений. Без понятия о Боге у человека нарушается иерархия ценностей, что ведет к внутреннему кризису личности. Ведь когда душа человека не получает пищи, не “живится Духом Святым”, она обречена на деградацию.
И именно Церковь должна помочь молодому человеку избрать правильный путь - не навязывать его, а просто показать красоту и величие Православия.
На сегодняшний день особое внимание нужно обращать на внутреннюю миссию, иначе через несколько десятков лет наши храмы будут пусты. Церковь стремится к созданию различных вариантов взаимодействия с молодым поколением. Так, в 2001 году в Москве прошел Всецерковный съезд православной молодежи, в последующие годы состоялись такие съезды в различных епархиях нашей Церкви.
Отделом по делам молодежи ведется издательская деятельность. В епархиях создаются общины, движения, братства, проводятся съезды и конференции. За период 2001-2004 годов практически во всех епархиях были созданы региональные отделы по делам молодежи. Эти структуры должны реально организовывать общение с молодежью, привлекать ее к своей работе, организовывать широкую просветительскую и издательскую деятельность. Формализм совершенно недопустим в православной миссии. Воскресные школы должны давать своим воспитанникам реальный опыт церковной жизни, готовить их к сознательному участию в жизни приходской общины. Здесь, конечно, от самого пастыря требуется много усилий по созданию крепкого прихода.
Сегодня нужно работать по двум направлениям. Во-первых, нужно не потерять тех, кто уже находится в ограде церковной. Из множества детей, оканчивающих Воскресные школы, в храме мы видим лишь малую часть. И если остальных нет в Церкви, то это не их вина, а наша, потому что мы не смогли раскрыть перед ними глубину и красоту Православия и все наши труды оказались напрасными. Нужно помнить, что если детям не хватает общения в церковной среде, они начинают искать его среди светской молодежи и постепенно отдаляются от Бога и храма. Поэтому мы должны предоставить им возможность активного общения между собой. Епархии могут выступить в качестве организаторов масштабных мероприятий среди приходов, например, устроить соревнования по каким-либо видам спорта, музыкальные конкурсы, вечера встреч, предложить объединяющее дело, одним словом, собрать молодых людей вместе и показать им, что они не одиноки.
И во-вторых, нужно вести миссию среди нецерковной молодежи. На этой ниве еще предстоит много трудов. Можно организовать много интересной работы, за которой молодые люди могли бы приобщиться к православной культуре. Такая практика уже есть в некоторых приходах и имеет определенные положительные результаты. Пусть один из десятка, сотни, тысячи заинтересуется верой, захочет обрести смысл жизни, познать Христа. Если это произойдет, значит, наше служение не было напрасным.
Только нужно помнить о том, что привести молодого человека в храм - это отнюдь не первая ступень нашей миссии. Прежде всего необходимо являть миру главное сокровище христианства - любовь. Именно она - тот ключ, который отверзает сердца людей к принятию Христа. Для молодого человека очень дорого доброе, ласковое слово пастыря, а холодное равнодушие и пассивность легко могут оттолкнуть его от Церкви. Думается, что проповедь в молодежной среде будет иметь больший успех, если ее будут вести сами молодые люди.
1.7. Миссионерское служение
Проповедь Истины всему миру составляет один из главнейших аспектов жизни Церкви Христовой. Любовь Христова, изливающаяся в сердце человеческое Духом Святым (Рим. 5. 5), понуждает христианина свидетельствовать о своей вере в Господа. Отсутствие же стремления к проповеди веры, безусловно, есть показатель внутреннего неблагополучия церковного организма.
В современных условиях миссия Русской Православной Церкви по распространению христианской веры имеет ряд особенностей. На канонической территории нашей Церкви есть ряд епархий, для которых миссионерство является основным направлением деятельности. К числу таковых следует отнести в первую очередь епархии, находящиеся в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в регионах, где Православие занимает положение вероисповедания религиозного меньшинства.
Современное общество часто называют постхристианским. Отступление от евангельской истины становится все более очевидным, что ставит перед нами задачу свидетельства о Христе перед миром, лежащим во зле (1 Ин. 5. 19). Наибольшей степени остроты данная проблема достигает в крупных городах, где человек часто порабощен темпом жизни мегаполиса. Полное погружение в заботы о хлебе насущном закрывает перед мысленным взором то, что должно быть подлинной целью творения Божия, несущего в себе образ своего Создателя. Таким образом, миссионерство на некогда православных территориях приобретает не меньшую степень важности, нежели просвещение жителей отдаленных областей отечества.
Совокупность проблем, существующих в данной сфере служения Церкви, понуждает поставить вопрос о согласовании деятельности некоторых Синодальных структур. В частности, было бы целесообразно, чтобы Миссионерский отдел совместно с Учебным комитетом определял наиболее важные направления православной миссии, а Издательский Совет обеспечивал информационную и издательскую поддержку миссионерской деятельности. Контроль же и координирование подобных масштабных проектов необходимо осуществлять Управлению делами Московской Патриархии.
1.8. Канонизация святых
Отличительной чертой времени, когда Господь судил мне нести крест патриаршего служения, является прославление подвижников веры и благочестия Русской Православной Церкви в лике святых. Это отрадное, духовно укрепляющее явление современной церковной жизни. Однако нельзя допускать проникновения в церковную ограду чуждых православной традиции средств и методов, с помощью которых почитатели какого-либо непрославленного Церковью лица добиваются от Священноначалия его канонизации. Епархиальные архиереи должны тщательно наблюдать, чтобы в храмах вверенных им епархий не появлялись иконы неканонизированных лиц, а в общественных богослужениях не употреблялись тексты молитвословий таким лицам.
Обретение мощей святого должно осуществляться только по благословению Предстоятеля Церкви. Епархиальному архиерею в обязательном порядке следует испрашивать у Патриарха разрешения на обретение, а затем докладывать о его результатах. К работе по обретению мощей обязательно должны привлекаться специалисты в области археологии и антропологии.
1.10. Издательская деятельность
Одним из важнейших аспектов церковной жизни является ее издательская и информационная деятельность. На этом поприще достигнуто немало успехов. В области книгоиздательства освоен огромный объем нашего духовного наследия. Появляются новые переводы, современные монографии, написанные живым, понятным широкому читателю языком. Отрадно, что на данный момент все епархии имеют свою периодику.
Особое внимание хочется уделить деятельности Издательского Совета Московской Патриархии. Продолжает регулярно выходить “Журнал Московской Патриархии”, который существенно улучшил свой внешний вид и теперь выходит в свет в современном полиграфическом исполнении.
Издательский Совет начал выпуск новых книжных серий, выпустил свод всеправославной библиографии исихазма, составленный и изъясненный трудами многих ученых; в нем создана редакция детской литературы, активизировалась работа нотной редакции и редакции звукозаписи.
Хочу отметить также труды редакции нашей официальной газеты “Церковный вестник”. Более ясной и продуманной стала концепция газеты, в которой сегодня отчетливо выделяются официальная и неофициальная части. Благодаря этому на ее страницах широко обсуждаются актуальные проблемы церковной жизни. Полагаю, что сегодня на основе “Церковного вестника” можно готовить и выпуски епархиальных газет, в которых при сохранении общего макета часть информации будет заменяться на местную, епархиальную. Это может заинтересовать прежде всего те епархии, которые испытывают трудности с журналистскими кадрами.
Перед Церковью стоит важная миссионерская задача - научиться вести проповедь с широким использованием тех возможностей, которые сегодня предоставляют средства массовой информации. По всей видимости, целесообразно поручить Издательскому Совету создать рабочую группу для проработки вопроса о формировании единой информационной политики Церкви и выработки соответствующих рекомендаций и документов.
Следует добиваться увеличения числа таких издательских проектов и православных периодических изданий академически-научного уровня, в которых публиковались бы материалы и разработки преподавателей и студентов Духовных школ. Такая практика, существовавшая до революции, всегда стимулировала творческую активность профессуры и студенчества.
Не менее важными являются труды Издательского Совета в области координации общеправославной книгоиздательской деятельности. Речь идет о контроле над качеством издаваемой православной литературы. Церковные подразделения должны неукоснительно представлять в Совет свои издательские планы и экземпляры выпущенных книг, журналов и газет. В идеале отметка о прохождении экспертизы должна наличествовать на каждой православной книге. Разумеется, невозможно запретить светским издательствам выпускать книги о Православии. Однако такие книги должны получать соответствующую оценку в православных средствах массовой информации, а также не должны продаваться в церковных лавках и книжных магазинах.
В связи с этим отмечу участившиеся случаи самочинного книгоиздания и неканонического “иконотворчества” (например, иконы Богородицы “Воскрешающая Русь”, “Дары дающая”, иконы Григория Распутина, Ивана Грозного и литература, посвященная им). Для своевременного уведомления о подобных случаях и ликвидации духовной безграмотности представляется целесообразным создать специальную страницу с критической оценкой подобной информации на сайте Издательского Совета. На местах же стоит подумать о восстановлении практики рассмотрения необычных явлений с иконами и сопровождающей их литературы на Епархиальных комиссиях и изъятия из употребления самочинных икон.
С 2000 года выходит в свет уникальное, не имеющее аналогов научное издание, - многотомная “Православная энциклопедия”. К настоящему моменту издано уже семь томов. Несмотря на то, что предназначается “Православная энциклопедия” прежде всего для священнослужителей и студентов Духовных учебных заведений, с большим сожалением должен констатировать, что далеко не все священнослужители сумели по достоинству оценить этот труд многих и многих сотен ученых.
1.11. Социальное служение и благотворительность
Растущие проблемы с бездомными, беженцами, беспризорными детьми, безработными, одинокими людьми должны находиться под пристальным вниманием Церкви. Принять под церковный кров, обогреть, накормить, одеть, а может быть, и воспитать, и научить - наша первейшая христианская обязанность.
Последние годы, слава Богу, у Церкви есть такая возможность. Во многих епархиях, монастырях и приходах развивается социальное служение: открываются богадельни, детские приюты, школы-интернаты, благотворительные столовые. Церковь сегодня организует медицинский патронаж в Домах ребенка, больницах и хосписах, оказывает помощь престарелым, осужденным, наркоманам и алкоголикам, мигрантам и жертвам стихийных бедствий.
Однако в некоторых епархиях это важное служение остается без должного внимания, что подтверждается соответствующей информацией в епархиальных годовых отчетах. Мы призваны Христом на служение любви и не можем не сострадать тем, кого Христос называет своими меньшими братьями, и не стараться сделать все от нас зависящее, чтобы им помочь.
1.12. Взаимодействие с армией и силовыми структурами
Значимым направлением церковного служения является духовное окормление армии и сотрудников правоохранительных органов. Православная Церковь всегда считала защиту Отечества священным делом. Перед Церковью стоит важнейшая задача нравственно-патриотического воспитания военнослужащих.
Деятельность Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и сотрудничающих с ним священнослужителей и мирян в настоящее время весьма разнообразна. Наиболее развитая система окормления военнослужащих создана в Московской и Екатеринбургской епархиях. Важное место в формировании и укреплении отношений между Церковью и Вооруженными Силами занимают регулярные личные встречи священнослужителей с военачальниками, командующими и ректорами военных учебных заведений. На сегодняшний день выходит несколько периодических изданий, посвященных вопросам взаимоотношения Церкви и армии. В марте 2003 года открылся интернет-сайт Отдела, который регулярно совершенствуется и обновляется.
Особой областью забот нашей Церкви является попечение о лицах, находящихся в исправительных учреждениях. Подписание соглашения с Министерством юстиции РФ позволило практически во всех исправительных учреждениях создать условия для духовного окормления и просвещения лиц, находящихся в местах лишения свободы. В настоящее время в Российской Федерации на территории исправительных учреждений совместными усилиями епархий, заключенных и сотрудников колоний построено 329 храмов, оборудовано 499 молитвенных комнат. Но как показывает опыт, для того чтобы эти усилия стали плодотворными, необходимо не просто устроение молитвенных комнат и храмов, а создание реально существующих православных общин. Это невозможно без регулярного посещения священником колоний, где есть храмы. Епархиальный архиерей обязан принимать меры для правильного устроения духовной жизни в таких общинах. Бывает так, что самостоятельно организованная община без надлежащей духовной опеки и воцерковления порождает духовно нетрезвых, находящихся в состоянии прелести членов.
Помимо традиционной материальной помощи и посещения тюрем священниками в наше время получают развитие новые формы духовной поддержки заключенных. Я имею в виду организацию заочного обучения заключенных основам православной веры. В этом направлении ведется стабильная работа Московской Духовной академией, Свято-Тихоновским Богословским институтом, обществом милосердия “Вера. Надежда. Любовь”, а также в ряде епархий.
2.1. Епархии и приходы
Опыт церковной жизни за последние пятнадцать лет дает возможность принимать правильные решения в качественно новых условиях бытия, новых не только для Церкви, но и для всего общества. Отрадно не только видеть, как много воссоздается и строится храмов и монастырей, но и осознавать, как много сделано в деле духовно-нравственного возрождения народа, как много истинных делателей трудятся на ниве Христовой.
Свидетельствую, что большинство клириков, монашествующих и трудящихся в Церкви мирян несут свое послушание ревностно, с деятельной любовью к Богу и ближнему. Но каждый из нас понимает, что сделана лишь небольшая часть того, что мы должны еще сделать, понимает и то, что жатвы по-прежнему много, а делателей не хватает (Ин. 4. 35).
Любовь и сострадание служителя Божия, живущего проблемами и бедами своего народа, вполне осознающего бедственное положение, в котором ныне находится народ, слабеющий под бременем экономических кризисов и социальных пороков, под напором псевдодуховных учений, заставляют как никогда осознавать, что только соборным деланием, дух которого, как некая живительная сила, должен пронизывать весь церковный организм, мы сможем преодолеть бедствия и остановить разрушительные процессы.
Отрадно видеть, как во многих епархиях церковная жизнь поднимается на качественно новый уровень. Преодолевается разобщенность между Епархиальным управлением и приходами, между священнослужителями и прихожанами, налаживается живое общение. Не может не радовать тот факт, что во многих епархиях огромное внимание уделяется духовному просвещению, ведется активная миссионерская, информационная деятельности, создаются православные общества врачей, преподавателей вузов, православной интеллигенции.
Некоторые епархии смогли на очень высоком уровне организовать в системе государственного образования преподавание курса “Основ православной культуры”. Создано много полноценных Воскресных школ, где трудятся скромные, исполненные любви и заботы к подрастающему поколению педагоги. Нельзя не отметить и значительные успехи многих Епархиальных управлений, благочиний и приходов в области взаимодействия с местными администрациями. Ответственный, серьезный подход к налаживанию постоянного сотрудничества с представителями государственной власти на основе подписанных договоров и соглашений, делает более конструктивным и плодотворным такое сотрудничество.
Конечно, остается и много проблем. Для многих епархий и приходов приведенные примеры по-прежнему являются лишь идеалом, к которому надо стремиться. Процессы строительства храмов, как бы ни было трудно, должны идти параллельно с трудами по духовно-нравственному воспитанию народа, они должны быть взаимопроникающими. Если этого не произойдет, то труды по возведению церковных стен и куполов и украшению храмов могут потерять свой смысл.
2.2. Монастыри
За истекший межсоборный период мы стали свидетелями возрождения многих иноческих обителей. В этом нелегком процессе есть как свои успехи, так и трудности. Иноческие братства и сестричества становятся центрами духовного просвещения, которое понимается как приобщение людей к богатству православного Предания. Духовной практике монастырей всегда было свойственно внимательное отношение к тем, кто еще не ощутил себя частью церковного организма. Монастыри должны самым активным образом подключаться к проводимым епархиями воспитательным и социальным программам.
Что касается сферы хозяйственной деятельности монастырей, то есть случаи, правда, пока немногочисленные, когда обители оказывали местной администрации содействие в решении вопроса занятости населения за счет привлечения в свои хозяйства сельчан, потерявших работу. Известны случаи, когда монастыри получают разрешение у государства и берут в хозяйствование целые агропромышленные предприятия, оставшиеся разоренными в ходе реформ. И что особенно ценно, развитие монастырского хозяйства благотворно влияет на местных жителей: изменяется их быт, появляется надежда на будущее, восстанавливается нравственный строй жизни.
Нельзя забывать о том, что монастыри всегда были открыты для всех нуждающихся и не отказывали никому в посильной помощи и хлебе насущном. Необходимо помнить об обездоленных, тем более, когда монастырь имеет подсобное хозяйство. Монастырское служение милосердия может проявляться в открытии богаделен для немощных и престарелых, в бесплатной медицинской помощи за счет монастыря, в содействии при покупке необходимых для пожилых людей, но часто дорогих лекарств.
Благое начинание берут на себя те монастыри, которые организовали собственные приюты или школы-пансионы для детей-сирот, решают вопросы их образования и готовят к будущей взрослой жизни.
Развивается книгоиздание. Наметилась тенденция перехода от подготовки небольших душеполезных книг и брошюр, молитвословов и недорогих изданий Священного Писания к публикации серьезных богословских и святоотеческих трудов.
К сожалению, мы вынуждены сказать, что в наше время заботы о внешнем состоянии монастырей нередко становятся приоритетными, в ущерб монашескому деланию. Происходит это от неверного понимания природы монашества, в основе которой должно лежать непрестанное покаяние, молитва и отсечение собственной воли.
Мы часто сталкиваемся с недооценкой первого монашеского искуса - периода послушничества. Поспешные постриги порождают множество проблем. Как воспитать послушание и приобрести любовь, если для этого требуется опытное духовное руководство, а проблема духовничества стоит очень остро? Опытных духовников крайне мало. То же можно сказать и о настоятелях и настоятельницах монастырей. Часто ими становятся монашествующие, еще не успевшие приобрести достаточный опыт монастырской жизни. Такова особенность периода, переживаемого ныне Церковью. Поэтому в сложившейся ситуации необходимо обращаться к традициям крупных монастырей: Троице-Сергиевой Лавры, Киево-Печерской Лавры, Почаевской Лавры, Псково-Печерского монастыря - для мужских обителей и Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря - для женских.
3. Состояние общецерковного бюджета
Взносы Епархиальных управлений на общецерковные нужды направлялись в основном на содержание Синодальных учреждений и Духовных учебных заведений. За период с 2000 по 2003 год взносы Епархиальных управлений на общецерковные нужды составили лишь 6 % от всех поступлений и 22 % от взносов на эти цели, сделанных храмами Москвы.
Отчисления епархий только на 11 % покрывают общецерковные расходы и на 16 % - расходы на содержание Синодальных учреждений, в том числе на содержание Духовных учебных заведений - на 24 %, и это при том, что расходы на их содержание выросли в последнее время более чем в 1,5 раза.
Следует отметить, что незначительный размер поступлений от епархий не позволил финансировать из централизованных источников Московской Патриархии Московские Духовные академию и семинарию и Тобольскую Духовную семинарию. В настоящее время Тобольская семинария содержится за счет Тобольской епархии. Московские Духовные академия и семинария с 2001 по 2004 год финансировались Троице-Сергиевой Лаврой, ныне же это стало обители не под силу, таким образом, вновь возникла необходимость централизованного финансирования этих Духовных школ.
За период с 2000 по 2004 год значительно увеличило выпуск продукции Художественно-производственное предприятие “Софрино”. Выпуск свечей увеличился в два раза, икон - на 80 %, а общий объем выпускаемой продукции - на 50 %. Расширились и укрепились связи с Епархиальными управлениями.
Однако надо отметить, что отдельные епархии, получая продукцию на сотни тысяч рублей в кредит на фиксированное время, под гарантии своевременной оплаты, забывали о своем долге. Дебиторская задолженность по таким епархиям достигала трех лет, а завод не только отвлекал свои оборотные средства, но и нес прямые финансовые потери.
Хотелось бы обратить внимание на случаи закупок епархиями и приходами свеч и церковной утвари у посторонних нецерковных поставщиков. Продукция такого рода имеет, как правило, низкое качество. Кроме того, финансовые средства, потраченные на такие закупки, являются источником дохода частных лиц, вместо того чтобы служить церковным нуждам.
4. Задачи Собора
В первую очередь Собору необходимо на основании информации, содержащейся в докладах Патриарха и руководителей Синодальных структур высказать суждение в отношении оценки всей жизни и деятельности Русской Православной Церкви. Наш долг - беспристрастно обозреть все аспекты церковного служения в минувшие четыре года и указать на самые актуальные вопросы бытия нашей Церкви, предложив всей Полноте Церковной соответствующие пути развития церковной жизни на ближайшее время.
Оценке подлежит как внешняя деятельность Церкви - межрелигиозные и межхристианские связи, межправославные контакты, взаимоотношения с государством и обществом, так и внутреннее состояние церковной жизни и связанные с ней темы миссионерства, духовного и религиозного образования, издательской деятельности, социального служения, работы с молодежью, а равно и вопросы, составляющие богослужебную проблематику и относящиеся к теме канонизации святых.
5. Важнейшие задачи на грядущие четыре года
Ушедший в прошлое межсоборный период поставил перед нами ряд проблем, разрешение которых должно стать основным направлением церковной деятельности.
В отношении внешней стороны жизни нашей Церкви первоочередной задачей является укрепление межправославных связей и особенно преодоление церковного разделения, являющегося трагическим следствием революции и гражданской войны в России.
Огромную важность для нашей Церкви в последующие за Собором годы будет иметь дело внутренней миссии. Нужно стремиться к подлинному воцерковлению нашего общества, к тому, чтобы Православие стало нормой жизни наших сограждан. Каждый православный христианин должен проникнуться сознанием того, что от его активной жизненной позиции зависит судьба нашего отечества, что он разделяет с остальными членами Церкви ответственность за ее будущее.
Мы должны направить свои усилия не только на строительство храмов, но на преображение внутренней жизни христиан, что невозможно без созидания духовно здоровых православных общин, без устроения взаимоотношений между всеми членами Церкви на началах братской любви и взаимной заботы. Необходимо преодолеть определенную разобщенность, отрицательно сказывающуюся на работе церковных структур начиная с общецерковного уровня и заканчивая жизнью приходов. Всемерное укрепление внутрицерковных связей должно стать нашей первоочередной задачей.
Нужно более активно взаимодействовать со средствами массовой информации, используя их потенциал для положительного изменения нравственного состояния общества.
Если попытаться выразить основную задачу нашей Церкви на будущее, то, думается, правильным было бы сказать, что мы должны достичь максимально возможной координации деятельности всех частей церковного организма, дабы на нас сбылись слова Апостола, призывающего христиан “единодушно, едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа” (Рим. 15. 6).
|