В современном секулярном обществе духовно-нравственное образование в школе в качестве Основ вероучения, вопреки многим голосам противников, не противоречит Конституции Российской Федерации,
если преподается на добровольной основе. Тем более, что большинство жителей нашей страны четко определяют свое религиозное сознание и высказывают пожелание, чтобы Основы вероучения преподавались в общеобразовательных учреждениях. Известно, что рекомендации по введению в школах предметов религиозного
содержания Общественная Палата выпустила еще в ноябре 2006 года. Был проведен опрос среди 79 региональных органов управления образованием, и 68 заявили, что преподавание предмета должно быть факультативным, носить культурологический характер и преподаваться светскими учителями.
Поводом к несмолкающим дискуссиям по поводу преподавания Основ вероучения в школе является то, что Россия остается светским государством, отделенным
от Церкви. И до сих пор не найдено достаточно точек соприкосновения по вопросу преподавания в школе Основ Православной культуры. Чиновники от образования считают, что преподавать в школах должны светские педагоги. Здесь мы сталкиваемся с вечной проблемой кадров. Кого считать специалистом в области вероучения? Какое образование должен иметь специалист для того, чтобы преподавать в школе? Подготовить специалистов за короткий срок не представляется возможным, слишком мал процент людей, заканчивающих институты и университеты по специальности «Религиоведение», еще меньше после получения диплома работают по профессии. Очень важно, чтобы Министерство образования и Русская Православная Церковь пришли к общему мнению о том, как будут преподаваться в школе позитивные знания о религиозных традициях, к которой принадлежат
учащиеся и их семьи.
Основы Православной культуры не просто еще один предмет в сетке, это формирование мировоззрения
маленького человека. Мне кажется, есть масса тонкостей, которые светский учитель не сможет донести
и не сможет ответить на все вопросы детей, потому что для этого нужно жить в Церкви.
Преподавать мировоззрение и вероучение может только человек верующий и воцерковленный, лучший вариант, на мой взгляд – оставить преподавание Основ Православной культуры факультативно и привлекать к преподаванию священнослужителей. Двадцать
лет после периода безбожия Церковь строит и восстанавливает храмы и монастыри, а храмы Духа Святаго до сих пор стоят разоренные и заброшенные. Самое время пастырям заняться формированием мировоззрения юных граждан своей страны, лучше их с этой задачей никто не сможет справиться.
Если же в школах начнут преподавать светские учителя, необходимо осуществлять контроль над программами
и курсами, по которым будут преподаваться Основы Православной культуры. Министерством образования
совместно с Учебным комитетом Русской Православной
Церкви должен быть написан или составлен на основе уже существующих учебник, удовлетворяющий потребностям, целям и задачам курса. Необходимо проводить регулярные курсы повышения квалификации преподавателей Основ Православной культуры на базе духовных школ (семинарий, академий), а пастырям воцерковлять светских преподавателей Основ Православной культуры, если будет в этом потребность.
Иерей Василий Корда,
директор Новоуренгойской Православной гимназии
|