Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Вся Вселенная: и видимый, и невидимый мир - сотворена Премудростью Божьею, исключительно
по любви. В каждом растении, в каждом животном мы видим премудрость Сотворившего.
Сам человек, который так же, как и все материальное, взят из земли и телом своим принадлежит к вещественному
миру, представляет собой искуснейшее создание.
Господь дал человеку все возможное,чтобы он познал сотворенный
мир. Человек не только возвышается над землей, т. к. все на земле сотворено для
служения человеку, но имеет возможность, будучи во плоти, общаться с бесплотными
Небесными Силами. Совершенный по природе сотворенный
человек был создан для блаженства и вечного совершенствования
в Боге и с Богом. Однако наши прародители Адам и Ева, обольщенные диаволом, встали на
путь греха, самооправдания и осуждения Творца и были изгнаны из рая. Человек потерял связь с Богом, и жизнь его переполнилась скорбями,
печалями и мучениями. Диавол получил власть над человеком, чтобы обольщать его и насаждать в людях свою падшую природу.
Однако Премудрый Бог не мог оставить
Свое творение. Он предвидел, что Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий, станет человеком и возьмет на Себя грехи мира. Но нужно было время, чтобы в горниле скорбей и страданий человечество приуготовило сосуд Святого
Духа - Жену, достойную родить Сына Божия.
В течение почти пяти тысяч лет человечество боролось со злом за нравственную чистоту и веру. И вот родилась Она, "как последнее заключительное
звено длинной цепи людей". Человечество подготовило Наследницу своего рода, вобравшую в себя все качества
прародителей до грехопадения. Родилась Пресвятая Богородица, Которая
восстановила союз между небом и землей, Которая открыла дверь в Царство Небесное, и человечество получило
наследство спасения. "Радуется вся Вселенная, уготовляется жилище для Сына Божьего, нисшедшего с неба для воссоздания мира".
Как же произошло это великое событие?
В последние столетия до Рождества Христова все человечество было погружено
в глубочайшую тьму греха и безверия.
Родители Пресвятой Девы - Иоаким и Анна - сияли своей праведной жизнью среди этой греховной тьмы, как звезды на темном небосводе. Будучи праведны и благочестивы, они, к величайшему своему горю, были бездетными, что являлось для них испытанием их веры. К тому же бездетность считалась тогда у евреев наказанием за грехи, поэтому окружающие считали Иоакима и Анну тайными грешниками и открыто выражали
свое презрение. Всё это праведные супруги переносили с кротостью и без ропота, непрестанно и усердно молясь Богу в великом сокрушении и посте.
Бог не оставил без ответа молитвы праведников. Однажды Анна увидела птичье гнездо, в котором щебетали птенчики.
"О, - воскликнула она со скорбью, - птица и та имеет утешение в птенцах, а я - несчастная, Бог прогневался на меня, люди поносят, и муж оставил меня!" (Иоаким в то время уединенно молился в пустыне).
но вот пробил час, и в ответ на слезную молитву слышит голос Ангела: "Анна, Анна! Услышана молитва твоя. У тебя родится Дочь Преблагословенная, о Ней возрадуются все племена земные. Ею дастся спасение всему миру, имя Ее будет Мария." ответ с глубоким смирением Анна обещала, что если у нее родится дочь, то она отдаст ее на служение Богу.
В то же самое время и Иоакиму в пустыне было подобное видение и обещание.
Супруги, встретившись в храме, с радостью рассказывали друг другу о виденном и слышанном ими повелении Божием.
Восьмого сентября Анна родила Дочь, Пречистую и Преблагословенную Деву, Которую в пятнадцатый день по рождении нарекли Марией, что значит по-еврейски "госпожа, надежда". Пресвятая
Мария, сделавшись Матерью Творца, явилась Госпожой и Надеждой всех людей.
Примечательно свидетельство ранних отцов Церкви о внешнем облике и образе жизни Пресвятой Богородицы. Церковный историк Никифор Каллист пишет: "Она была роста среднего или, как иначе говорят, несколько более среднего, волосы
златовидные, глаза быстрые, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные
сладких речей, лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные". По свидетельству
святого Амвросия Медиоланского, Пресвятая Дева Мария была "смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница
чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. У Неё не было ничего сурового в очах, ничего
неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях. Телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный, так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты". Святитель Дионисий Ареопагит, сподобившийся видеть в Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Богородицу, так описывал
потом это свидание: "Когда я введен был пред лице Благообразной,
светлейшей Девы, меня осиял извне и внутри столь великий и безмерный Свет Божественный, и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый
дух не в силах были вынести столь великих знамений и начатков вечного блаженства и славы..."
Добродетели Пресвятой Богородицы и благодать Святого Духа, посредством которых Она сподобилась
стать Матерью Божией, поставили Ее выше всех святых и даже Сил Небесных. А самое главное - Она, молитвой стяжавшая такие великие дары Божии, сделалась усердной молитвенницей за весь род христианский. Кто из нас когда-либо с пламенной молитвой прибегал к Ней, тот знает, какое спокойствие, какое довольство
внезапно водворялось тогда в его сердце. Поэтому Сам Господь учил нас молитве и словом, и собственным примером. Святая Церковь учит нас возносить молитвы и святым, особенно Пресвятой Богородице как ближайшей к престолу Сына Своего.
матерь Божия и по сегодняшний день наша Помощница и Заступница, только надо научиться жить честно, жить мирно со своей совестью, молиться Пресвятой Богородице, чтобы Она исправила в нас все неисправное, помогла нам уразуметь силу Слова Божьего.
Многие из нас родились и выросли во времена, когда в течение 70 лет в храмах не были слышны славословия Творцу нашему, Триипостасному Богу, и наши сердца охладели. Но сегодня вновь возрождаются церкви, обители, колокольный звон созывает нас вновь объединиться для прославления Творца и Его Пречистой Матери.
Наша женская обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы также возрождается.
Известно, что женские монастыри - это дом Матери Божией, и монахини - служанки Ее. Сама Матерь Божия была первой монахиней среди всех людей и показала нам пример чистоты, простоты, послушания воле Божией, самоотверженности и молитвы.
Возрадуемся о Рождении Богоизбранной Отроковицы Марии:
"Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести
всей вселенней", и прославим Творца, Его же Премудрость, честь и слава во веки веков. Аминь!
монахиня Нина (Схулухия),
настоятельница Богородично-Рождественского
Ильинского женского монастыря
г. Тюмени
|