11 декабря 2003 года Тобольско-Тюменской епархией совместно с Тюменской государственной медицинской академией был проведен Круглый стол по вопросу взаимодействия медицины и религии на тему «Подвижники медицины и Православной веры».
В ходе работы Круглого стола принимали участие студенты и преподаватели Тюменского Духовного училища, Тюменской государственной медицинской академии, Тюменского медицинского колледжа, представители Тюменского областного общественного движения сестер милосердия и Просветительского центра при храме св. прав. Симеона Богоприимца.
С докладами выступили: благочинный Тюменского округа протоиерей Сергий Швалев (“Благодатная помощь Церкви в исцелении недужных”), кандидат биологических наук, наместник Свято-Троицкого монастыря, ректор Тюменского Духовного училища архимандрит Тихон (Бобов) («Мировоззрение и врачевание»), профессор Государственной медицинской академии, председатель православного прихода во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона Н.Ф. Жвавый («Врачебная и духовная деятельность святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)»), профессор Л.Ф. Руднева («Святые подвижники – безмездные врачеватели»), а также преподаватели ТГМА Т.Г. Хвесько и Т.Н. Трунилова («Традиция милосердия в медицине»).
С опытом работы в онкодиспансере г.Тюмени поделилась преподавательница ТДУ К.Д.Калабина.
Участники Круглого стола «Медицина и религия 2003», обсудив духовно-нравственные аспекты проблемы здоровья и влияния христианского мировоззрения на врачевание, пришли к следующим выводам и рекомендовали:
1. Современное российское общество испытывает сложности со сбережением традиций христианского мировоззрения, без которого невозможно формирование высококвалифицированного специалиста-врача.
2. Педагогический опыт духовно-нравственного воспитания студента-медика в русле христианских традиций находится в стадии становления и требует изучения и внедрения в образование исторического опыта врачей, в т.ч. земских.
3. Важное значение в образовании имеет преподавание христианских традиций в медицине.
Участники конференции обращаются к руководителям органов региональной и политической власти поддержать предложение о проведении образовательных спецкурсов по темам «Христианские традиции милосердия в медицине» в медицинском колледже, Тюменской медицинской академии и лечебных учреждениях города и области. Ниже мы публикуем выступление преподавателя ТДУ Д.Н. Майорова «Духовно-нравственные аспекты проблемы сохранения здоровья».
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫе АСПЕКТы
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
«Почитай врача по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание … Сын мой! В болезни не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется Он от тебя, ибо он нужен.… Но кто согрешил перед Сотворившим его, да впадет в руки врача!» (Сир. 38,1 -15)
Написанного в эпиграфе достаточно, чтобы понять отношение верующего человека к болезни. Но эти слова написаны до Рождества Христова верующим иудеем Иисусом, сыном Сираха. Быть может, христианская традиция коренным образом изменила такое отношение верующих к болезни? Нет, и еще раз нет! Сам Христос, исцеляя людей от самых разных недугов, желал при этом внутреннего духовно-нравственного исправления, начинающегося с покаяния и веры. В Евангелии от Иоанна описывается исцеление расслабленного при Овчей купели, страдавшего от своего недуга 38 лет! Но не возроптал на Бога больной и не ожесточился и за это сподобился чудесного выздоровления. «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14). «Да слышит посему всяк Иисуса, и более да не согрешает, но да притекаем к прощающему грехи. И если недугами страждем, к Нему да прибегаем. Болезнуем ли душею? Пойдем к Целителю сведущему. Алчем ли? Да приимем хлеб. Мертвы ли мы? Да приимем воскресение. В невежестве ли мы состарились? От самой Премудрости да просим премудрости»,– так истолковывает эти слова Господни святитель IV века Кирилл Иерусалимский.
Христианское отношение к болезням и скорбям можно изложить словами праведного Иова Многострадального, пораженного проказой от пятки до темени, неимоверно страждущего от потери детей, домов, стад, всего богатства и здоровья, но восклицающего: «Господь дал? Господь взял, как угодно Господу, так и сделалось, да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1,21). Мы должны терпеливо переносить болезни, помня наказ апостола Петра: «Итак, как Христос пострадал за нас плотью, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией»(1 Пет. 1,1-2).
Вот поэтому врачебное искусство в христианском мире никогда не рассматривалось обособленно от пастырско-душепопечительской деятельности. Достаточно вспомнить апостола и евангелиста Луку, «возлюбленного врача» (Кол 4,14), или нареченного в монашестве его же именем архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого, +1961 г.), искусного хирурга, автора бессмертных «Очерков гнойной хирургии» и мужественного исповедника православной веры, десятилетия отбывавшего сроки в советских лагерях и ссылках за свои религиозные убеждения. В начале века в Москве преподобномученицей Елизаветой Федоровной Романовой (+1918 г.) была основана Марфо-Мариинская обитель, при которой действовала бесплатная высококлассная больница. Практически в каждой больнице дореволюционной России старались создавать больничные храмы и часовни, на пожертвования медперсонала и доброхотных жертвователей. Спасительные Таинства Церкви – Покаяния, Крещения, Соборования и Причащения должны быть доступны всякому православному христианину, и тем более – страждущим нашим братьям и сестрам. Эти Таинства служат не только достойному приготовлению к христианской кончине, но по милости Божьей дела даже безнадежно больных могут идти на поправку, чему свидетелями являются многие.
Отрадным явлением возрождения этой доброй традиции стало освящение молитвенных комнат, строительство храмов при российских больницах, посещение священно - церковнослужителями больных, проведение циклов бесед с персоналом поликлиник и мединститутов по соглашениям между Департаментами здравоохранения и епархиями Русской Православной Церкви. В нашей области уже действует подобное соглашение. Все мы знаем о православных сестричествах при Тюменской государственной медицинской академии и в Тобольском и Тюменском медицинских колледжах. Появление больничных храмов в Тюмени, Ялуторовске и других городах, пастырская душепопечительская деятельность среди медперсонала – факт ободряющий.
Для православных христиан России важнейшим документом, регулирующим взаимодействие Церкви и государства на современном этапе, является «Социальная концепция Русской Православной Церкви», принятая на Архиерейском Соборе проходившем в московском Храме Христа Спасителя в августе 2000 года, и посвященном 2000 – летнему юбилею Рождества Христова. В частности, в одиннадцатой главе «ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ И НАРОДА» сказано следующее:
«ХI.2. Церковь призывает как пастырей, так и своих чад к христианскому свидетельству среди работников здравоохранения, весьма важно ознакомление преподавателей и учащихся медицинских учебных заведений с основами православного вероучения и Православно ориентированной биомедицинской этики (см. гл. XII). Деятельность Церкви, направленная на провозглашение слова Божия и преподание благодати Святого Духа страждущим и тем, кто о них заботится, составляет суть душепопечения в сфере здравоохранения. Главное место в нем занимает участие в спасительных Таинствах, создание в лечебных учреждениях молитвенной атмосферы, оказание их пациентам многоразличной благотворительной помощи. Церковная миссия в медицинской сфере является обязанностью не только священнослужителей, но и православных мирян - работников здравоохранения, призванных создавать все условия для религиозного утешения болящих, которые просят об этом прямо или косвенно. Верующий медик должен понимать, что человек, нуждающийся в помощи, ждет от него не только соответствующего лечения, но и духовной поддержки, особенно когда врач обладает мировоззрением, в котором раскрывается тайна страдания и смерти. Быть для пациента милосердным самарянином из евангельской притчи - долг каждого православного медицинского работника.
Церковь благословляет православным братствам и сестричествам милосердия нести послушание в клиниках и других учреждениях здравоохранения, а также способствует созданию больничных храмов, церковных и монастырских больниц, дабы медицинская помощь на всех этапах лечения и реабилитации сочеталась с пастырским попечением. Церковь призывает мирян оказывать посильную помощь болящим, которая покрывает человеческие страдания милующей любовью и заботой.»
Как мы видим, изложенное в Социальной концепции отношение Церкви к здравоохранению не остается только на бумаге, но служит практическим руководством для православных христиан.
Д.Н. Майоров
|