ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№09 2007 г.         

Победа, объединившая народ

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове не может затеряться среди множества московских храмов, замечательных по красоте, по значимости их истории или известных по хранящимся в них святыням. Основанием своим храм уходит в переломную эпоху в развитии России и тесным образом связан с деятельностью преподобного Сергия Радонежского, называемого игуменом земли русской за свое исключительное влияние на формирование русского национального духа.

8(21) сентября 1380 года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы, свершилось событие, определившее поворот в развитии русского государства, - произошла Куликовская битва. Битва, на которую решился молодой Московский князь Димитрий Иоаннович, воспитанник святителя Алексия, была благословлена преподобным Сергием. Зримым же знаком Божиего благословения на смертный подвиг за Отечество стали схимонахи Пересвет и Ослябя, ученики преподобного Сергия. Их монашеское мужество укрепило дух русских людей в решимости победить.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя происходили из знатного рода бояр Брянского княжества. Как пишет летописец: "Будущие избранники воспитывались в благочестии как боголюбивые воины, призванные защищать Родину и веру отеческую. Закаляя дух в посте и молитве, тело совершенствовали в ратных упражнениях под руководством опытных наставников".

Получив благословение Сергия Радонежского, князь Димитрий призвал все русские княжества объединить усилия в борьбе с общим противником и назначил сбор всех полков в Коломне 15 августа 1380 года. Мобилизация сил дала возможность Дмитрию Ивановичу собрать огромные по тем временам силы порядка 100-150 тысяч человек. Из Коломны московское войско двинулось к Дону, где Димитрий и замыслил встретить Мамая.

Утром 8 сентября над Куликовым полем стоял густой, непроницаемый туман, который рассеялся только к двенадцатому часу. Поединок ханского воина Челубея и Александра Пересвета, в котором погибли оба богатыря, положил начало битве. Конница противника в течение трех часов пыталась прорвать центр и правое крыло русской рати. Русские полки несли значительные потери. Был ранен и сам князь Дмитрий Иванович, сражавшийся в доспехах рядового воина.

Когда Мамай перенес главный удар против левого фланга и начал теснить русские полки, был введен в действие частный резерв. В решающий момент сражения по флангу и тылу прорвавшейся конницы противника нанес удар засадный полк воеводы Боброка. Внезапная и стремительная атака этого полка, поддержанная ударом других полков, решила исход битвы в пользу русских.

Вражеское войско дрогнуло и обратилось в бегство. Русские воины захватили ханскую ставку и на протяжении почти 50 километров преследовали и уничтожали остатки войск Мамая. Потери с обеих сторон были огромны: около 200 тысяч человек убитыми и раненными.

Значение Мамаева побоища было так велико, что потомки стали вести счет годам-летам не только от сотворения мира или Рождества Христова, но и от Куликовской Победы, потому что на Куликовом поле произошло единение русских княжеств. На битву ушли москвичи, владимирцы, белозерцы, ростовчане, суздальцы, костромичи, дмитровцы... а вернулись единым русским народом!

Как рассказывают летописи, по завершении битвы тела наиболее именитых героев Куликовского сражения были в дубовых колодах перевезены в Москву и многие из них, в том числе и тела иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби, были преданы земле вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Предание сохранило тот факт, что Великий князь особенно "требовал их останков для своей Москвы, чтобы воины и народ, взглядывая часто на могилы, воспламенялись духом доблести..."

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.