ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№09 2008 г.         

Перейти в раздел [Праздники и посты]

Царские дни в Екатеринбурге

Дни памяти святых Царственных страстотерпцев в Екатеринбурге собрали в этом году небы- валое количество паломников со всех концов России и даже – со всего мира. По разным оценкам, в столицу Урала прибыло от 10 до 50 тысяч человек. Тому причиной – «круглая дата»: 90-летие со дня убиения семьи последнего императора Николая II.

К таким событиям неловко, кажется, применять слово «празднование». Однако мероприятия, проходившие в течение недели в рамках фестиваля, носили торжественно-праздничный характер. Трагедия, разыгравшаяся в ночь с 16 на 17 июня 1918 года, должна была, по замыслу убийц, уничтожить память о царской России и надежду на возрождение монархии. Однако жертва семьи Романовых и оставшихся верными слуг обернулась торжеством веры в бессмертие души и величия жертвы за Христа. Зримый символ этого торжества – храм во имя святых Царственных страстотерпцев, воздвигнутый в начале XXI века на месте разрушенного в 1981 году дома Ипатьева.

Этот храм, называемый также Храмом-на-Крови, стал центром притяжения жителей и гостей Екатеринбурга. В программе Дней памяти значилось множество событий и мероприятий: таких, как IV Международная выставкаярмарка «От покаяния – к воскресению России», VII Международный фестиваль православной культуры «Царские дни»… Но главными событиями для православных верующих стали Богослужения в Храме-на-Крови и покаянный Крестный ход. Накануне памятной ночи, 16 июля состоялся малый Крестный ход – от станции Шарташ, куда в мае 1918 года прибыла царская семья, до Храма-на-Крови, где сразу же в нижней церкви началась малая вечерня с акафистом святым Царственным страстотерпцам. Она продолжилась Всенощным бдением, а около полуночи началась главная служба в верхней церкви – Божественная литургия.

В это время поток паломников, прибывавших к площади около храма, все нарастал. Из Канады прибыла Ольга Николаевна Куликовская-Романова – председатель Благотворительного фонда имени великой княгини Ольги Александровны и супруга племянника Николая II. Виднелись автобусы со ставропольскими номерами, слышались московский и украинский говоры, степенно шествовали монахи с Валаама… Соседняя Тюмень была представлена особенно широко: казалось, сюда прибыли прихожане всех церквей «нефтяной столицы». Площадь являла собой широчайший спектр православной культуры: напротив смиренно читающих покаянные каноны сударынь в платочках раскинули свои шумные лотки представители монархических движений. Люди в казачьей форме установили для поклонения «свои» образы святых, параллельно шла бойкая продажа их репродукций. В это же время в самом храме были выставлены подлинно чудотворные святыни и образы из разных церквей России.

В этой же суете распространялись бумажные изображения самочинно прославленных лиц (таких, как царь Иоанн Грозный) и «новоявленных» икон. Хотя всецерковное их почитание не принимается большинством священства РПЦ , в народной среде яркие картинки получили широкое распространение. Рядом с портретами последнего государя из рода Рюриковичей подымались голоса, требующие созыва «истинно народного» Поместного собора. Недовольство ИН , банковскими карточками и прочими новшествами эпохи глобализации сильно в приходской среде. Хотя при разговоре быстро выясняется, что эти недовольства растут на социальной, а совсем не на богословской почве: «Да нам бы царя такого, как Грозный, чтоб всех жуликов пересадил…» На вопрос: а зачем же для этого прославлять Грозного в лике святых и не лучше ли тогда кандидатура Сталина – ответа не последовало…

Идеологи стихийного прославления новых святых пытаются найти поддержку и у Царственных страстотерпцев. Ведь пострадавшие от советской власти члены семьи последнего императора были прославлены Юбилейным Архиерейским собором РПЦ МП в 2000 году после долгих и настоятельных просьб священства и «простого» церковного люда. Так же «неконтролируемо» писались иконы, создавались акафисты, собирались факты чудотворений после молитвенного обращения к Царской семье… Но есть все же коренное отличие: семью уже прославила в 1981 году в лике новомучеников и исповедников Русская Православная Зарубежная Церковь. Юбилейный Собор только установил их всецерковное почитание. И устранил, кстати, одно из препятствий для объединения двух ветвей Русской Церкви, которое произошло в мае 2007 года.

Результат этого объединения можно было видеть и в нынешних екатеринбургских торжествах. В Богослужении приняли участие трое архиереев – представителей РПЦЗ : архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил и епископ Домодедовский Евтихий, викарий Святейшего Патриарха, управляющий российскими приходами РПЦЗ . Возглавил же литургию митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, которому сослужили также архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан.

Внутри храма, что называется, яблоку было негде упасть. Специально для тех, кто желал принять участие в молитве, но не смог попасть в церковь, были установлены снаружи монитор и громкоговорители, через которые транслировалось происходящее на службе. Погода содействовала: с закатом солнца зной обратился в благодатную прохладу. Помимо шести архиереев, в службе участвовало более двухсот священников. Только их причащение заняло полчаса. В это время митрополит Сергий огласил приветствие Святейшего Патриарха Алексия II, посвященное 90-летию мученической кончины Царской семьи. Причащение мирян совершалось в верхнем и нижнем храмах из 14 чаш и продолжалось около часа. Сразу по окончании Божественной литургии, в 4 утра начался покаянный Крестный ход до Ганиной ямы – по той же дороге, которой двигался грузовик с телами убиенных, вывозя их за город для окончательного уничтожения. Символическое сочетание: 23 года продолжалось царствование Николая II – 23 ступени вели в подвал Ипатьевского дома, где совершилось убийство без суда и следствия – и примерно 23 километра отделяет нынешний Храм-на-Крови от монастыря святых Царственных страстотерпцев, основанный в 2000 году на том месте, куда были увезены их тела.

Шествие возглавили архиепископ Викентий, архиепископ Марк, епископ Евтихий и епископ Михаил. Темп хода был задан бодрый, поэтому не всем удалось дойти до конца пешком. Уставшие и отставшие садились в паломнические автобусы, которые замыкали «живую ленту», растянувшуюся почти на пять километров. Несли свою службу работники ГИБД и врачи. Последствия дневного жара, а также темнота и спешка, в какой начался ход, прибавили им работы. Так, одна паломница из Москвы подвернула ногу, однако отважно решилась идти дальше. Врачи вовремя успели посадить ее в карету «скорой помощи».

Четыре часа продолжался путь до монастыря. И когда последние паломники входили в бревенчатые ворота, здесь уже давно закончился отслуженный архиереями молебен у поклонного Креста на месте старой шахты. Зато вовсю шли службы в семи чудных деревянных храмах, выстроенных на обширной поляне между сосен. Зеленые лужайки были сплошь усеяны отдыхающими крестоходцами. И никак не верилось, что здесь среди мира и спокойствия величественного бора девяносто лет назад людьми было совершено страшное беззаконие.

Геннадий КРАМОР. Фото автора.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.