ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№09 2009 г.         

Сколько же выстрадал наш народ!


Война. 1941 год. Сколько выпало страданий на мою страну и народ! Сколько выстрадали женщины-матери и их малые дети, но выстояли, выжили, силу и волю нашу враг не сломил. Народ объединился в одну семью, и страна была одна у народа – Россия. Вот так, в трудную годину и выжила святая Русь. Сутками женщины-матери детей своих малых не видели, они трудились в деревнях на колхозных полях, взращивали хлеб, животных. В городах трудились у станков, делали бомбы, снаряды и автоматы, чтобы их мужья и сыновья могли врагам-фашистам отпор дать и изгнать их со своей земли.

Наши женщины удивительные, умные, мудрые, они одни такие на матушке-земле. Они красивые душой и телом, хорошие помощницы своим мужьям. Пословицы говорят: в дому русская женщина держит три угла, она всему голова, а муж – один угол. Она тянет свой непомерно тяжелый воз молча, без стона. Таких в мире женщин больше нет. Они, эти женщины, только на святой Руси живут. Во время войны всем жилось трудно, но никто не роптал. Стены трещат от мороза. Мама крутит ногой прялку. Прялка тихо жужжит. Мамины руки проворно кудель теребят. Нитка ровная на шпульку вьется, что-то тихо мама поет. Слов не разобрать. Это песня горя и печали. Рукой слезы быстро с глаз смахнет, чтобы мы, дети, ее слез не видели. Но материнских слез не скрыть от меня. Мне маму очень жалко. Трудно ей. Она нас детей куколем зовет. Говорит нам мама: «Если бы не было вас, куколя, улетела бы туда, где война, где старший сыночек воюет, заслонила бы грудью своей. Пред ним свою вину я знаю. Только куда мне вас подевать? Эх вы, куколь мой, куколь. Вас вырастить добрыми и умными надо. Пока выращу вас, росою глазоньки съест, и состарюсь безвременно. От тяжелой мужской работы горбатою стану.

Ох, куколь, мой куколь. Сколько много вас на моих руках. Восьмерка и мал-мала меньше. Накормить, напоить, обуть, одеть и все одними руками. Эх, помощнички мои, золотые колоски да бисерные слезки. Но что поделаешь – война. А кушать вы хотите. Вот и учитесь всему. Зарабатывайте свой хлеб. Ведь война, а жить-то надо».

Так и выжили мы все. Только с войны отец с братом так и не вернулись. Их война забрала. Будь ты проклята, война! Кто только выдумал тебя! Сколько боли, горя несешь ты людям. И осиротила нас, детей. Отца забрала.

Жаркий огонь полыхает в печурке железной. Черные тени гуляют по стенам крестьянской избы. А зимняя стужа с метелью и ветром страшными голосами воют в печной трубе. Стены избы трещат от мороза. Бешеная буря ревет за стеной. Я слушаю рев бури и страх объемлет мою душу. Сжалась я вся в комочек, боюсь шелохнуться и некому пожаловаться мне. Я еще малая, даже не подлетыш. А взрослые дела уже взвалили на хрупкие детские плечи мои. И мне страшно даже о них думать и боюсь даже шепотом о них говорить. Мне страшно и зябко от жизни такой. Старшие две сестры и брат на лесозаготовке. Брат с сестрой, они еще малолетки, а что делать, – идет война. Зато старшая сестра с ними и им не страшно. Уже месяц их нет дома, для фронта пилят лес для блиндажей. А мама в город с обозом уехала. Продать лук и мороженое молоко надо, чтобы заплатить налог. Это на огороде своем мы взрастили, за него нужно деньгами платить. А иначе у нас все отнимут, и голодной смертью тогда мы умрем. Вот и оставила мама меня домовничать. На моих руках две сестрички пяти и двух годов и брат инвалид, не понимающий ничего. А мне-то всего девятый год. И страх обуревает меня. Да и волки ночью по улицам ходят, вот уже беда, так беда! Боюсь за скотину, что в стайках закрыта. Чтобы не забрались волки туда, с фонарем ночью нужно выходить из дома, проверять, все ли хорошо во дворе. От страха подкашиваются ноги, но всего страшнее за скотину. Чтобы ее не зарезали волки. Хоть бы скорее приехала мама. И страх и тревога свалились бы с моих детских плеч.

Война – это много страданий. Война – это горе кругом. Война – это ввергнутые люди в котел с кипятком или в кипящий котел (что одно и то же). Правителям государств война даже выгодна. Они жиреют на горе людском и тщеславие свое тешат. Правителям что до страданий народа – под пули они свой лоб не подставляют. А народ для войны – это пушечное мясо, навоз, удобрение земли. Правителям искалеченные воины – только помеха. Они изгои в своем государстве. С них уже более не возьмешь ничего. Ведь охотник не спрашивает у добычи разрешенья.

Быстротечное время и ветер, проворный могильщик, стерли прежнюю жизнь, как написанные на школьной доске слова. Да, сколько же выстрадал наш народ, особенно женщины! Все тяготы войны легли на их плечи и плечи детей. Но не сломил злой враг их дух и веру в победу, выстояли, выжили и победили, в такую трудную годину. Теперь тех, кто пережил ту войну, осталось не так уж и много. Они и сейчас живут с большой верою в лучшую долю. У них чистая совесть и вера в доброту людскую. Они не предадут и не продадут свою землю родную. У них велика честь и совесть. Они же на святой Руси живут. Они беззаветно любят Русь святую. Они прокляли войну и тех, кто ее выдумал. Матери-женщины любят своих детей, им война не нужна. Они в миру мирно жить хотят и видеть детей своих счастливыми.

Нина Кондратьевна Бибеева,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.