2200 заключенных содержится сегодня в Тюменской колонии. Некоторые сидят уже не в первый раз, и так и не встали на путь исправления. Само по себе лишение свободы многих ничему не учит, а только озлобляет. Чтобы осознать свою вину, человек должен думать о душе. А если его с детства не приучили к духовной жизни - самое время приучать. Пока он находится в исправительном учреждении.
Эта мысль давно возникла у бывшего начальника колонии Александра Зобнина. Тогда, лет пять назад, колонию посетил архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий.
- Меня тогда приятно удивило, что владыка не брезговал общаться с ВИЧ-инфицированными заключенными, - рассказал Александр Дмитриевич. - Мы показали владыке колонию, он пообщался со спецконтингентом, потом оказывал материальную помощь. И тогда мы и договорились об освящении места под строительство храма.
Храм строили своими силами. Инженер Виктор Макаров сделал проект, который епархия одобрила. Архиепископ Димитрий освятил место под строительство часовни. Сегодня этот крест стоит во дворе за часовней - под высоким забором с колючей проволокой. Каркас часовни сварен из металлоконкострукций, сверху обложен кирпичом. Стройку закончили за полтора года. Строителям из числа заключенных их сотоварищи собирали сладости. Часовня объединила заключенных, заставив на какое-то время забыть о внутренних распрях, которых здесь много.
- Спецконтингент вообще-то духовными вещами интересуется, - рассказал заместитель начальника колонии по воспитательной работе и кадрам подполковник Александр Филимонов. - По закону мы не можем запрещать другим религиозным организациям общаться с заключенными, но у нас есть список организаций, которые можно допускать на территорию колонии. Согласно приказу, вход сюда закрыт для "Свидетелей Иеговы", мормонов, "Аум Сенрике" и других деструктивных сект.
- Эти встречи добровольные или обязательные, может ли заключенный отказаться идти на какую-то встречу?
- Не может здесь быть ничего добровольного. Если идут на лекцию - то все идут. Да тут развлечений-то немного, никто и не пытался отказываться. Не хочешь - не верь, никто не заставляет. Но отряд должен быть всегда вместе. Поймите, это просто вопрос порядка и безопасности.
Часовню в честь Анастасии Узорешительницы построили своими силами и из своих материалов.
- Но я могу назвать двух спонсоров, - рассказал бывший начальник колонии Александр Зобнин. - Это Борис Яцков, владелец фирмы "Дельта-4", и Анатолий Гуляков, руководитель "Хлебторгсервиса".
- Много народу сюда ходит?
- Постоянных - человек десять, а иногда до двадцати набирается.
В общем, сложно было бы ожидать особых духовных подвигов от людей, большинство из которых осуждены за убийство, грабежи, воровство. Наверняка многие из них, выйдя "на свободу с чистой совестью", забудут и дорогу в храм.
Но хочется надеяться, что не забудут. Такого же мнения придерживается и владыка Димитрий:
- Храм - это Дом Божий, здесь Господь всегда незримо присутствует. И не нам знать, кто спасется, а кто нет. Даже если один спасется, если только один человек станет лучше - это уже стоит того, чтобы строить храмы. Посмотрите на нашу историю: до революции в России было очень мало тюрем, и везде были храмы. А сейчас все наоборот: тюрем много, очень многие люди отбывают наказание - а храмов мало. Может, если начать работу именно над духовностью народа, то ситуация изменится?
Во время освящения часовни всех заключенных провели мимо: на плацу проходила перекличка, а в 11.30 в выходные дни у многих были свидания с родственниками. На небольшом плацу отряды сменялись один за другим.
В сторону храма смотрели с интересом.
После окончания чина освящения нового храма владыка Димитрий вручил бывшему начальнику колонии Александру Зобнину и нынешнему заместителю начальника по воспитательной работе Александру Филимонову архиерейские грамоты - в благодарность за труды на ниве возрождения Православия. Владыка также передал в дар библиотеке колонии книги духовно-нравственного содержания. Владыке подарили две картины, написанные заключенными.
Анна Белова
Фото диакона Андрея Ефремова
|