Мы теряем, похоже, для Православия еще одно поколение. Очередное
поколение, которое воспитано уже без жестких коммунистических
установок, поколение, взросление которого пришлось на то самое время,
когда Церковь получила в России свободу говорить людям правду о Боге,
и тем прискорбнее и больнее осознавать факт совершающейся потери.
Что такое Православная школа сегодня?
Какое влияние имеет христианство на детей и подростков в наши дни? Увы, никакого! Или, если быть точными, почти никакого, очень малое. Немногочисленные
примеры Православных гимназий и школ в крупных городах плюс сеть самодеятельных Воскресных школ - вот и все, что приходит на ум, когда мы пытаемся проанализировать итоги. Но что такое Православная школа на 120-150 учеников, одна единственная на огромный областной город, если в каждой обычной государственной школе
проходят обучение до 2000 детей?! А ведь таких обычных школ по всей стране тысячи! Можно радоваться положительному
опыту устроения нескольких
Православных гимназий в стране, но от этого едва ли убавится горечи при взгляде на сотни тысяч детей и подростков, потерянных нами в дебрях многомиллионной страны.
Наша образовательная система как-то сразу утеряла миссионерскую идею, уж очень просто отказалась от своей просветительской роли в обществе, замкнулась на работе с детьми из воцерковленных
семей, на задаче оберегания
этих детей от мира. И даже эта задача часто приводит взрослых в тупик:
дети уходят из Православных гимназий
и Воскресных школ. Дети уходят из Церкви, предпочитая христианству те самые ценности, над развенчанием которых так долго и так много трудились
батюшки и педагоги. Есть о чем серьезно задуматься. Действительно, если бы возможно было провести исследование
среди обычных школьников, какими им представляются Православие и православные, как вы думаете, что бы мы услышали? Наверняка бы нас назвали старомодными, безнадежно отставшими
от жизни людьми, постоянно морализирующими и назидающими, живущими
какой-то мрачной безрадостной жизнью с одними только постами и поклонами. что означает этот ответ? Он наглядно показывает, насколько скучна и неэффективна выбранная нами форма проповеди, насколько далекими остаются от детских сердец все наши призывы. Случается даже обратное - именно она, эта наша неумелая проповедь
часто становится для человека главным препятствием ко вхождению в Церковь, главным основанием для того, чтобы мнить христианство, эту великую жизнерадостную и жизнеутверждающую силу, жесткой догмой, лишенной жизни и радости.
Похоже, мы слишком быстро похоронили
советскую школу, радостно отряхнули ее прах с наших ног и совершенно не заметили того колоссального
положительного учебного, методического, административного и даже воспитательного опыта, которым она обладала. Многим кажется, что у нас все будет хорошо просто оттого, что мы все православные. Но реальность говорит об ином: возникает множество трудностей, специфичных именно для Православной школы. Трудным, к примеру,
оказывается вопрос поддержания дисциплины. Принцип семейственности, увы, может быть воспринят по-разному. Для одних - это особая ответственность
и духовное родство, для других - панибратская вседозволенность. Родительское
настроение моментально передается детям. Дело может дойти до того, что на уроке дети перестанут обращать какое-либо внимание на педагогов,
начнут ходить по классу и т.д. Ну, а если преподаватель не имеет особого педагогического опыта или совсем новичок, тогда могут происходить
самые невероятные вещи. Ученик что-нибудь сделает, а учитель ему (с истинно православным "смирением"): "Прости меня, Христа ради"! Многие учителя, нужно сказать, стесняются дисциплинарных мер и решают начисто
избавиться от таких непопулярных "советских" методов, как двойка за поведение, запись в дневник и вызов родителей, а вместо этого всячески "смиряются" перед детьми.
Дисциплина подрывается еще и тем, что православные родители по-своему понимают взаимосвязь церковной жизни и школьного распорядка, т. е. совершенно
произвольно могут устраивать выходные своим детям по случаю того или другого церковного праздника.
мнение о том что в государственной школе дитя непременно испортится, а в православной обязательно станет добрым и верующим, по меньшей мере нужно назвать наивным. На самом деле, в государственной школе многие дети проявляют себя гораздо лучше, чем в православной гимназии. В обстановке обычной школы ребенок сталкивается с необходимостью активно отстаивать и исповедовать свою веру. В ней он воочию видит те отличия, которые несут в себе дух мира и дух Евангелия. Жизнь по заповедям Божиим перестает быть для него абстракцией. В Православной школе он избавлен от этих проблем. Вера, за которую не надо бороться, которую не надо отстаивать, быстро приобретает оттенок обыденности и нарочитости. Особенно это касается детской веры, ведь душа ребенка особенно нацелена на динамику, экспрессию, героический
пафос в жизни. Получается, что когда он учился в обычной школе, ему приходилось реально отвечать за свое христианство, бороться за него. В среде, далекой от Церкви и часто враждебной, он проявлял себя христианином.
Там он молился перед уроками, в храм ходил, исповедывался, причащался, потому что страшно было. А здесь все очень хорошо, никто не трогает, все дозволено. Это значительная духовная и педагогическая проблема: как избежать охлаждения, как сделать, чтобы среда Православной гимназии формировала детей как людей горячо верующих? И вот какие видятся решения.
Во-первых, взрослые должны допускать мысль, что не всем детям показано обучение в Православной школе. Вопрос, в какой школе учиться ребенку, рассматривать
нужно более внимательно. Родители
совместно с духовником обязательно должны разобраться в индивидуальных особенностях сына или дочери. То, что для одного является благом, для другого может оказаться во вред.
Во-вторых, взрослые должны постоянно заботиться о том, чтобы у детей в стенах школы было некое пространство для подвига, для выражения своих чувств и взглядов, для определенного положительного пафоса. Знание о духовных вопросах детям должно даваться вовсе не с той легкостью и запланированностью, с какой преподается
им рассудочная информация. Для духовного роста недостаточно условий маленького православного парничка. Нужно некоторое напряжение, некоторое усилие, с которым дети постигали бы духовные вопросы. А то ведь мы читаем аскетические творения Святых Отцов, пытаемся их понять и воспроизвести в своей жизни, но совершенно упускаем из виду тот факт, что сами-то живем жизнью
совершенно неаскетичной. Откуда у современного городского жителя может взяться верное понимание православного подвижничества, если, к примеру, воду в необходимых количествах всегда можно взять из-под крана, а отцам-пустынникам приходилось приносить ее с расстояния дневного пути? Понятно, что прочитанные
в книге аскетические понятия будут восприняты ребенком на уровне чисто интеллектуальном и не будут связываться им со своим повседневным жизненным опытом. То духовное богатство, которое досталось Церкви кровью и потом ее мучеников и преподобных, наши дети в стенах школы получают с удивительной легкостью и безответственностью. Они могут подробно рассказать чинопоследование,
растолковать Символ веры, много рассуждают на Евангельские темы, но в реальной жизни они совсем другие, живут другим. Получается какая-то брешь между
церковной молитвой, Причащением и тем, что реально наполняет их жизнь.
Духовный опыт должен даваться трудами. Вместо того, чтобы "проходить" "Блаженни милостивые..." на уроке
Закона Божия, мы должны предоставить детям возможность оказаться в ситуациях, когда кто-то ждет от них милости или нуждается в их милосердии.
Православие - это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.
Иерей Вячеслав БЕЛОГУБОВ, г. Ноябрьск
|