После сошествия Святого Духа на
Апостолов христианская вера стала быстро
распространяться по всей земле.
Но языческие императоры относились к христианам враждебно, всячески
их преследовали, мучили и многих предавали смерти.
Гонения на христиан продолжались почти триста лет и окончились только
при императоре Константине Великом, который сам принял христианскую веру.
В начале IV века
вновь в Римской империи
началась гражданская
война между
Константином,
который был
провозглашен императором
Галлии и
Британии,
и правителем западной
части
Римской империи
Максенцием.
Перед решающим сражением
Константин
молил
Бога дать ему знамение, которое
воодушевило бы его войско храбро
сражаться, и
Господь явил ему на небе
сияющее знамение
Креста с надписью:
"Hoc vince!" ("
Сим побеждай!").
В
ту же
ночь
Константину явился в видении
Сам
Христос и повелел ему сделать знамя
наподобие
Креста и изобразить
Крест
на оружии, щитах и шлемах воинов.
Важнейшею битвою была битва (312
г.) на Фламиниевой дороге, в которой
превышающее численностью войско
Максенция было побеждено.
Знаменательно то, что
Максенций
был фанатиком язычества и жестоким
тираном, а
Константин был воспитан в
уважении к Христианской религии своей
матерью св.
Еленой, которая была
уже христианкой. Победа
Константина
стала торжеством всепобеждающего
Креста над старым языческим миром
и установлением христианского мира на
Востоке и
Западе в лице новой столицы
Константинополя и древнего
Рима.
Глубоко почитая
Крест
Господень,
император
Константин желал найти и
самый
Животворящий
Крест, на котором
был распят
Господь наш
Иисус Христос.
Для этой цели он направил в
Иерусалим
свою мать - святую царицу
Елену, дав
ей большие полномочия, материальные
средства и снабдив ее письмом к
Патриарху
Иерусалимскому
Макарию.
Разыскивая
Животворящий
Крест, св.
Елена расспрашивала христиан и иудеев,
но долгое время ее поиски оставались
безуспешными.
Наконец, ей указали на
одного старого еврея по имени
Иуда,
который сообщил, что
Крест зарыт там,
где стоит капище
Венеры.
Капище разрушили
и, совершив молитву, начали
копать.
Вскоре были обнаружены
Гроб
Господень и неподалеку от него - три
креста. Чтобы узнать, на котором из
них был распят
Спаситель, Патриарх
Макарий поочередно возложил кресты
на покойника.
Когда был возложен
Крест
Господень, мертвец ожил.
Увидев
воскресшего, все убедились, что найден
Животворящий
Крест.
Христиане, пришедшие поклониться
Святому Кресту, просили Патриарха
поднять, воздвигнуть
Крест, чтобы все
могли хотя бы издали благоговейно созерцать
его.
Тогда святитель Макарий
и другие духовные лица начали высоко
поднимать Святой Крест, а народ, взывая:
"Господи, помилуй!", - благоговейно
поклонялся Честному
Древу.
Это торжественное событие произошло в 326 году.
После обретения Честнаго
Креста на
Голгофе был воздвигнут величественный
храм во имя
Воскресения Христова, на
второй год после освящения которого,
14 сентября 335 года, было установлено
праздновать
Воздвижение Честнаго и
Животворящего
Креста
Господня.
Во время богослужения в соборах
и приходских церквах с благословения
епархиального архиерея совершается
чин
Воздвижения
Креста.
Святой
Крест представляет тайну
нашего спасения, приводит на ум и память
Самого распятого за нас Христа.
Следовательно, при поклонении
Кресту
мы кланяемся
Самому Христу, распятому
за нас на
Кресте.
Крест Христов
для нас - ключ, отверзающий двери
небесные.
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко,
И святое Воскресение Твое славим!
(стихира на поклонение Кресту)
Иерей Илия Сиразиев, клирик Крестовоздвиженского
храма г. Тюмени
|