ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№09 2008 г.         

Перейти в раздел [Праздники и посты]

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня

В чем сила Креста Господня? Почему ему поклоняются и с чем связан праздник Воздвижения, который празднуется с такой торжественностью всей Православной Церковью?

Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня вобрал в себя три разновременных события истории Животворящего Древа и благодатью Духа Святого, действующего в Церкви, сохраняется он в мире уже в течение семнадцати столетий. Евангельское чтение праздника указывает на ту силу, которая постоянно и самовластно владеет изменчивым и непостоянным миром. Силу и власть Креста составляет великая жертва – крестные страдания Спасителя, начиная с неправедного осуждения Его на смерть до прободения ребра Его пречистого тела, из которого истекли кровь и вода, питающие мир в Жизнь Вечную.

Свидетельства о почитании Креста Господня сохранились в дошедших до нас писаниях апостольских и в писаниях учителей Церкви. Особое правило почитания Креста установлено на Шестом Вселенском Соборе, происходившем в 680 году в Царьграде.

73-е правило его гласит: «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения».

Только два с половиной века великая святыня Христианства – Крест – был злобой человеческой сокрыт в земле. Но этого малого времени было достаточно Животворящему Кресту, чтобы покорить мир себе и оживотворить его. Славой Распятого исполнились уже все концы вселенной, уже кресты венчали христианские храмы, крестное знамение силой распятого на нем Христа укрепляло человеческую немощь первых христиан, шедших на мучения за веру свою, а Животворящее и Спасительное Древо все еще таилось от взоров людских.

Христианство ширилось и крепло. Даже сильные мира сего задумывались о Божественном происхождении Распятого и Вознесенного на Крест Праведника. Император Константин Великий сподобился со всем своим воинством видеть Божие знамение – светящийся на небе Крест и надпись над ним: «Сим победиши». И знамение Креста дало ему силы побеждать в сражениях.

Церковь к этому времени наполнилась уже многими живыми свидетельствами подвигов крестоношения. Для ее полного торжества, славы и радости не хватало того самого Креста, с которого воссияла победа над смертью. И восьмидесятилетняя Елена, мать первого императора-христианина Константина, предприняла труд по поиску Креста Господня. Дух Святой внушил этой царице (впоследствии названной равноапостольной) приложить много трудов и усилий, чтобы обрести святыню.

Императоры-язычники и злоба иудеев пытались полностью уничтожить в человеке воспоминания о священных событиях и священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Гроб Господень и Голгофа были засыпаны землей, и на месте искусственного холма водружено языческое капище.

На вопрос царицы, обращенный к старейшим иудеям: «Где предки ваши утаили Крест Христов?» – они указали ей на некоего старого еврея Иуду, который, по-видимому, вопреки своему желанию, привел ее на место капища Венеры и сказал: «На сем самом месте вы найдете Крест вашего Христа».

После удаления капища еще долго длились поиски и надежды сменялись безнадежием, пока Сам Господь не соблаговолил открыть людям покоящуюся в земле святыню. Благоухание Святого Духа, исшедшее из земли, положило конец поискам.

Но снова в недоумение поверглись благочестивые искатели. Вместо одного вожделенного Креста они нашли три, и совершенно одинаковые. Дщица с надписью, имевшаяся в свое время на Кресте Спасителя, была найдена позднее и в другом месте. Святитель Макарий, вместе с царицей Еленой возглавлявший поиск, воскликнул: «Если Промысел Божий не благоволил навсегда оставить Крест Господень в земле, то попустит ли ему оставаться в неизвестности?».

Все три креста были внесены в дом благочестивой жены, лежащей на смертном одре. После пламенной молитвы святитель поочередно возложил кресты на умирающую. И только прикосновением последнего вошла в больную сила жизни. Присутствовавшие при чуде единодушно воздали славу Кресту Господню. Но этого мало. Промыслу Божию угодно было, чтобы слава Креста Господня воссияла и тем, которые не хотели ее признавать, чтобы силою Честного Древа сокрушено было неверие и врагов Креста Господня.

Возвращаясь из дома исцеленной на Голгофу, христиане встретили похоронную процессию. Исполненный веры благочестивый святитель Макарий дерзновенно приложил Крест Господень к почившему, и Крест Победителя смерти и ада оживотворил умершего.

Весть о совершенном чуде во мгновение ока облетела Иерусалим и собрала верующих и неверующих к подножию Креста на Голгофу. Бесчисленное множество людей желало хотя бы издали увидеть чудесное Древо. Святитель Макарий с царицей Еленой, встав на возвышении, воздвигали Честной Крест елико возможно высоко на все четыре стороны, чтобы все могли поклониться ему. Народ же, объятый благоговейным трепетом, восклицал во множестве: «Господи, помилуй!» Сила воздействия Животворящего Древа была столь велика, что иудеи во множестве крестились, в их числе и старец Иуда, указавший место сокрытия Креста Господня. Он получил в крещении имя Кириак и стал милостию Божией епископом Иерусалимским. Впоследствии он сам принял мученический крест в царствование Юлиана Отступника.

Так совершилось обретение Креста Господня. Через триста двадцать шесть лет после распятия Спасителя Животворящее Древо Креста Господня опять стало проповедником силы и Божества Христова. «Достойно и праведно поклонятися Кресту Христову, – говорит в своем слове на Воздвижение святитель Ростовский Димитрий, – ибо этим благословенным Древом была умерщвлена смерть и дарована жизнь. Древом райским мы были умерщвлены, а Древом Крестным оживотворены; первым изгнаны из рая, вторым восходим на небо; первым нас победил враг, вторым мы побеждаем врагов».

После обретения Животворящего Креста Господня равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включивший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился десять лет и был освящен 13 сентября 335 года, а на следующий день Крест Господень был воздвигнут в храме. В этот день и было установлено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

В этот же день вспоминается еще одно, третье событие, связанное с жизнью Креста Господня. С 614 года по 628 год Честное Древо претерпевало пленение от персов, чудесно сохраняемое Промыслом Божиим. Победа греческого императора Ираклия над персами вернула Крест в Иерусалим. Возвращение Креста и воздвижение его над Гробом Господним совершилось именно в день праздника Воздвижения Животворящего Древа Креста Господня.

Двадцать столетий прошло от величайшего события голгофской крестной жертвы Спасителя. И по сей день живет Крест, как и Господь Иисус Христос, принимая на себя и безграничную любовь, и столь же беспредельную ненависть. Какой нечеловеческой злобой к сему знамению Христианства были исполнены русские безбожники начала XX века, срывая с храмов кресты, взрывая и сами храмы, делавшиеся часто в виде крестов. Какую злобу и неприятие Креста являют сейчас все отшедшие от Православной Церкви Христовой: протестанты и сектанты, обвиняющие православных в идолопоклонстве и неоязычники, заменяющие Крест Христов своим языческим оккультным знаком. Тем самым те и другие отвергают и сам путь спасения, становятся игрушкой бесов, которые ведут их в погибель.

Но Бог поругаем не бывает. Крест Христов – до последнего дня мира, до дня дан верным как оружие на врагов, видимых и невидимых. «Кто поведает все чудеса и силы Креста, бывшие и в древних и в новейших родах и все благотворные действия его в мире? – восклицает святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Знамением и силой Креста совершаются все таинства церковные; освящается вода, и все стихии, и все верующие, с верой принимающие его или знаменуясь им сами; крест носим на персях и через него сохраняемся от многих искушений и коварств вражиих. И это потому, что в кресте, с верой употребляемом и изображаемом, действует Божественная, спасительная сила Христа распятого, являющая непрестанно Его Божественную власть над всем миром, над всей природой, над всеми полчищами вражиими, показывающая, что Христос Бог искупил Крестом Своим весь мир от греха, проклятия и смерти, что Он имеет власть живота и смерти, что Он есть Воскресение и Живот и Бог всех» (Ин. 11, 25).

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.