Основой жизни каждого человека и
общества в целом является нравственность. Ибо все: культура, политика,
экономика – в своем благополучном
течении находится в прямой зависимости от нравственности людей.
Что же такое нравственность? Можно сказать, что нравственность – это
способность человека различать добро
и зло и следовать добру.
Но тогда встает вопрос: что нужно
считать добром, а что – злом? Ведь в
определении достоверных признаков добра и зла и состоит вся трудность. Часто
одно и то же разные люди понимают
по-разному. Бывает даже и так, что по
прошествии времени люди совершенно
изменяют свои взгляды. Разум наш,
например, в молодости и в старости
приводит нас к различным, зачастую
совершенно противоположным выводам
о самых важных вопросах жизни.
К тому же очень многое в жизни при
поверхностном взгляде представляется
добром, а при внимательном рассмотрении – злом. Не зная природы добра
и зла, человек называет добром то,
что не имеет большой цены, потому
что всегда может измениться на
противоположное (так, богатство и
здравие не делают человека лучше,
а при злоупотреблении способствуют
возникновению греха).
Сейчас нередки рассуждения о том,
что нравственность возможна сама по
себе, т.е. без Бога: «захотим и будем»
– считают многие. Но нравственность
невозможна без Бога. Если хотя бы
предположить, что Бога нет, тогда
различение добра и зла перестает
быть возможным, ибо все становится
относительным. А относительное без
Абсолютного обессмысливается. Бог
и есть то самое Абсолютное Добро,
в свете которого только и возможно
определить все относящееся к добру.
И в поисках Абсолюта человек проявляет высшую духовность.
А если Бога нет, то нет и точки
отсчета, нет шкалы, по которой можно определить, что есть что. Так, в
Библии говорится: В те дни не было
царя у Израиля; каждый делал то,
что ему казалось справедливым (Суд.
17,6). Ф.М. Достоевский писал также
определенно: Если нет Бога, то все
позволено.
Бог есть Свет, при котором только
и бывает видно всем и каждому, что
есть белое, а что – черное. «В Нем была
жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит» (Ин. 1. 4,5), –
сказано в Св. Евангелии. Лишенный
этого света и свое безобразие может
принять за красоту.
Действительная нравственность в
истоках своих без Бога невозможна,
как не может быть дерева без корней.
Религия и нравственность взаимообусловлены: «Нравственность без религии
невозможна, религия без нравственности не нужна».
При свете веры в Бога определения
добра и зла становятся четкими как в
целом, так и в каждом конкретном случае. Например, добром вообще можно
назвать все то, что поддерживает жизнь
личности, семьи, общества. Доброта, милосердие, сострадательность, верность,
постоянство, целомудрие, терпение,
трудолюбие, воздержание, жертвенность, смирение, покаяние – вот оно,
нравственное добро!
Злом можно назвать все то, что
разоряет жизнь личности, семьи, общества. Гордость, самоуверенность, себялюбие, жестокость, разврат, ложь, лень
– вот зло. Понятия эти неизменны и
безусловны, их нельзя подчинить соображениям пользы. Пророк Моисей,
умирая, упрашивал окружающих его
людей: «...жизнь и смерть предложил я
тебе у благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство
твое» (Вт. 30,19). То есть избери добро,
чтобы жил ты и дети твои.
Протоиерей Иоанн Гончаров
(по книге «Многие поищут войти, и
не возмогут»)
|