ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№09 2008 г.         

Чтобы не отравиться духовно

Нередко от православных христиан, как мирян, так и монашествующих, можно услышать о том, что знания для верующего человека не нужны, то есть не обязательно читать много книг, но достаточно «живой веры». При этом цитируется премудрый царь Соломон: «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1.18) и св. Апостол Павел: «Знание надмевает…» (1 Кор.8.1).

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспи- тание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С. Макаренко

Воспитание как общественное явление возникло и существует не само по себе, а выступает как средство подготовки формирующегося человека к жизни, развитие у него необходимых общественных свойств и качеств. Закономерности воспитания коренятся не в самой воспитательной деятельности, а обуславливаются закономерностями развития и формирования человека как социального существа. Сама по себе воспитательная деятельность не всегда ведет к желаемому результату: она может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральной.

Вполне понятно, что только при условии, если воспитательная деятельность вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, она оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

По вопросу о цели воспитания, как это не удивительно, даже у классиков педагогики не существует единства взглядов. Между тем, не зная, зачем воспитывать, нельзя и знать, как воспитывать.

Ян Амос Каменский (1592 – 1670), чешский мыслитель – гуманист, философ, выдающийся педагог, считает, что целью воспитания является не что иное, как подготовка к загробной жизни. Подобная формулировка, быть может, вызывает некоторое изумление, однако оказывается, что Каменский имел в виду усовершенствование своей души или, иначе, достижения полного душевного здоровья, а тем самым человеческого счастья. Целью воспитания является душевное здоровье воспитанника, его человеческое счастье.

Однако в теории педагогики существует понятие «ложные цели»: карьера, развлечения, материальные блага. Русская Православная Церковь, занимая активную социальную позицию, определяет свое представление об актуальных вопросах современности. Формирование цели имеет принципиальное значение для любой деятельности, особенно для деятельности педагогической, воспитательной.

Если человек не знает, какова его цель, поясняет святитель Тихон Задонский, он духовно безоружен и абсолютно беззащитен.

Нравственное совершенствование и вечное спасение – вот цель православного воспитания. Она совпадает с целью жизни человека на земле.

Главное правило воспитания сформулировано в Библии. Это всеобъемлющее наставление звучит в обращении Бога к Аврааму: «Заповедай сынам своим сохранить пути Господни, творить правду и суд».

Словами святителя Московского Филарета его можно выразить так: давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразное с Законом Божиим. Вопрос о сущности и цели воспитания является главнейшим вопросом педагогики. Только тогда, когда он правильно решен, можно рассуждать об эффективности воспитания (средствах и методах), только тогда можно верно определить тот путь, которым должен идти воспитатель к намеченной цели.

Постановка цели воспитания исходит из определения сущности человека и зависит от ответов на следующие вопросы:

• Кто есть человек и какова его природа?

• В чем смысл человеческой жизни?

• От чего зависит счастье и благополучие человека?

• Как научить человека выбирать путь, избавляющий от тяжких скорбей?

• Какие препятствия ждут человека на жизненном пути и как их лучше всего преодолевать?

• Какие объективные причины помогают, и какие мешают на пути достижения им своего назначения?

На протяжении почти всей своей многовековой истории Россия отвечала на эти вопросы, опираясь на традиции семейной педагогики, просвещения, православия.

Сегодня Россия на пути к демократическому обществу, правовому государству с рыночной экономикой столкнулась с проблемами, вызванными сменой ценностей и социальных приоритетов.

России нужны современные, образованные, нравственные люди, самостоятельно принимающие решение в ситуации выбора, открытые к межкультурному общению, взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны и ее процветание.

Самое негативное, что произошло в 90-е годы – реформирование образования, формирование мнения, что в школе не надо воспитывать, надо только обучать. (Хорошо обученными могут быть и животные).

Ослабление воспитательных функций оказало влияние на учащихся, привело к деформации системы ценностей и духовному кризису (об этом говорят цифры преступности среди несовершеннолетних).

История не знает ни одного сильного государства без национального самосознания. Национальное самосознание зарождается в семье.

К сожалению, семейная педагогика утратила смысл и важность воспитательной деятельности в семье. Слава Богу, что само слово «семья» еще пока не утратило смысл.

Если мы сегодня в рамках президентских программ, направленных на укрепление семьи, пытаемся решать вопросы экономического характера и не ведем рассказа о народных духовных корнях семьи, то, что мы делаем?

Родители, оставляющие своих детей без должного внимания должны знать:

• Дети, с детства никем не удерживаемые, поддаются влечению своего темперамента, своему неразумию и самовольству, впоследствии вынуждены будут подчиняться своим беспорядочным наклонностям.

• Ранее плохое поведение легко переходит в навык (количество социальных сирот увеличивается).

Сегодня, по моему убеждению, необходимо выработать пути духовно- нравственного воспитания. В этой связи думается целесообразным рассмотреть вопрос взаимодействия в воспитании государственных органов и Церкви.

В X веке на Русь пришло Христианство, с ним пришло и образование. Веками накапливался опыт, отрабатывались методы и средства воспитания. Ценность православной культуры сложно переоценить. Нам вместе необходимо создать пространство современной жизни, основанное на ценностях, когда-то взрастивших русскую культуру. Русская поговорка гласит: «Народ без истории – что дерево без корней». А сама история – это история православного Российского государства.

Юрий Николаевич Фролов,
директор филиала Тюменского Нефтегазового университета в г. Ялуторовске,
кандидат педагогических наук

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.