Дни памяти святых Царственных страстотерпцев в Екатеринбурге собрали в этом году небы-
валое количество паломников со
всех концов России и даже – со
всего мира. По разным оценкам,
в столицу Урала прибыло от 10
до 50 тысяч человек. Тому причиной – «круглая дата»: 90-летие
со дня убиения семьи последнего
императора Николая II.
К таким событиям неловко, кажется,
применять слово «празднование». Однако мероприятия, проходившие в течение
недели в рамках фестиваля, носили
торжественно-праздничный характер.
Трагедия, разыгравшаяся в ночь с 16
на 17 июня 1918 года, должна была, по
замыслу убийц, уничтожить память о
царской России и надежду на возрождение монархии. Однако жертва семьи
Романовых и оставшихся верными слуг
обернулась торжеством веры в бессмертие души и величия жертвы за Христа.
Зримый символ этого торжества – храм
во имя святых Царственных страстотерпцев, воздвигнутый в начале XXI века на
месте разрушенного в 1981 году дома
Ипатьева.
Этот храм, называемый также
Храмом-на-Крови, стал центром притяжения жителей и гостей Екатеринбурга.
В программе Дней памяти значилось
множество событий и мероприятий:
таких, как IV Международная выставкаярмарка «От покаяния – к воскресению
России», VII Международный фестиваль
православной культуры «Царские дни»…
Но главными событиями для православных верующих стали Богослужения в
Храме-на-Крови и покаянный Крестный
ход. Накануне памятной ночи, 16 июля
состоялся малый Крестный ход – от
станции Шарташ, куда в мае 1918 года
прибыла царская семья, до Храма-на-Крови, где сразу же в нижней церкви
началась малая вечерня с акафистом
святым Царственным страстотерпцам.
Она продолжилась Всенощным бдением, а около полуночи началась главная
служба в верхней церкви – Божественная литургия.
В это время поток паломников, прибывавших к площади около храма, все
нарастал. Из Канады прибыла Ольга
Николаевна Куликовская-Романова –
председатель Благотворительного фонда
имени великой княгини Ольги Александровны и супруга племянника Николая II.
Виднелись автобусы со ставропольскими
номерами, слышались московский и
украинский говоры, степенно шествовали
монахи с Валаама… Соседняя Тюмень
была представлена особенно широко:
казалось, сюда прибыли прихожане всех
церквей «нефтяной столицы». Площадь
являла собой широчайший спектр православной культуры: напротив смиренно
читающих покаянные каноны сударынь в
платочках раскинули свои шумные лотки
представители монархических движений.
Люди в казачьей форме установили
для поклонения «свои» образы святых,
параллельно шла бойкая продажа их
репродукций. В это же время в самом
храме были выставлены подлинно чудотворные святыни и образы из разных
церквей России.
В этой же суете распространялись
бумажные изображения самочинно прославленных лиц (таких, как царь Иоанн
Грозный) и «новоявленных» икон. Хотя
всецерковное их почитание не принимается большинством священства РПЦ ,
в народной среде яркие картинки получили широкое распространение. Рядом
с портретами последнего государя из
рода Рюриковичей подымались голоса,
требующие созыва «истинно народного»
Поместного собора. Недовольство ИН ,
банковскими карточками и прочими новшествами эпохи глобализации сильно в
приходской среде. Хотя при разговоре
быстро выясняется, что эти недовольства растут на социальной, а совсем не
на богословской почве: «Да нам бы царя
такого, как Грозный, чтоб всех жуликов
пересадил…» На вопрос: а зачем же
для этого прославлять Грозного в лике
святых и не лучше ли тогда кандидатура
Сталина – ответа не последовало…
|
Идеологи стихийного прославления
новых святых пытаются найти поддержку
и у Царственных страстотерпцев. Ведь
пострадавшие от советской власти члены семьи последнего императора были
прославлены Юбилейным Архиерейским
собором РПЦ МП в 2000 году после долгих и настоятельных просьб священства
и «простого» церковного люда. Так же
«неконтролируемо» писались иконы, создавались акафисты, собирались факты
чудотворений после молитвенного обращения к Царской семье… Но есть все
же коренное отличие: семью уже прославила в 1981 году в лике новомучеников
и исповедников Русская Православная
Зарубежная Церковь. Юбилейный Собор только установил их всецерковное
почитание. И устранил, кстати, одно из
препятствий для объединения двух ветвей Русской Церкви, которое произошло
в мае 2007 года.
Результат этого объединения можно
было видеть и в нынешних екатеринбургских торжествах. В Богослужении
приняли участие трое архиереев –
представителей РПЦЗ : архиепископ
Берлинско-Германский и Великобританский Марк, епископ Женевский и
Западно-Европейский Михаил и епископ
Домодедовский Евтихий, викарий Святейшего Патриарха, управляющий российскими приходами РПЦЗ . Возглавил
же литургию митрополит Воронежский
и Борисоглебский Сергий, которому
сослужили также архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий
и архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан.
|
Внутри храма, что называется, яблоку
было негде упасть. Специально для тех,
кто желал принять участие в молитве,
но не смог попасть в церковь, были
установлены снаружи монитор и громкоговорители, через которые транслировалось происходящее на службе. Погода
содействовала: с закатом солнца зной обратился в благодатную прохладу. Помимо
шести архиереев, в службе участвовало
более двухсот священников. Только их
причащение заняло полчаса. В это время
митрополит Сергий огласил приветствие
Святейшего Патриарха Алексия II, посвященное 90-летию мученической кончины
Царской семьи. Причащение мирян совершалось в верхнем и нижнем храмах
из 14 чаш и продолжалось около часа.
Сразу по окончании Божественной
литургии, в 4 утра начался покаянный
Крестный ход до Ганиной ямы – по той
же дороге, которой двигался грузовик
с телами убиенных, вывозя их за город для окончательного уничтожения.
Символическое сочетание: 23 года
продолжалось царствование Николая
II – 23 ступени вели в подвал Ипатьевского дома, где совершилось убийство
без суда и следствия – и примерно 23
километра отделяет нынешний Храм-на-Крови от монастыря святых Царственных страстотерпцев, основанный
в 2000 году на том месте, куда были
увезены их тела.
Шествие возглавили архиепископ
Викентий, архиепископ Марк, епископ
Евтихий и епископ Михаил. Темп хода
был задан бодрый, поэтому не всем удалось дойти до конца пешком. Уставшие
и отставшие садились в паломнические
автобусы, которые замыкали «живую
ленту», растянувшуюся почти на пять километров. Несли свою службу работники
ГИБД и врачи. Последствия дневного
жара, а также темнота и спешка, в какой
начался ход, прибавили им работы. Так,
одна паломница из Москвы подвернула
ногу, однако отважно решилась идти
дальше. Врачи вовремя успели посадить
ее в карету «скорой помощи».
Четыре часа продолжался путь до
монастыря. И когда последние паломники
входили в бревенчатые ворота, здесь
уже давно закончился отслуженный архиереями молебен у поклонного Креста
на месте старой шахты. Зато вовсю шли
службы в семи чудных деревянных храмах, выстроенных на обширной поляне
между сосен. Зеленые лужайки были
сплошь усеяны отдыхающими крестоходцами. И никак не верилось, что здесь
среди мира и спокойствия величественного бора девяносто лет назад людьми
было совершено страшное беззаконие.
Геннадий КРАМОР. Фото автора.
|