ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№09 2007 г.         

Сберегать чистоту и красоту родного языка

Современные либерально-демократические средства массовой информации продолжают курс на попрание народной нравственности. Ярко проявляется снижение народной нравственности и в отношении языковых проблем. Со скорбью мы отмечаем искажение русского литературного языка. Нынешнее нравственное состояние общества характеризуется тем, что, по словам исследователей, происходит "третья варваризация" (первая - в Петровскую эпоху, вторая - после революции 1917 года). Из народной жизни ушло традиционное устное семейное чтение по вечерам. А ведь именно семейное чтение в кругу близких имело и должно иметь огромное значение в воспитании детей и укреплении семьи. Фактически утрачен навык писать письма, потому что его вытеснила техника. Если у человека исчезает навык писать, значит, он теряет прилежание, усидчивость, словотворчество. У человека мало читающего подлинно литературные шедевры и мало пишущего сокращен словарный запас. Речь такого человека примитивна.

Печалит утрата добрых традиций теле- и радиовещания. Редко услышишь классического диктора с правильной речью, с поставленным голосом, с верной интонацией. Вместо тех дикторов, которых узнавала по голосу вся страна, эфир заполняют суетливые картавые текстовки, наблюдается смешанный жаргон и иностранные искаженные заимствования. В телевизионном вещании классическая форма общения со зрителями заменяется часто на рекламно-лозунговую форму. Большой массив исконо русских понятий забывается, русский язык становится примитивным, схематичным и беднеет, а засорение иностранными словами ведет к потере самобытности и богатства русского языка. Привычные понятия умышленно заменяются иноземными словооборотами с неопределенным смыслом и сниженной завуалированной нравственной окраской. Простая встреча, например, именуется саммитом, согласие - консенсусом. Конец 20-го столетия ознаменован шквалом "торгово-закупочных" терминов: дилер, брокер, киллер, ваучер, шоп, бутик и т.д.

Современный процесс оскудения русского языка, засорение его жаргонными выражениями ведет к тому, что люди становятся отстраненными и разъединенными друг от друга. Они не стесняются говорить грубо "отвали, отвянь", "мне до него сугубо фиолетово, параллельно". Если этот процесс не остановить, то наш "великий и могучий" язык может потерять роль великого учителя, просветителя, воспитателя, носителя культурных и духовно-нравственных традиций нашего многонационального российского братства и сестричества.

Хочется отметить необходимость подвига, терпения, прилежания в сохранении русского языка, очищении его от усложнения и извращения иностранными терминами и понятиями. Великий философ Ильин И. А. на первое место в воспитании детей поставил язык: "Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа... В семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праздники, большие обмены мнений - должны протекать по-русски. Очень важно частое чтение русских классиков..."

Хочется сказать современным "реформаторам" русского языка, что реформировать нужно не язык, а себя. Перестроиться пора нам всем от теплохладности к вековой культуре и стремиться обогащать себя духовно, без лености, трудолюбиво, как это делали наши предки. Чья-либо воля или легкомысленная инициатива не вправе извращать наш родной литературный язык, который является инструментом духовной культуры. Именно к литературному языку должны применяться высокие требования цензуры, которая сегодня почему-то молчит. Русский язык всегда был и должен оставаться национальной святыней, попрание которой говорит о том, что попирающие его не любят свою страну и не являются патриотами.

К проблемам русского языка надо отнести и вопросы, связанные с церковно-славянским языком. Наши предки дорожили богатым наследием, написанным и сказанном на языке славянском. Сегодня, к сожалению, достоянием лишь Церкви и библиотек становятся тексты, написанные на древнем языке Руси - на славянском языке. Некоторым непонятен этот язык, так как люди сегодняшнего времени редко слышат церковное богослужение и редко читают глубокие по смыслу и содержанию тексты домашних молитв. Однако, это не проблема, как мне кажется. Православные священники никогда не откажут в объяснении непонятных славянских выражений; в Православии нет деления на "посвященных" и "невежд" - для Бога и для Церкви дороги все люди, приходящие под своды храма.

Таким образом, совершенно ясно, что традиционные русский и славянский языки - не каприз, не прихоть, не средство скрыть что-то от "непосвященных", но, наоборот, - это духовная красота и основа многонационального российского народа.

Современный известный церковный педагог и писатель протоиерей Артемий Владимиров говорит: "...И.С. Тургенев, великий писатель великой земли, назвал наш язык могучим и прекрасным. Он соединяет в себе стихию священного церковно-славянского языка и стихию меткого, выразительного, емкого и мудрого народного, разговорного..."

М.В. Ломоносов писал о пользе чтения юношеством церковных книг, а в Древней Руси Часослов и Псалтирь были пособиями для начинающих осваивать грамоту. C детства мы помним наставления взрослых о так называемых волшебных словах: здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Но не все, быть может, вникали в их внутренний смысл. Слово "пожалуйста" - почтение к старшему "пожалуй, старче". Современное слово спасибо наполняет старинное пожелание - "спаси тебя Бог" - не простая благодарность и вежливость, а молитва Богу о милости человеку в день Суда.

Велик дар слова, но печальны последствия злоупотребления этим даром. Произнося слова коварные, срамные, пошлые, пусть человек скажет: "Язык мой - враг мой!" Счастье, что есть у нас таинство церковной исповеди, на котором Бог все нам прощает.

Думай, что говоришь!

Не говори того, чего не думаешь!

Не все, что думаешь, говори!

Иерей Алексий ТУРОВ, Югорское благочиние

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.