ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№9 2006 г.         

Подаренная благодать.



Преподобный Амвросий Оптинский.
Нашим благодетелем в это лето стало ОАО "Обьнефтегазгеология" в лице его генерального директора, очень отзывчивого и доброго человека Сергея Ивановича Кириченко, который выделил необходимую сумму для организации паломничества учащихся православной гимназии.

Поездка состоялась в конце июня - начале июля. География следующая: Сургут - Москва - Сергиев Посад - Звенигород - Калуга - Шамордино - Козельск - Малоярославец - Боровск - Москва - Сургут.

***

В Москве путешествие было начато с Красной площади. В Кремле, у величественного Успенского собора, мы с замиранием сердца, с великой гордостью наблюдали торжественный ритуал - развод караула.

В Зачатьевском монастыре на Остоженке нам заботливо была приготовлена трапеза. Это первый в Москве женский монастырь, основанный в 1360 году по благословению митрополита Московского Алексия для двух его сестер-монахинь Иулиании и Евпраксии. Самостоятельных женских монастырей тогда еще не было - обители разделялись на мужскую и женскую половины. Мы поклонились кресту на месте почитания преподобных Иулиании и Евпраксии, приложились к чудотворной иконе Божией Матери <Милостивая>.

При выезде из столицы, с южной стороны, на берегу реки Москвы, расположен Новоспасский монастырь, или монастырь Спаса на Новом. Это самый первый в Москве монастырь, его история восходит к XIII веку - времени зарождения стольного города. Он трижды переносился, несколько раз был разрушен и разграблен. В монастыре было огромное кладбище, усыпальница рода Романовых. После революции монастырь стал местом смерти и тюремного заключения. Из величайшего некрополя на территории монастыря уцелела могила инокини Досифеи, московской старицы, известной в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны.

В 1997 году из Афона привезена точная копия чудотворной иконы "Всецарица" и установлена в галерее Спасо-Преображенского собора. После реставрации свое место в иконостасе этого же собора заняла чтимая икона Божией Матери <Смоленская> (конец XV - начало XVI вв.) - вклад матери царя Михаила Федоровича инокини Марфы. Мы благоговейно приложились к монастырским святыням, купили в иконной лавке книги, иконы.

***

Дорога ведет через город с замечательным названием Звенигород.

Мы поднимаемся на холм и идем в Сторожевскую обитель, основанную в 1398 году учеником Сергия Радонежского преподобным Саввой на месте сторожевого холма.

Царь Алексей Михайлович считал монастырь своим, <царским>. Царский дворец, построенный в 1652-1654гг., является знаком особого благоволения монарха к звенигородскому монастырю. Мы поклонились преподобному Савве Сторожевскому, полюбовались чудесным монастырским комплексом. До слез трогает душу красота и величие русских святынь.

***

В Троице-Сергиевой лавре мы посетили вечернюю службу в Успенском соборе, обошли территорию монастыря. Были поражены красотой архитектуры, роскошью внутреннего убранства храмов. Рано утром мы исповедались в надвратной церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи, приложились к мощам Преподобного Сергия в Троицком соборе. Причащались Святых Христовых Тайн мы в Успенском соборе.

Экскурсию по лавре провел для нас студент Московской духовной академии Дмитрий. Он очень интересно и подробно рассказал о лаврских святынях, архитектурных особенностях комплекса. Рассказал историю памятного обелиска, пятиярусной колокольни с курантами.

В храме Святого Духа покоятся мощи преподобных Максима Грека и Антония Радонежского. Преподобный Максим Грек приехал на Русь в 1518 году с Афона для перевода с греческого языка богослужебных книг. Он оставил множество богословско-полемических сочинений. Преподобный Антоний был наместником лавры с 1831 по 1877 годы.

Много интересных, значимых исторических фактов вмещает в себе эта величайшая святыня русского православия. Сердце переполняет неизреченная благодать, радость за русский народ, за великолепие созданных им удивительных православных святынь.

***

Калуга нас встречает веселыми ночными огоньками.

Утром мы поехали с экскурсией по городу. Неповторимо красив этот старинный русский город, богатый памятными местами, храмами, памятниками.

Мы посетили Троицкий собор, первое известие о котором восходит к 1610 году.

Главной святыней храма является икона Божией Матери "Калужская".

Калужская Успенская Свято-Тихонова пустынь была основана преподобным Тихоном Калужским. По преданию, Тихон был родом из Киева. Иноческий постриг он принял в Чудовом монастыре. Стремясь к более строгой подвижнической жизни, преподобный Тихон решил удалиться в глухие леса Калужского края. Здесь, на правом берегу речки Вепрейки, он обнаружил исполинский дуб, в дупле которого и поселился. Он стал мучеником по произволению, живя в безмолвии и уединении в дремучем лесу многие годы.

На святом колодце преподобного Тихона устроен скит с церковью во имя иконы Божией Матери "Живоносный источник". В скиту всех страждущих принимают купальни, чудотворная вода которых вот уже более 500 лет дарует исцеления по молитвам Преподобного. А еще в скиту пекут чудесный бездрожжевой хлеб на закваске, доставленной сюда из Афона. Хлеб с луком, слоеные булочки и много всяких постных вкусностей. Купив в скиту хлеб в первый же день нашего паломнического пути, мы привезли его в Сургут, и убедились, что он не потерял своих качеств через почти 10-дневный срок.

***

Из Калуги мы держим путь в Оптину, к батюшке Амвросию. Как же не заехать в Шамордино, а точнее в женскую Казанскую Свято-Амвросиевскую пустынь, история которой связана с его именем? Старец все свои силы и время отдавал на созидание и благоустройство новой обители. Великая отрада была Батюшке в том, что у него есть уголок, куда он может послать всякого несчастного и сказать ему: <Пойди и отдохни>. И тем, кому нечего было сказать в утешение, он говорил: "Ступай в Шамордино". Батюшка нежно любил Шамордино, даже на смертном одре все его мысли были о шамординских делах.

Шамордино возрождается, как и все монастыри и храмы. На всей территории монастыря радуют глаз прекрасные цветы.

В Казанском соборе мы прикладываемся к чудотворной иконе Божией Матери "Казанская". Узнаем чудесную историю ее обретения.

Когда матушка Амвросия (в миру А.Н. Ключерева, богатая помещица, глубоко верующая и преданная Старцу монахиня) жила еще в Белевском монастыре, одна женщина принесла икону Казанской Божией Матери и просила взять ее в заклад, а ей дать 10 рублей, так как она умирает с голоду. Матушка Амвросия дала ей 10 рублей и взяла икону. Прошло много времени, за иконой никто не являлся - так она и осталась у матушки Амвросии.

Матушка Амвросия зажигала у иконы неугасимую лампаду, для чего всегда покупала масла на 10 рублей в память того, что Царице Небесной угодно было за 10 рублей поселиться в ее келье.

Эта икона дважды, летом 1885 и зимой 1890 года, спасла обитель от пожара. Икону брали в руки и выносили к месту пожара. Ветер, дувший на монастырь, ко всеобщему изумлению, менял свое направление.

Мы поклонились могилкам игуменьи Софии и игуменьи Евфросинии, обошли подворье монастыря, окунулись в святой источник. Долго заказывали поминовения в иконной лавке, выбирали книги, фотографии, иконы.

***

Подъезжаем к Козельску и перед нами на высоком берегу речки Жиздры открывается панорама Оптиной пустыни во всем своем великолепии.

Время основания Оптиной пустыни неизвестно, достоверно, что созидалась она без злата и серебра, а слезами, пощением, молитвою, бдением и "в поте лица" трудами подвижников.

Оптина пустынь была известна своим старчеством, которое ввел там преемник великого основателя старчества в России - Паисия Величковского - старец Леонид, в схиме Лев. Сущность старчества состоит во взаимных обязанностях старца и ученика: старец берет в духовное руководство ученика, обязуется перед Богом представить его чистым и непорочным, для чего он с отеческой любовью следит за внешней и внутренней жизнью своего духовного чада; ученик обязан всецело предать себя старцу, иметь к нему беспрекословное послушание, безусловную веру и полную всестороннюю откровенность.

Имена старцев оптинских Льва, Макария, Моисея, Антония, Иосифа, Варсонофия хорошо известны в России. Но самым любимым был батюшка Амвросий (Александр Михайлович Гренков).

Через 3 года Александра постригли в монашество с именем Амвросий, в следующем году он стал иеродиаконом, а через 2 года получил сан иеромонаха. Но не суждено было отцу Амвросию приносить Господу бескровную жертву. Его постигла мучительная болезнь, которая навсегда лишила его возможности совершать Божественную литургию в ряду других иеромонахов. Тогда ему было велено помогать отцу Макарию в духовничестве. С утра до вечера удрученный недугом Старец принимал посетителей, подавая каждому по потребности. Ни звание человека, ни состояние не имели никакого значения в его глазах - ему нужна была только душа человека, которая настолько была дорога для него, что он, забывая себя, всеми силами старался спасти ее и поставить на истинный путь. И люди шли к нему непрерывным потоком. Так, в 1888 году лично посетил отца Амвросия Его Императорское Высочество Великий князь Константин Константинович, а также митрополит Московский Иоанникий.

Из русских писателей особенно чтил Старца К.Н. Леонтьев, часто приходил пешком из Козельска А.К. Толстой. Приезжали к нему Ф.М. Достоевский с В.С. Соловьевым. Граф Л.Н. Толстой до отлучения от Церкви был у о. Амвросия три раза. Вот его слова после беседы со Старцем: "Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним - и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, чувствуешь близость Бога".

В Оптиной пустыни мы посетили храмы, приложились к мощам Амвросия Оптинского, поклонились местам погребения оптинских старцев и новомучеников иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима. На следующий день после ранней исповеди причастились Святых Христовых Тайн.

К источнику ходили пешком, искупались в купальне. Шли по лесу и собирали лесную землянику, и так спокойно и радостно было на душе, отошла суета мира, рассеялись заботы, будто по-настоящему у Батюшки погостили. Очень не хотелось покидать это благословенное святое место.

Но пора было собираться в обратный путь.

***

Обратно мы поехали через Малоярославец. Это - один из древнейших городов нашей Отчизны. Расположен он в 60 км от Калуги и в 120 км от Москвы. Основателем города был князь Владимир Андреевич, прозванный Храбрым за воинскую доблесть и бесстрашие. Во время Куликовской битвы он командовал запасным полком, который решил исход битвы в пользу русского воинства. По духовной грамоте 1402 года князь завещал город своему сыну и в честь него назвал город Ярославом. Позднее, перейдя под власть московских князей, город получил имя Малый Ярославец, в отличие от большого Ярославля на Волге.

Свято-Никольский Черноостровский монастырь в Малоярославце основан в конце XV века. В 1812 году монастырь сильно пострадал во время одного из главных сражений войны - битвы за Малоярославец. Впоследствии император Николай I запретил ремонтировать изъязвленные ядрами и картечью стены и врата обители, а к 100-летию сражения на вратах появилась надпись <Язвы 1812 года>. Эти язвы и на сегодняшний день напоминают потомкам об историческом сражении.



Саввино-Сторожевский монастырь.
г.Звенигород.

Основан монастырь как мужской и таковым являлся до закрытия его большевиками. А когда в 1991 году его возвратили Церкви, то возродился он как женский. За короткий срок обитель приобрела подлинное благолепие, восстановлено большинство построек, устроена купальня над чудотворным источником святителя Николая. В 1994 г. сестры монастыря открыли приют для девочек из семей с наркологическими проблемами. Он получил название <Отрада> в честь иконы Божией матери <Отрада и утешение> и стал первым в современной России детским православным приютом.

Нас всех поразило спокойствие, уют, тишина, особенная благодать этого святого места. Мы спустились с холма по аккуратным ступенечкам к источнику и купальне. С какой-то особенной благодатью и умиротворенностью окунулись в купальне, попили водички из источника святителя Николая. Потом монахиня Марина провела нас по монастырю. В Свято-Никольский храм мы не смогли попасть из-за реставрационных работ. Зато мы побывали в детском корпусе, учебных классах, в живом уголке. Купили диск с чудесными записями детского хорового ансамбля <Отрада>, чтобы разучить их самим.

***

Последней обителью, находившейся на нашем паломническом пути, был Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Он, как величайшая святыня, является памятником культуры и находится под защитой государства. Но заботу государства мы увидели здесь в самой меньшей мере. Очень многое еще подлежит восстановлению, нет ни одного полностью реконструированного храма. И в который раз за время своего путешествия мы задавали себе вопрос: как могло произойти в истории нашего государства, что не захватчики и грабители убивали душу, любовь народа, а <свои>, соотечественники? Но, Слава Богу, что от вероотступничества мы вновь пришли к истинной вере Христовой.

За всю поездку мы видели много храмов и пришли к выводу, что на нашей Русской земле каждый храм построен неспроста. Каждая церковь - свидетельство чудес Господних и благодарение Ему и его Пречистой Матери за особую помощь и хранение наших душ.

Как хорошо было окунуться с головой в красоты старинных русских святынь.

Побывав там, понимаешь, что все это необходимо увидеть хоть раз в жизни, чтобы лучше понять судьбу своей страны, лучше понять что-то важное в себе самом.

Во всех храмах и монастырях мы подавали записочки о поминовении наряду со своими родными наших благодетелей - Сергия, Ольги и еще 64 имени работников ОАО "Обьнефтегазгеологии". Их имена мы попросили написать для молитвенной благодарности за подаренную благодать.

Л. И. Митрофанова,
    г. Сургут

В ходе нашей паломнической поездки мы посетили многие святые места: Оптину пустынь, Шамордино. Я впервые узнала о Тихоновой пустыни, Казанском женском монастыре в Калуге.

Мне очень понравилась наша паломническая поездка. Хотелось бы выделить впечатления, оставшиеся после Тихоновой пустыни и Звенигорода. Звенигород - это город, явно противоречащий своему названию. Когда вышли из автобуса, то все поразились необыкновенной тишине, царящей вокруг и в самом Саввино-Сторожевском монастыре. Купальня, скит Тихоновой пустыни надолго останутся в моей памяти.

Я думаю, что тот духовный багаж, который я приобрела в поездке, окажет благотоворное влияние на мое дальнейшее духовное развитие.

Хотелось бы посетить еще раз абсолютно все, но особенно хочется вернуться в Троице-Сергиеву лавру.

Надеюсь когда-нибудь побывать у батюшки Серафима в Дивеево.

Любая паломническая (да и не паломническая) поездка приносит свои впечатления. Но эта запомнится, наверное, на всю жизнь и будет помогать мне в дальнейшем духовном возрастании. Душу переполняет множество впечатлений, а еще чувство благодарности к тем людям, которые нам помогают в организации подобных поездок.

Маргарита Александрова,
    9 кл. НОУ "Сургутская православная
    классическая гимназия"

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.