ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№09 2009 г.         

Перейти в раздел [Проповедь]

Храм – не магазин благодати

В наше время человек, зашедший в храм, сталкивается с некоторыми трудно разрешимыми для себя проблемами. В частности, это вопросы, касающиеся торговли в храме и платы за требы. Это многих смущает. «Сколько стоит?» – такой вопрос звучит в церкви чуть ли не чаще молитвы. В подавляющем большинстве наших храмов в той или иной степени ведется торговля: книгами, крестиками, открытками, церковной прессой, на которых стоят ценники. Ценники – это уже сигнал для мирян: здесь рыночные отношения как в магазине. Люди, мало знакомые с жизнью Церкви, могут воспринимать и это как признак магазина. А раз магазин, то можно купить все, что здесь есть, в том числе и Таинства. То, что Церковь – не поставщик платных услуг, понятно уже воцерковленным христианам, давно ходящим в храм. Но человек, первый раз пришедший в храм, этого знать не может.

Нецерковный человек, видя, как правило, только внешнюю сторону, ищет во всем изъяны, недостатки. В Церкви такие недостатки есть. Но это скорее находится в области мировосприятия самого человека. Верующий церковный человек ищет недостатки в себе, а нецерковный – вовне. Мы живем в обществе потребителей. А потому очень многие в современном обществе воспринимают Церковь как субъект сферы религиозных услуг. Уже появились люди, приравнивающие Церковь к коммерческой организации, Таинства и обряды называющие «религиозными услугами», а прихожан, соответственно – «потребителями». Церковь, таким образом, приравнивается к таким же поставщикам услуг, как магазин, прачечная или турфирма. Но ведь так можно дойти до того, что с членами Церкви должны будут заключаться договора на оказание так называемых «услуг». Церковь будет воспринимается как «магазин благодати».

Но Церковь же не ритуальное бюро. Представьте себе такую ситуацию: перед Таинством Крещения, батюшка объявляет, что каждый прихожанин должен заключить договор на это Таинство, иначе Крещение не состоится. А после еще и сертификат выдаст, что Таинство соответствует всем каноническим нормам и т.д. Это происходит от абсолютного непонимания сути того, что происходит в Церкви. Прихожан нельзя именовать потребителями, поскольку вместе со священником они сослужители Христу. Нельзя измерить мистичность священных служб, к ним неприемлем потребительский подход. Церковь – не химчистка и не магазин уже потому, что была открыта не предприимчивыми гражданами, но создана Христом и является Его Телом. В отличие от магазина, в Церкви не продают товар, а совершают Таинства и требы. Последнее слово свидетельствует само за себя: миряне высказывают свою потребность, а священники эту потребность удовлетворяют, причем вместе с мирянами. Посылая апостолов на проповедь, Христос сказал: «Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте » и «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10,10).

Помня эти слова, христиане не платят за совершение церковных таинств и треб, а добровольно жертвуют в Церковь – для того, чтобы священно– и церковнослужителям было что есть и во что одеться. Церковь существует на пожертвования верующих. Храму надо выжить. В древние времена совершали требы бесплатно, но прихожане платили десятину (десятую часть своих доходов). Если бы все прихожане делали это сейчас (а ведь это библейская заповедь!) храмы не собирали бы крохи на требах. Проблема торговли в храмах возникла не на пустом месте, а на нашем нежелании платить хотя бы по себестоимости за то, что на нас потрачено.

Было бы неплохо нам всем не забывать, что кто-то убирает за нами в храме, кто-то нам поет, кто-то принимает записки, продает книги и свечи, кто-то платит за нас за электроэнергию, за ремонт и т.д. Всего не перечислить. Даже вода стоит немалых денег. А сколько воды мы выносим из храма, сколько уходит на уборку? У себя дома мы все подсчитаем, каждую копейку будем беречь. Но, почему-то, мы считаем, что в храме все должно быть для нас бесплатно, в том числе чужое время. Нам все обязаны, а мы – «бери от жизни все», не дав в храм ни копейки, все боимся, как бы батюшки не зажирели за наш счет, как бы хористам не переплатить... Вот храмы вынуждены назначать цены за требы. В Церкви нет «услуг». Есть Таинства и обряды, и ты по своей воле можешь пожертвовать за их исполнение, сколько считаешь нужным. Некоторые суммы указаны, но только для того, чтобы человек представлял себе размер пожертвований. Но если у него нет средств, человека окрестят, ничего с него не взяв. И точно так же отпоют усопшего, ничего не взяв с его родственников, если у них нет денег.

Иерей Евгений Ушаков,
храм в честь Архистратига Божия Михаила,
г. Ноябрьск.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.