Почему я обратился к этой теме?
Потому что она меня очень заинтересовала. При написании данной
статьи мне удалось ознакомиться с
массивом информации, позволяющим
проследить путь библиотечной книги
к читателю в Тобольской губернии
конца XIX – начала XX веков. На основании документов, хранящих на своих
страницах лишь сухие факты, можно
сделать вывод, что в основном это
была книга церковная, религиозная.
Я собрал значительный материал,
раскрывающий историю церковных
библиотек нашего края. И хочу поделиться им с читателем. Не будем
забывать, что история развития культуры и письменности на Руси – это
история православной книги. Книга
всегда у всех народов была атрибутом духовного просвещения. Традиция
создания библиотек при храмах уходит в глубокую древность. Храмовые
библиотеки являлись сосредоточением
мудрости, накопленной цивилизацией
за века ее существования. Основные
постулаты религии и нравственные
основы общества, история народов,
судьбы людей и технические достижения – все эти знания накапливались в
книжных хранилищах, образованных
при монастырях и церквях.
Уважаемая редакция!
Я студент пятого курса заочного отделения Тюменской государственной академии культуры и искусств
(ТГАКИ ) и верующий православный христианин. Все мои
курсовые работы были посвящены истории Тобольской
губернии, точнее, развитию культуры нашего края на
рубеже XIX и XX веков. В следующем году оканчиваю
вуз, и тема моей дипломной работы посвящена истории
развития церковных библиотек края. Мой научный руководитель, кандидат исторических наук, доцент кафедры
библиотечно-информационной деятельности ТГАКИ,
Лидия Степановна Лукьянова рекомендовала мне обратиться в редакцию вашей газеты и отправить статью для публикации.
Нам представляется, что она может быть интересна всем читателям «Сибирской православной газеты».
Храни вас, Бог!
Юрий Анатольевич Ковалев
| 1860—70-х годов, нацеленные на повышение авторитета православного
духовенства среди населения, усилили
роль церковных библиотек в жизни
общества XIX — начала XX веков. Издательская комиссия при Синоде сформулировала обязательный «Комплект
церковно-приходской библиотеки». В
него были включены книги религиознонравственного, исторического, художественного, географического и бытового
содержания. Основу фонда церковно-приходской библиотеки предполагалось
составлять из изданий в основном
религиозного содержания. Это были
книги по Закону Божьему и истории
Русской Православной церкви, чистописанию и церковнославянскому языку.
Необходимыми в учебной программе
считались и издания светского характера: учебники и пособия по физике
и арифметике, черчению и всеобщей
истории, географии и истории России,
женскому рукоделию.
Библиотеки Тобольской епархии
наиболее динамично развивались с
середины XVIII века, интенсивно создавались книжные собрания в церквях и
монастырях, которые приобретали книги
в Московском печатном дворе, на российских книжных ярмарках. В обращении
1882 года, адресованном всем причтам
и приходам Тобольской епархии, сообщалось: «С распространением грамотности
в народе усиливается потребность в
чтении. Для этого предназначены церковные библиотеки, пополняемые книгами преимущественно за счет церковных
сумм» (2. – С. 131-133). Очень важно
отметить, что значительную часть поступлений в фонды церковных библиотек
в конце XIX века составляли частные
вклады и пожертвования граждан.
К концу XIX века резко повысилась
роль уже созданных к тому времени церковных библиотек, стал актуален вопрос
комплектования их фондов. Одной из
задач стала образовательная и просветительская деятельность священнослужителей. Позже, уже в 1907 году был издан
Правительственный Указ об открытии при
всех церквях библиотек и читален. На его
основе Тобольская духовная Консистория
составила циркуляр, который был разослан по всей губернии. В обращении к
благочинным епархии член Консистории
протоиерей Н. Грифцев, а также исполняющий должность секретаря В. Ивановский
и столоначальник И. Огрызков просили
прислать сведения об устройстве читален
и библиотек. Подчеркивалось, что «книга — великая нравственная сила, а для
духовенства — одно из лучших средств
воздействия на население, прекрасно
дополняющее живое слово» (7).
Нужно еще отметить работу церковнообщественных библиотек в сельской
местности. Они создавались совместными
усилиями «общества» конкретного села
и местными приходскими священниками,
радевшими за просвещение прихожан.
Этот тип книгохранилищ можно охарактеризовать как приходские библиотеки.
Они обслуживали читателей обоих полов
всех сословий, состояли преимущественно из книг научно-богословского характера и пополнялись, главным образом,
на средства самого местного духовенства. В книгохранилищах Кургана, в те
времена уездного города Тобольской
губернии, не считая частных собраний,
находилось более пятисот старопечатных
богослужебных книг и других церковно-публицистических изданий (7). В специальной ведомости шестого благочиния
Курганского уезда, предоставленной
в 1913 году в Тобольскую духовную
Консисторию, сообщалось об открытии
тринадцати библиотек с общим фондом
2775 экземпляров. В некоторых библиотеках, например в селе Архангельском,
имелось четыре наименования периодических изданий, то есть журналов и газет.
В этот период церковные библиотеки
создавались в большинстве своем на
добровольных началах.
В последние десятилетия XIX века
в Тобольской епархии возникают
общественно-религиозные организации,
способствующие укреплению позиций
Церкви. Открытие и содержание библиотек были одними из главных направлений их деятельности. Так, в ноябре
1890 года в ознаменование 300-летия
покорения Сибири в Тобольске было
учреждено церковно-православное епархиальное Братство святого великомученика Димитрия Солунского. Основной
целью Братства было распространение
Православия в Тобольской губернии.
Особое внимание уделялось православному воспитанию молодежи,
охранению православных от влияния
раскольников и сектантов, просвещению населения края и миссионерской
деятельности среди коренных народностей Тобольского Севера. Братство
осуществляло контроль над исполнением
уставного богослужения в храмах епархии, являлось мощным и действенным
инструментом религиозно-нравственного
воздействия. Часть средств, собранных
Братством, шла на создание и оборудование церковных библиотек, комплектование и пополнение книжных фондов. На
деньги Братства святого великомученика
Димитрия Солунского на территории
Тобольской епархии было создано семнадцать церковных библиотек. За счет
средств, выделяемых Советом Братства,
их фонды ежегодно пополнялись книгами
и брошюрами. Выписывались журналы:
«Дружеские речи», «Сельский вестник»,
«Троицкое слово» и другие (3).
К концу XIX века в Тобольской епархии стали активно создаваться благочиннические библиотеки, существовавшие при
благотворительных обществах и братствах.
Такой и была библиотека Тобольского
епархиального братства имени святого
великомученика Димитрия Солунского,
созданная в 1890 году. Она состояла при
распорядительном комитете Братства и
имела солидный фонд письменных документов, найденных в церквях и монастырях епархии. Среди них рукописные
и старопечатные книги XVI – XVII веков,
документы по истории старообрядчества
и многое другое. Библиотека обслуживала
священников, а для других категорий читателей в 1899 году была открыта читальня,
в которой подписчикам бесплатно раздавались собственные издания Братства и
«жития» святых (8).
Новой для своего времени формой
работы среди населения была «уличная
библиотека», учрежденная Братством в
Тобольске. В многолюдных местах города: на рынке и пароходных пристанях,
у церквей и в скверах – вывешивались
тексты назидательного характера. Наблюдение за этими своеобразными
«стенгазетами» и их регулярная смена
возлагались на священников тех приходов, в районе которых они были
выставлены. Как отмечалось в отчете
Братства, с наибольшим интересом читались листки на темы «Против пьянства»,
«О вреде табакокурения», «О мире и
согласии в семейной жизни», «О страданиях Иисуса Христа», «Молитвы и слезы
матери». По примеру Тобольска такая
«уличная библиотека» была создана и
в Кургане (3).
Вообще книжный репертуар церковных библиотек заслуживает особого
внимания. Его изучение позволяет
обозначить процесс формирования
общественного и религиозного сознания
местного населения, а также объективно
представить культурный и общеобразовательный уровень прихожан. Церковные
библиотеки, необходимо признать, оставались самыми массовыми.
В конце XIX века на севере Тобольской губернии активно действовали
Обдорская (1854) и Сургутская (1867)
духовные миссии. Они, в свою очередь,
имели свои библиотеки и являлись культурными и просветительскими центрами
(1). Во главе Обдорской миссии стоял
настоятель – иеромонах Иринарх (И. С.
Шемановский). На его личные средства
в 1898 году была создана библиотека.
Через три года в ее фонде насчитывалось уже 618 книг. Ценным даром
библиотеке было собрание изданий об
«инородческих племенах», родственных
аборигенам края, присланное в 1901
году финно-угорским Обществом (4).
На рубеже XIX и XX веков по всей
Тобольской губернии и за ее пределами
широко были известны библиотеки Тюменского Троицкого и Тобольского Знаменского архиерейских домов. Большой
и уникальной библиотекой в те годы располагал Тобольский Софийский собор.
Она содержала, помимо богословских
и церковно-служебных книг, издания
светского характера – филологические,
исторические и философские. Среди
печатных изданий, находившихся в библиотеке Софийского двора, ценнейшими
являлись: «Триодь постная», «Требник»,
«Беседы Иоанна Златоустого на послания апостола Павла» (1623), «Деяния
Апостолов» (1624), «Поучения Аввы
Дорофея» (1628), «Книга о священстве»
(1614) и многие другие произведения
русских и заграничных славянских
типографий. Среди рукописей были
интересны «Краткое описание остяцкого народа», Архиерейские и царские
грамоты. Всего более трех десятков
рукописных книг.
Планировалось создать особую библиотеку, составленную из книг раскольнических, старообрядческих, которые хранились бы отдельно в соборной ризнице.
Но по причине событий 1917 года это
намерение так и не осуществилось (5).
Одной из лучших в Российской империи оставалась библиотека Тобольской
Духовной семинарии. Сама семинария,
открытая в Тобольске в 1702-1703 годах
как архиерейская школа по указу Петра I
«…учения ради словенской грамматики»,
являлась первым учебным заведением
в Сибири. По воле митрополита Тобольского Филофея (Лещинского) были
приобретены книги для ее библиотеки.
Дело продолжил митрополит Иоанн (Максимович), который внес на содержание
книжного фонда свои пожертвования.
В 1743 году школа была преобразована в Тобольскую Духовную семинарию,
до 1801 года она являлась единственным
учебным заведением за Уралом. Митрополит Антоний (Нарожницкий) расширил
библиотеку, внеся в нее много личных
книг. В фонде имелись учебники и учебные пособия по иностранным языкам,
словесности, мировой и отечественной
истории, математике, физике, иконописи,
еврейскому и латинскому языкам, философии. Много книг было по художественному
и музыкальному воспитанию, богословию,
церковной истории, основам нравственности и культуре поведения. Библиотека
духовной семинарии сыграла заметную
роль не только в подготовке священников,
но и в становлении светского образования
сибирской провинции.
Книжные собрания монастырей и
церквей Тобольской губернии содержали
интеллектуальные богатства Зауралья и
всей Российской империи. Более того,
монастырские библиотеки выполняли
и функции учебных библиотек, так как
монашеские обители были главными
просветительскими центрами Сибири.
Примерно десятая часть фондов монастырских библиотек составляли рукописные книги, выписывались и новейшие
издания. Важно подчеркнуть, на мой
взгляд, что возможности горожан пользоваться книгами церковных библиотек
зависели от позиций и личностных
качеств местных церковнослужителей,
которые оказывали благосклонность к
своим прихожанам, как к читателям и
разрешали пользоваться книжными собраниями лицам разных сословий.
В первом десятилетии XX века в губернии еще велика была роль Церкви как
центра культуры. Православные церковные
книги были, по-прежнему, наиболее востребованы и читаемы. Однако проследить
движение церковно-библиотечной книги к
читателю очень сложно. Можно только,
предположительно, опираясь на наблюдения приходских священников, оставшиеся
в их личных записях, назвать приоритеты
в читательских вкусах. Это периодика и
сборники военных рассказов (особенно в
годы Первой Мировой войны), практические пособия по сельскохозяйственным
наукам, нравоучительная и художественная
литература. По мнению автора, значение
церковных библиотек в общем развитии
Тобольской губернии очень велико. Ведь
и история самой Книги, самого Просвещения на Руси, началась с истории книги
религиозной, культовой, церковной. Первыми печатными изданиями, с которыми
знакомились сибиряки, были Псалтирь,
Катехизис, Евангелие. По ним обучались
грамоте, узнавали Слово Божие, из них
черпали житейскую мудрость.
Литература
1. А нтуфьева Н. Л. Библиография Тобольской
губернии (вторая половина XIX – начало XX века)
[Текст] / Н. Л. Антуфьева, Е. Н. Коновалова. – Тюмень:
РУТРА , 2005. – 72 с.
2. Лукьянова Л. С. Библиотеки Севера Тобольской губернии во второй половине XIX – начале XX
вв. (на примере ЦП Ш) [Текст] / Л. С. Лукьянова //
История. Библиотека. Общество: сб. материалов науч.-
практ. конф., 17-18 марта 2005 г. – Сургут: МУК ЦБС ,
2005. – С. 131-133.
3. О тчет о деятельности Тобольского Епархиального православно-церковного братства св. великомученика Димитрия Солунского за 1893 год [Текст].
– Тобольск: Тип.губ.правл., 1898.
4. С амоловова Л. О. Миссионерские школы в
Тобольской епархии в конце XIX века [Текст] / Л. О.
Самоловова // Народное образование Тюменского
края: историография, источниковедение. – Тюмень,
1993. – С. 48-51.
5. С улоцкий А. И. Сочинения [Текст]: в 3-х т. Т.
1. О церковных древностях Сибири: Церкви. Иконы.
Библиотеки. Театр и школа / А. И. Сулоцкий; Сост. Ю.
Л. Мандрика, ред. В. А. Чупин. – Тюмень: Ю. Мандрика,
2000. – 479 с.: портр. (Краеведческая библиотечка
журнала Лукич).
6. Т обольская епархия [Текст]: очерк в 2-х частях. – Омск: тип. А. К. Демидова, 1892. – С. 2-525.
7. У лыбина Л. О церковных библиотеках Тобольской епархии. Их постигла печальная участь [Текст] //
Тюменская правда, 1991. — 25 декабря. — С. 3.
8. Юрьевский А. Об издании книжек церковноисторического и церковно-археологического содержания
под общим заглавием «Тобольское церковное древлехранилище» [Текст] / А. Юрьевский // Тобольское церковное
древлехранилище. – Тобольск, 1902. – Вып.1. – С. 12-
22.
|